|
|||
Добрые сказочные образы. Опера А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»Билет № 6 Добрые сказочные образы. Опера А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица» Ответ на билет 1. Александр Николаевич Островский написал сказку, а Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка». В опере есть такие герои как: Дед Мороз, Снегурочка, пастушок Лель, царь Берендей и др. ü Песня Деда Мороза – суровая, угловатая и слегка устрашающая. Партия Деда Мороза поручена низкому мужскому голосу – басу. Он звучит густо, важно, сурово. ü Ариетта Снегурочки. Ариетта – это маленькая ария. Снегурочка поёт о своей мечте жить среди людей и слушать пастушьи песни. Музыка ариетты – это музыкальный портрет юной, нежной и хрупкой Снегурочки. Партию Снегурочки исполняет «серебристый» высокий женский голос – сопрано. Аккомпанируют пению Снегурочки флейты: они звучат прохладно, прозрачно и волшебно. Ведь Снегурочка – необычное фантастическое существо. ü Песня Леля похожа на распевную народную песню. Лель – пастушок посвятил эту песню Снегурочке: «Земляничка-ягодка Под кусточком выросла, Сиротинка-девушка На горе родилася. Ладо мое, ладо! Земляничка-ягодка Без пригреву вызябнет, Сиротинка-девушка Без привету высохнет. Ладо мое, ладо! » Песня сначала звучит без аккомпанемента, как поют песни в народе. Мелодия её звучит печально, проникновенно и доводит Снегурочку до слёз. Партию Леля в опере исполняет альт – низкий женский голос. Альт звучит гуще и глубже, чем сопрано. Поэтому иногда в операх женщины исполняют парти юных героев – мальчиков или юношей. ü Довелось Снегурочке встретиться и с самим царём Берендеем – добрым, мудрым старцем. В опере царь Берендей поёт Каватину (разновидность оперной арии). Мелодия каватины размеренная и спокойная. Музыка полна тихого восхищения чудесами природы, в том числе Снегурочкой. Голос, выбранный для Берендея, - тенор, высокий мужской голос. Звучание его светлое и чистое. Партия тенора поётся на октаву ниже, чем записано в нотах. 2. П. И. Чайковский балет «Спящая красавица». В сказке добро сталкивается со злом и преодолевает его. Зло представлено в образе феи Карабос, а добро – в образе феи Сирени. Начинается балет со вступления. В первой части звучит таинственная злая тема феи Карабос, а во второй ласковая, светящаяся добром, успокаивающая тема феи Сирени. Темы злой и доброй фей звучат в балете несколько раз, когда на сцене появляются их персонажи. Фея Карабос характеризуется колючей, острой, отрывистой, зловещей темой. Она звучит причудливо, угловато, с внезапными акцентами, мелодия стремительная, напоминает кружение веретена. Тема феи Сирени, наоборот, звучит мягко, красиво, плавно, трепетно и задушевно. Отсутствуют острые звучания. Музыка постепенно набирает силу, расцветает, звучит уверенно и торжественно. В балете в конце показан бал и на бал приходят сказочные персонажи – Кот в сапогах и Белая кошечка, Красная Шапочка и Волк, Мальчик с пальчик с братьями и Людоедом. Танец Кот в сапогах и Белой кошечки. В музыке слышны и нежные, вкрадчивые интонации, и настороженные, тревожные, когда Кот и Кошечка наблюдают друг за другом, и внезапные цепкие, колючие аккорды, которые похожи на царапанье, шипение и драку капризной Кошечки с Котом. Танец заканчивается их ссорой. Танец Красной Шапочки и Волка. В музыке мы узнаем беспечную, добродушную, жизнерадостную Красную шапочку. Музыка Волка все менее страшная, он не хочет обижать Красную Шапочку, и даже ласкается к ней и старается успокоить её. На бал пришел Мальчик с пальчик со своими братьями и рассказал, как он перехитрил злого Людоеда. Музыка веселая и быстрая. А вот огромные шаги Людоеда в музыке изображены большими скачками в низком регистре. Перепуганные Мальчик с пальчик и его братья бросились наутёк.
|
|||
|