Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





I. Методический комментарий. II. Цели и задачи урока



 

Конспект сдвоенного урока№1

Тема: «Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
(урок литературы)

10-а (гуманитарный) класс  

I. Методический комментарий

На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и  ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).

Школьники уже изучили лирику Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. В качестве домашнего задания учащимся было предложено прочитать произведения данных поэтов о любви, подумать, можно ли их объединить в циклы (повторение темы «Лирический цикл»), и поразмышлять над вопросом «Почему любовь поэта «безумное чувство», на которое он «осужден», по словам А. С. Пушкина» (перспективное задание)?

Учащиеся распределены заранее по группам (всего три группы). Подготовка к уроку включает  в себя также задание-исследование для каждой из групп, которое дается за неделю, связанное с поиском и изучением материала по истории любви поэта в виде презентации: 1 группа – А. Фет, 2 группа – Н. Некрасов, 3 группа – Ф. Тютчев.

Тип урока - урок комплексного применения знаний.

II. Цели и задачи урока

Учебные:

· познакомить учащихся с любовной лирикой Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова («денисьевский», «лазичевский», «панаевский» циклы).

· формировать умение грамотно соотносить жизненные факты биографии поэтов с воплощенными в произведения художественными фактами, показать своеобразие стиля каждого автора, углубить представления о соотношении лирического героя и автора, образа и прототипа

  • помочь школьникам перейти от уровня содержания самостоятельно прочитанных стихотворений поэтов к уровню смысла;
  • формировать содержание понятий «образ», «прототип»,  «лирический герой», «автор», «лирическая героиня», «цикл», «сюжет», «мотив», «хронотоп».

Развивающие:

  • развитие навыка публичного выступления с сообщением, обучение выразительному чтению.
  • продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • накопление читательского опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных литературных произведений.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетически подготовленного читателя, слушателя;
  • формирование представлений о художественном творчестве как жизненно важной и глубоко специфической духовной деятельности;
  • формирование содержания понятий «любовь поэта», «источник вдохновения»
  • формирование навыков работать в группе;

III. Оборудование:

1. Тексты стихов Тютчева, Фета, Некрасова без указания автора (в каждой группе соответственно);

2. Карточки-алгоритмы для составления вывода (для каждой группы);

3. На доске записана тема урока – «Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и А. Фета »,  понятия: «образ», «прототип», «лирический герой», «автор», «лирическая героиня», «цикл», «сюжет», «мотив», «любовь поэта», «источник вдохновения» и эпиграф из романа «Евгений Онегин»: «…Безумная душа поэта еще любить осуждена»; перечень стихов каждого поэта вне хронологической последовательности (в середине, справа и слева):

Поэт №1 Поэт №2 Поэт №3
1. «Тяжелый крест достался ей на долю…», 2. «Давно отвергнутый тобою... », 3. «Прости! Не помни дней паденья…», 4. «Да, наша жизнь текла мятежно... », 5. «Мы с тобой бестолковые люди…», 6. " Я не люблю иронии твоей", 7. «Как ты кротка, как ты послушна», 8. «Ты всегда хороша несравненно», 9. «Сожжённые письма», 10. «Поражена потерей невозвратной... », 11. «Тяжёлый год – сломил меня недуг», 12.  «Так это шутка? Милая моя... » 1. «Старые письма", 2. " Недвижные очи, безумные очи", 3. " Солнца луч промеж лип... ", 4. " Долго снились мне вопли рыданий твоих" 5. “Шепот, робкое дыханье... ” 6. “На заре ты ее не буди” 7. “Ты отстрадала, я еще страдаю... ”, 8. “В тиши и мраке таинственной ночи... ”, 9. “Alter ego” 10. «Страницы милые опять персты раскрыли…», 11. «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…» 12. «Когда читала ты мучительные строки…»   1. «Ты, волна моя морская... », 2. «Последняя любовь», 3.  «Hе знаю я, коснётся ль благодать... », 4. «Предопределение», 5. «Hе говори: меня он, как и прежде, любит... », 6. «О, не тревожь меня укорой справедливой... », 7. «Чему молилась ты с любовью... », 8.  «Пламя рдеет, пламя пышет... », 9. «О, этот Юг, о, эта Hицца!.. », 10. «Весь день она лежала в забытьи... », 11. «О, как убийственно мы любим... », 12. «Как ни дышит полдень знойный» 13. «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло... », 14. «Hет дня, чтобы душа не ныла... » 15.  «Я очи знал, – о, эти очи... », 16. «Близнецы»

4. Мультимедийные презентации - история любви поэта (одна от каждой группы)

План урока:

1. Введение в урок.

