Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Добрые сказочные образы. Опера А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»



Билет № 6

Добрые сказочные образы. Опера А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица»

Ответ на билет

1. Александр Николаевич Островский написал сказку, а Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка».

В опере есть такие герои как:

Дед Мороз, Снегурочка, пастушок Лель, царь Берендей и др.

ü Песня Деда Мороза – суровая, угловатая и слегка устрашающая. Партия Деда Мороза поручена низкому мужскому голосу – басу. Он звучит густо, важно, сурово.

ü Ариетта Снегурочки. Ариетта – это маленькая ария. Снегурочка поёт о своей мечте жить среди людей и слушать пастушьи песни. Музыка ариетты – это музыкальный портрет юной, нежной и хрупкой Снегурочки. Партию Снегурочки исполняет «серебристый» высокий женский голос – сопрано. Аккомпанируют пению Снегурочки флейты: они звучат прохладно, прозрачно и волшебно. Ведь Снегурочка – необычное фантастическое существо.

ü Песня Леля похожа на распевную народную песню. Лель – пастушок посвятил эту песню Снегурочке:

«Земляничка-ягодка

Под кусточком выросла,

Сиротинка-девушка

На горе родилася.

Ладо мое, ладо!

Земляничка-ягодка

Без пригреву вызябнет,

Сиротинка-девушка

Без привету высохнет.

Ладо мое, ладо! »

Песня сначала звучит без аккомпанемента, как поют песни в народе. Мелодия её звучит печально, проникновенно и доводит Снегурочку до слёз. Партию Леля в опере исполняет альт – низкий женский голос. Альт звучит гуще и глубже, чем сопрано. Поэтому иногда в операх женщины исполняют парти юных героев – мальчиков или юношей.

ü Довелось Снегурочке встретиться и с самим царём Берендеем – добрым, мудрым старцем. В опере царь Берендей поёт Каватину (разновидность оперной арии). Мелодия каватины размеренная и спокойная. Музыка полна тихого восхищения чудесами природы, в том числе Снегурочкой. Голос, выбранный для Берендея, - тенор, высокий мужской голос. Звучание его светлое и чистое. Партия тенора поётся на октаву ниже, чем записано в нотах.

2. П. И. Чайковский балет «Спящая красавица».

В сказке добро сталкивается со злом и преодолевает его. Зло представлено в образе феи Карабос, а добро – в образе феи Сирени. Начинается балет со вступления. В первой части звучит таинственная злая тема феи Карабос, а во второй ласковая, светящаяся добром, успокаивающая тема феи Сирени. Темы злой и доброй фей звучат в балете несколько раз, когда на сцене появляются их персонажи. Фея Карабос характеризуется колючей, острой, отрывистой, зловещей темой. Она звучит причудливо, угловато, с внезапными акцентами, мелодия стремительная, напоминает кружение веретена. Тема феи Сирени, наоборот, звучит мягко, красиво, плавно, трепетно и задушевно. Отсутствуют острые звучания. Музыка постепенно набирает силу, расцветает, звучит уверенно и торжественно.

В балете в конце показан бал и на бал приходят сказочные персонажи – Кот в сапогах и Белая кошечка, Красная Шапочка и Волк, Мальчик с пальчик с братьями и Людоедом.

Танец Кот в сапогах и Белой кошечки. В музыке слышны и нежные, вкрадчивые интонации, и настороженные, тревожные, когда Кот и Кошечка наблюдают друг за другом, и внезапные цепкие, колючие аккорды, которые похожи на царапанье, шипение и драку капризной Кошечки с Котом. Танец заканчивается их ссорой.

Танец Красной Шапочки и Волка. В музыке мы узнаем беспечную, добродушную, жизнерадостную Красную шапочку. Музыка Волка все менее страшная, он не хочет обижать Красную Шапочку, и даже ласкается к ней и старается успокоить её.

На бал пришел Мальчик с пальчик со своими братьями и рассказал, как он перехитрил злого Людоеда. Музыка веселая и быстрая. А вот огромные шаги Людоеда в музыке изображены большими скачками в низком регистре. Перепуганные Мальчик с пальчик и его братья бросились наутёк.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.