|
|||
Иван-царевич и другие
В любой волшебной сказке, кроме главной героини, которую надо спасти или завоевать, есть главный герой. Тот самый, который идет на все ради любимой. Мифологизированный образ главного героя русских народных сказок. Его деяния - образец достижения наивысшего успеха. По повелению или по собственному долгу Иван Царевич призван выполнять некую опасную и сложную задачу, связанную с риском и геройством, и при этом он проходит через такие испытания, которые и делают его достойным статуса «царевича». Упоминание о нём как о сказочном персонаже зафиксировано в литературе в конце XVIII-начале XIX века. Царевич – типическая фигура, что подчёркнуто именем: в 37 из проанализированных нами сказок он зовётся одинаково – Иван. Царевич – воплощение всего самого лучшего: «…и красивый, и умный, и славный; об нем песни пели, об нем сказки сказывали; он красным девушкам во сне снился». Его манеры изысканы: «кресты кладёт по-писаному, поклоны ведёт по-ученому». Но специфической чертой царевича является другое – харизма. Иногда она проявляется с рождения. Царица долго не может забеременеть, усердно молится и видит сон о златоперой рыбе, которую нужно изловить и съесть, чтобы родить сына. Сон сбывается, и ребенок тотчас же демонстрирует сверхъестественные качества: он фантастически быстро развивается («не по дням, а по часам») и становится сильномогучим богатырём. В одной из сказок царевич отправляется совершать подвиги, будучи десятилетним, а в другой и вовсе – девятисуточным. Однако столь ранее проявление харизмы – исключение, а не правило. В большинстве сказок у царевича присутствуют лишь задатки уникальных способностей, которые полностью раскрываются только в определённых условиях. Демонстрация сверхъестественных качеств требуется, например, при наследовании отцовского трона. Как правило, такое «тестирование» происходит в несколько этапов. «Сказка об Иван-царевиче, жар-птице и о сером волке» начинается с истории о том, что в волшебный сад повадилась летать жар-птица, клюющая золотые яблоки. Три царских сына по очереди охраняют деревья, но только Ивану-царевичу удается подстеречь жар-птицу и схватить её за хвост. Очевидно, что причина неудачи старших братьев не столько в их безответственности, сколько в отсутствии харизмы: они лишены сверхъестественных способностей (не имеют магического зрения), и потому просто не видят птицу, прилетевшую из Иного мира. Ещё более любопытно выглядят испытания в сказке «Царевна-лягушка». Там герои вынуждены доказывать свои уникальные способности несколько раз. Сначала царь требует от сыновей жениться, но жену выбрать с помощью стрелы и лука: «кто куда стрельнет, тому там и невесту брать». Выбор стрелы в качестве орудия судьбы имеет особое значение – это предмет, принадлежащий двум мирам: миру живых и миру мёртвых (с её помощью живое можно сделать мёртвым). Таким образом, стрела должна продемонстрировать, кто из троих царских сыновей может «открыть дверь» в Иной мир. Затем царские испытания обращаются к будущим царевнам: им нужно сшить рубаху, испечь хлеб и станцевать на пиру. Попытки сделать это обычными способами проваливаются: рубашки и хлеб, созданные жёнами старшего и среднего сыновей, оказываются самыми обычными, а танец лишь раздражает царя. Только лягушка, получившая свой хлеб и рубаху из Иного царства («Няньки-мамки тотчас принесли рубашку самой лучшей работы»), заслуживает одобрения, а её танец однозначно свидетельствует о магических способностях претендентки: она делает из мёртвого (обглоданные кости в рукаве) живое («стали летать разные птицы»). Другим типом «теста» на наличие у наследника харизмы выступает в сказках сватовство царевича. В силу того, что выбранная невеста сама обладает сверхъестественными способностями, рядовая процедура оборачивается полным опасностей испытанием. Отец невесты требует от претендентов невозможного: узнать невесту среди одинаковых девиц, попариться в раскаленной бане, съесть бесчисленное количество еды, объездить дикого коня, построить за одну ночь дворец или мост, разбить сад и т. п. Очевидно, что выдержать такие испытания, не будучи сакральной личностью, невозможно. Но кроме магии царевичу требуются и чисто житейские качества: смекалка, хитрость, находчивость. Печальную судьбу претендента на престол, не обладающего ни харизмой, ни