2. Работа с текстом высказывания, записанного на доске.

3. Фронтальная беседа-опрос по домашнему заданию: размышления над вопросом “Почему любовь поэта «безумное чувство», на которое он «осужден», по словам А. С. Пушкина»

4. Работа с терминами и понятиями, записанными на доске.

5. Индивидуальная и групповая самостоятельная работа по созданию лирических циклов Поэта №1, Поэта №2, Поэта №3. Прогнозирование.

6. Работа с таблицей, обмен мнениями, выступления групп о результатах микроисследований на заданную тему. Прогнозирование.

7. Мультимедийные презентации. Формирование понятий «образ», «прототип», «лирический герой», «автор».

8. Поведение итогов.

9. Объяснение домашнего задания.

10. Оценка работы на уроке.

Ход урока

1. Введение в урок.

Слово учителя: Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленнной… Это любовь.

- Что такое любовь? Человек не может прожить без любви, ведь в жизни каждого она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остаётся в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжёлым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему в жизни счастлив лишь тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство. Так что же такое любовь, то чувство, которое заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать, которое помогает нам в трудные минуты жизни, даёт нам силу, а главное - дарит нам надежду? Конечно, полного, исчерпывающего ответа на этот вопрос дать невозможно: каждый понимает это по-своему, и каждый чувствует своё. Но я думаю, что все согласятся с тем, что любовь, прежде всего, чувство бескорыстное, чувство вечное.

Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, говорили о ней и тысячи лет назад, конечно, о ней будут говорить и через много-много лет.

 Любовь неотделима от жизни, она её основа. Итак, кто только не писал о любви, не пытался разгадать её загадку, найти её " формулу"!

- Отличается ли любовь поэта от любви простого смертного? Докажите.

2. Работа с текстом высказывания, записанного на доске. Фронтальная беседа-опрос по домашнему заданию: размышления над вопросом «Почему любовь поэта «безумное чувство», на которое он «осужден», по словам А. С. Пушкина»

- Какова тема этого высказывания? Кто его автор? Предлагается обсудить каждой из групп содержание высказывания (на работу – 2 минуты)

Каждая из групп зачитывает свои выводы.

Слово учителя: Прочитав строки Пушкина, мы все обратили внимание на некое, на первый взгляд, противоречие. 1. Любовь как безумие и кара не совпадают с нашими представлениями о чувстве поэта. 2. Источник любви поэта – мечта, грёза, источник вдохновения. Поэт поднимает возлюбленную до идеала и любит всегда как в первый раз. Любовь поэта – действительно «безумное чувство», на которое он «осужден»: в стихах чувство получает вечную жизнь.

4. Работа с терминами и понятиями, записанными на доске.

Слово учителя: Теперь, пользуясь пушкинским образцом, попытаемся увидеть, как развиваются чувства лирического героя в лирике других поэтов – Тютчева, Фета, Некрасова. Объявляется тема урока, учитель просит детей отметить те термины и понятия на доске, которые использовались при ответах на вопросы по домашнему заданию.

5. Индивидуальная и групповая самостоятельная работа по созданию лирических циклов Поэта №1, Поэта №2, Поэта №3

В каждой группе

a. Карточки-алгоритмы для составления вывода,

b. Тексты стихотворения поэтов без указания авторов и дат,

c. На доске – перечень стихов каждого поэта вне хронологической последовательности для каждой группы

Задание в каждой группе одинаковое:

1. выстроить стихотворения своего поэта в цикле, соблюдая развитие любовного романа,

2. определить пространственно-временные рамки в цикле (хронотоп)

3. кратко записать сюжет любовного романа, приводя необходимые цитаты

4. выделить мотив – повторяющийся образ цикла

5. дать характеристику лирической героини

6. дать характеристику лирического героя

7. найти «главное» стихотворение цикла, в котором отражена концепция любви поэта; объяснить свой выбор

Группа определяет своих ответственных, исходя из задания и используя рабочие средства, группы отрабатывают свою задачу, формулируют результат своей работы в виде отчета, проверяют свою задачу в отношении совместно заданной цели.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Время работы – до конца 1 урока.

6. Работа с таблицей, обмен мнениями, выступления групп о результатах микроисследований на заданную тему. 2 урок.

По окончании времени исследовательской работы выбранные группой представители докладывают о ходе и результатах исследования (у доски также выходят ученики, работавшие над хронологией цикла, они расставляют стихи в сюжетной последовательности), подводят итоги и предлагают другим группам запись вывода, сделанного группой. Учитель или представители других групп могут задать выступающим интересующие их вопросы.

В результате у всех должны быть  записи в тетрадях.

Слово учителя: Цикл обладает общим предметом изображения, композицией и внутренней структурой. В центре внимания здесь находится диалектика развития трагических отношений между двумя людьми, соединёнными взаимным чувством. Внешнее построение цикла определяется объективным ходом развития той жизненной истории, которая легла в основу изображения в нём.

- Запишите свои предположения об авторстве стихов каждого цикла. (примерная таблица записей в тетради)

  Поэт №1(Некрасов) первая группа

Поэт№2(Фет)

 вторая группа

Поэт №3(Тютчев) третья группа
История любви Взаимоотношения героев в прошлом, это давняя, быть может, проходящая любовь. Отношения непросты. Когда-то он долго добивался её любви, преодолевая «суровость»; она дорога ему и сейчас, хотя это чувство колеблется от любви до ненависти. Это продолжения вновь и вновь начинаемого спора, ссоры, диалога: «Я не люблю иронии твоей... », «Да, наша жизнь текла мятежно... », «Так это шутка? Милая моя... ». Герой и героиня, культурные люди, в их отношениях  - ирония и высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей любви и заранее грустят. Герой страшится поставить точку во взаимоотношениях. Последнее «прости» говорит о чувстве признательности своей возлюбленной за все, возникает образ «любви светило»

Сначала передается радостное состояние первой влюбленности, когда окрыленный человек ощущает единство со всем мирозданием, в центре которого оказывается боготворимая Она. Образ Ее сливается с трелями соловья, отражается в колеблющейся глади вод, в румянце утреннего неба. Но мы понимаем, что история трагична. Это воспоминание, рассказ человека о своей трагической любви. Героини уже нет в живых. Герой говорит с возлюбленной, как с живой, добиваясь у нее ответа, даже завидуя ее безмолвию и небытию: «Очей тех нет — и мне не страшны гробы». Звучит отказ поэта примириться с вечной разлукой, со смертью любимой. Здесь даже " небытие" ощущается им как нечто позитивное, как неразрывная уже связь с ней. Преодолевая трагедию, герой превращает ее в драматическую радость, в гармонию, в постоянный источник вдохновения.

Перед нами рассказ человека о своей трагической последней любви. Она молода и прекрасна, он немолод и несвободен. Их любовь запретна. Герои ничего не могут изменить, исправить в сложившейся ситуации. Звучат мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека. Любовь эта была трудной, горькой для обоих. Их любовь - «роковой поединок» двух сердец, в котором «изноет» то сердце, которое «нежней». Это оказывается лирическая героиня - гибель любимой женщины. Герой теперь ничего не может сделать, не в силах вернуть ее. Он еще не до конца осознает боль утраты, ему предстоит все это пережить.
Лирическая героиня «Хороша несравненно», «она» называется «желанной Душою», «тихой», «доброй моей». Она - личность, знающая волнения, тревоги, испытывающая необходимость утвердить то, что ей кажется справедливым, умеющая сама найти выход из горестных обстоятельств. Не только «подруга трудных, трудных дней», «подруга темной участи», но единомышленница человека, избравшего нелегкую писательскую стезю. Характер дан в развитии, в разных его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать

Она лишена социально-бытовой и характерологической конкретности. «Люблю на локон твой засматриваться длинный", " кудрей руно златое", " тяжким узлом набежавшие косы", " прядь пушистая волос" и " косы лентой с обеих сторон". Хотя эти описания и носят несколько общий характер, тем не менее создается довольно четкий образ прекрасной девушки. Ее глаза: то это " лучистый взор", то " недвижные очи, безумные очи". Она, давно умершая, живет в его памяти и в стихах. Прекрасный и давно ушедший идеал другого мира, но и нравственный судья его земной жизни. Любимая - нравственный судия и идеал