сообразительностью рисует сказка «Безногий и слепой богатыри». Царевна-богатырка, поняв, что вышла замуж за обычного человека, а все испытания проходил его слуга, при первом же удобном случае избавляется от мужнина помощника и мстит супругу. Она тащит привязанного царевича за повозкой, а затем заставляет его пасти коров. Но наиболее сложным типом испытаний является путешествие претендента в Иное царство (Страну мертвых) за похищенной матерью, женой или волшебной вещью (живой водой, молодильными яблоками и т. п. ). Именно в этом походе раскрываются все сверхъестественные способности царевича. У камня на перепутье он интуитивно выбирает правильную дорогу, что не удается его братьям, обычным людям. Затем, дойдя до границы Иного царства, без труда в него попадает, произнеся нужные слова (заклинания), разворачивающие в правильном направлении избушку на курьих ножках. После этого царевич заручается поддержкой стража границы иномирья – Бабы-яги, и, узнав от неё дорогу, оказывается, наконец, лицом к лицу с главным сверхъестественным противником: многоглавым чудом-юдом, Змеем-Горынычем или Кощеем Бессмертным. Следует поединок, в ходе которого герой убивает злодея и с освобождённой матерью, невестой/женой и волшебными трофеями торжественно возвращается на Русь. Триумф, впрочем, на некоторое время откладывается из-за ревности старших братьев. Недовольные тем, что их младший родственник выполнил задания отца и, вероятно, получит престол вопреки принципу старшинства, братья убивают Ивана. Однако здесь связь претендента на престол с миром сверхъестественного раскрывается во всей полноте: при содействии волшебных помощников Иван-царевич возвращается с того света, вскрывает правду и мстит обидчикам. Подобен Ивану-царевичу и королевич Елисей. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Королевич Елисей представлен в образе сильного и смелого героя, готового на все ради счастья своей невесты. Бова Королевич– литературный герой. Во второй половине XVI века широкую популярность получают европейские «рыцарские романы». Первое место среди них занимает «Повесть о Бове Королевиче». Источник ее — французско-итальянский роман о подвигах Бово д’Антона, но попал он к нам через южнославянское посредство (в белорусском пересказе). Обычно русские тексты этой повести назывались: «Гистория о некоем храбром витязе и о славном богатыре о Бове Королевиче». В виде потешных книг она бытовала при дворе, а в рукописных вариантах — среди низших сословий. Это был не просто перевод: иноземное сочинение получило русскую окраску, в него вносились разного рода подробности, придававшие ему русский колорит, содержание намеренно связывалось с русской жизнью, а герои стали похожи на русских людей.
Отдельно хочется рассмотреть образ мужчины-ценного приза, который мы можем встретить в сказке о Финисте-ясном соколе.
Её сюжет во многом напоминает " Царевну-лягушку", но здесь герои будто бы поменялись местами: магией обладает Финист, и именно его отправляется искать главная героиня. Однако тут причиной такого сюжетного поворота является не необдуманный поступок девушки, а зависть её сестёр (в сказках женщины вообще редко совершают глупые поступки в отличие от героев-мужчин). Другое важное отличие в том, что, будучи вынужденным покинуть возлюбленную, Финист не страдал в одиночестве, а женился. Дальнейшее развитие сюжета представляет собой борьбу двух женщин за любовь и внимание героя, который в конце отдаёт предпочтение главной героине. Несмотря на такую необычную фабулу, герой-мужчина здесь отнюдь не находится в беспомощном или бесправном положении, сводящим его до уровня субъекта: он строит свою личную жизнь и самостоятельно принимает решение, тогда как женщины соревнуются за право покорить его сердце. Таким образом, главной задачей мужских персонажей в сказках является обрести или удержать власть, уважение, признание, утвердиться в этом мире и заставить считаться с собой. Но, даже несмотря на порицаемые обществом феминные черты в ряде героев, этим персонажам также удавалось достигнуть успеха, что отличает их от женских героинь с маскулинными чертами, которых ожидала незавидная участь. Негативный жизненный сценарий мы наблюдаем только у мужчин, оказавшихся в тени своих жён и тем самым отказавшихся от власти как неотъемлемого атрибута стереотипной мужественности
|
|||
|