Героиня кажется горестной, бесконечно страдающей, пожалуй, и «чудной» и «чудной» – странной, нерешительной, не понятной никем. Свою возлюбленную может сравнить с морской волной, она молода, но борется и в схватке с толпой побеждает, сумев сохранить свою любовь. Ее портрет является отражением духовных переживаний. Внешний облик лирической героини показан не как реально достоверный, а таким, каким его воспринимал сам герой. Конкретной деталью портрета являются лишь ресницы, для описания же взора возлюбленной используются прилагательные, передающие чувства лирического героя. Таким образом, портрет возлюбленной является психологическим
Лирический герой О нем известно меньше, чем о ней. Герой, надломленный жизнью, склонный и к унынию, и к озлоблению, и к ревности, но наделен благодарной памятью, ему горька мысль о расставании с былым. Лирический герой называет свою любовь странной, потому что испытывает сложные чувства: желает счастья и обретения покоя и в то же время надеется, что и она тоскует без него (" Но мысль, что и тебя гнетёт тоска разлуки, Души моей смягчает муки... ) Ему хочется, чтобы общее прошлое осталось дорогим и для его избранницы.  «О сердце бедное мое! Боюсь: ты скоро изнеможешь... Простить не можешь ты ее... Зачем же не любить не можешь?.. »  

«Сгоревший человек». Он жив, но мертв душою. Лирический герой называет себя «палачом», подчеркивая тем самым осознание своей вины. Но он — «несчастный» палач, так как, погубив возлюбленную, погубил и себя, свою собственную жизнь. Он остро чувствует свою вину за гибель любимой, и наказанием за это явились " две капельки слез" и " холодная дрожь", которые он в " бессонные ночи навек перенес". Лишь смерть способна вернуть то, что отнято жизнью. Отказ  примириться с вечной разлукой, со смертью любимой. Даже " небытие" ощущается им как нечто позитивное, как неразрывная уже связь с ней. Преодолевая трагедию, герой превращает ее в драматическую радость, в гармонию, в постоянный источник вдохновения. Время размывает свои границы. Для него и прошлое, и настоящее, и будущее — это " теперь" - «ты и я — мы встретимся, — теперь». Он дает любимой торжественное обещание: " Я пронесу твой свет через жизнь земную: он мой - и с ним двойное бытие"

Он немолод. Человек « на склоне лет» Не сумев оградить любимую женщину от " суда людского", поэт к себе самому обращал горький упрек. Он не может бороться с этим, обвиняет, корит себя, но остается бессильным перед обвинителями. Он как птица с поломанными крыльями, передает чувство потрясения от тяжелой утраты, опустошенности, бессилия: «Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому не удавалось! О Господи!.. и это пережить... И сердце на клочки не разорвалось». Страдающий человек не желает избавиться от мук любви, ибо она дарит ему полноту и остроту мироощущения. Смерть героини цикла — это и метафорическая смерть героя (ср.: «я был при ней, убитый, но живой»), и смерть для него всего мира.
Хронотоп Воспоминания о зарождавшемся чувстве, настоящее и прошедшее время переплетаются

Ночь (в этом ее сходство с поэзией) - укрытие от суеты и маеты дня. Характерно описание событий в прошедшем времени

Время в цикле не линейно. Это касается и времени психологического, и времени исторического, и времени биографического, и, конечно, времени художественного. Заданное как календарное, последовательно-текущее, время оказывается как бы обращенным вспять. (“Я очи знал, - о, эти очи! ”, “Я встретил вас- и все былое... ”)
Мотивы, повторяющиеся образы Целый ряд сквозных примет объединяет стихи в единства: мятежности, ссоры («Если, мучимый страстью мятежной... », «Мы с тобой бестолковые люди... »); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя... », «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей... »); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно... », «Давно — отвергнутый тобою... »); писем («Сожжённые письма»). «Если мучимый страстью мятежной... » переходит в «Да, наша жизнь текла мятежно... ». Вступление «Тяжелый год — сломил меня недуг... » и «Тяжелый крест достался ей на долю... » тоже сводят эти стихи в некое единство. Образ креста соответствует высоте страдания. Мотивы страдания, “незаконности” любви, “мятежности В стихах часто встречаются такие сочетания, как радость - страдание, " блаженство страданий", " сладость тайных мук". " Томительная и скучная" жизнь противопоставлена " сердца жгучей муке", цель жизни сосредоточена в едином порыве души, пусть даже в нем она сгорает дотла - мотив любви и горения. Мотивы вины и наказания, которые явственно звучат во многих стихах: « Долго снились мне вопли рыданий твоих».

 Центральная для цикла оппозиция -«живое»/«мертвое», свет /тьма». Мир природы («Утихла биза…» и «Как хорошо ты…») оказывается миром одушевленным; входящее в оба текста слово «дышит» — устойчиво повторяющийся признак жизни. Мир героев («О, этот Юг…» и «Весь день она…»), напротив, описывается, как мир смерти. Мир героев и мир природы трагически разорваны

«Главное» стихотворение цикла, концепция любви «Тяжелый крест достался ей на долю... »! Содержание стихотворения составляют переживания лирического героя, вызванные упрёками возлюбленной в погубленной молодости. Всё стихотворение проникнуто мрачным настроением измученного болезнью и ревностью героя, который и понимает, что причиняет боль своими подозрениями. В любви нет гармонии, она проходит в борениях. " Проза" и " поэзия" в любви сочетаются. Любовь — земное чувство. Это цикл стихов о мучительном чувстве - поединке, о драме любви. любовь – борьба, любовь – вызов " Ты отстрадала, я еще страдаю... " Постоянно ощущает духовную близость со своей любимой. Любовь - костер, как и поэзия - пламя, в котором сгорает душа. Один раз " сгорев", то есть пережив настоящую любовь, герой не опустошен, и всю свою жизнь он сохранил в памяти свежесть этих чувств и образ любимой.

“Последняя любовь”. Лирический герой и здесь осознает, что любовь, возможно, будет гибельной: “Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней! ”. И тем не менее ощущение обреченности не мешает лирическому герою любить: “Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность... ” В последних строках лаконично характеризует само чувство: “Ты и блаженство, и безнадежность”.
Любовь - «поединок роковой» двух сердец,  несмотря на трагизм этого чувства, оно вносит в жизнь смысл

         

7. Мультимедийные презентации. Формирование понятий «образ», «прототип», «лирический герой», «автор».

Слово учителя: Теперь прослушайте истории любви поэтов. Ваша задача – определить, какая история любви отображена в вашем цикле, кто автор. Свои наблюдения запишите в таблицу.

1 группа подготовила презентацию о А. А. Фете. В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла, она сгорела. Трагедия произошла в доме отца. От непотушенной спички загорелся лежавший на полу подол платья, она только тогда это заметила, когда вся правая сторона его пылала огнём. Растерявшись, девушка вместо того, чтобы повалиться на пол, и постараться затушить огонь своим телом, бросилась бегом по всем комнатам к балконной двери. Горящие куски ткани отрывались и падали на паркет. Выбежав на балкон, несчастная лишь усложнила ситуацию - на воздухе пламя поднялось выше головы… В тот момент в доме было безлюдно, и никто не мог помочь объятой пламенем Марии справиться с огнём. Но все, кто находился во дворе, слышали, как горящим факелом пробегая по комнатам свои последние метры, она кричала: «Берегите письма! ». От сильных ожогов Марию невозможно было спасти, и на четвёртые сутки она скончалась. Её последней фразой было: «Он не виноват, а я…». До самой смерти поэт помнил о ней. Мария Лазич погибла в 1850 году, и более сорока лет, что поэт прожил без нее, были наполнены горькими воспоминаниями о его «сгоревшей любви».

2 группаподготовила презентацию о Н. А. Некрасове. Смолоду А. Панаева была необыкновенно красива, считалась одной из первых красавиц столицы: матовый цвет лица, черные волосы, черные огромные глаза. За Панаева она вышла почти девочкой, 18 лет. Около 1846 года сошлась с Некрасовым и прожила с ним под одной кровлей до 1863 года. Редкий день обходился без скандала. Некрасов был патологически ревнив. И столь же страстен, сколь непостоянен. Обвиняя, подозревая, распаляясь и незаслуженно оскорбляя, он остывал и мчался к Авдотье мириться только после ее ответных обвинений. В 1849 году Авдотья и Некрасов ждали ребенка, сын родился слабеньким и умер через несколько часов. Панаева окаменела от горя. Ей срочно нужно было привести нервы в порядок, и она отправилась на лечение за границу. Разлука моментально подхлестнула чувства Некрасова. Он забросал Авдотью нежнейшими письмами, и, получая от нее намеренно-равнодушные ответы, страдал ужасно. Панаева вернулась – с ней вернулась и идиллия в их союз. На непродолжительное время. Приступы яростной ревности и сокрушительной страсти сменялись у Некрасова холодным отчуждением. В приступах черной хандры он мог страшно оскорбить, нередко – в присутствии посторонних. Панаева страдала и терпела. Он поэт, у него сложная натура. Но он ее любит, любит… Хотя порой видеть не может. Вскоре она уехала заграницу. Панаева вернулась в Россию и в 1864 году вышла замуж за критика Головачева. Родилась дочь, и Авдотья с головой ушла в ее воспитание. А Некрасов, отданный после разрыва другим страстям, конечно, жил неспокойно. И все-таки тужил по ней, Авдотье, до смерти не забытой.

3 группа подготовила презентацию о Тютчеве. В 1850 году 47-летний Тютчев познакомился с 24-летней Еленой Александровной Денисьевой, учительницей своих дочерей.  Она была на двадцать три года моложе поэта, что не помешало ей испытать “такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергичную любовь, что она охватила и все его существо, и он остался навсегда ее пленником... ” Он, будучи женатым на Эрнестине Дернберг, и имея от неё троих детей, не считал себя вправе разорвать узы законного брака, к тому же он по-своему любил жену благодарной любовью поэта и очень дорожил её чувствами к себе. Но самые тяжелые испытания выпали все же на долю Денисьевой. Быть отвергнутой обществом и родным отцом, подвергнутой жесточайшим обвинениям – эту горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна. В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Елены Александровны от чахотки 4 августа 1864 года была невосполнимой утратой для поэта.

8. Поведение итогов.

- Кто же ваш автор? Докажите.

- Есть ли разница между лирическим героем и автором?

-Вернемся к эпиграфу. Чье понимание любви ближе к пушкинскому? Докажите.

Слово учителя: Итак, в циклах поэтов на тему любви – мы видим разное отношение лирических героев и к своим любимым, и к самой любви. Любовь – это страсть, это борьба, и сам герой отстаивает свои права в любви, верит в нее и надеется на возвращение любимой – так у Некрасова. Любовь – это горечь слез и разлук, это невозможность счастья, и надо с этим смириться – так у Тютчева. Любовь - костер, как и поэзия - пламя, в котором сгорает душа – так у Фета. Преодолевая трагедию, герой превращает ее в драматическую радость, в гармонию, в постоянный источник вдохновения.

- Кто прав? Кто обладает истиной?

Поэты не спорят. Важно понять одно: сравнение циклов любви таких разных и по-своему прекрасных поэтов позволяет увидеть, как глубоко и тонко может выразить поэтическое слово сущность любви, ее красоту и силу. Любовь для Тютчева, Фета, Некрасова – источник вдохновения и обогащения души, способ связи с миром, со всем живым.
Любовь поэта – действительно «безумное чувство», на которое он «осужден»: в стихах чувство получает вечную жизнь, непреходящую длительность, оплаченную «муками сердца», облегчающимися только в момент творчества.

И сейчас, через века, мы читаем прекрасные стихотворения Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова и А. А. Фета, восторгаемся силой их любовного чувства.

9. Объяснение домашнего задания.

Выбрать по 1 стихотворению поэта, не анализировавшемуся на уроке. Используя сведения о поэтике и биографической основе циклов Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и Н. А. Некрасова, полученные на уроке и самостоятельно, доказать, что выбранные стихотворения принадлежат именно этому автору и входят именно в этот цикл.

10. Оценка работы на уроке.

  • оценка работы участников групп;
  • оценка работы команд;
  • оценка восприятия, деятельности и результативности класса в целом.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.