Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Федеральное государственное бюджетное образовательное



Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации     

 

                                         

Кафедра гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО

 

  

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему

«Гигиенические требования к размещению, планировке

и оборудованию больниц»

 

 

Дисциплина           Гигиена

Специальность         31. 05. 01 Лечебное дело

Курс                        3                  

Семестр                  5

Количество часов  4

 

Уфа - 2018


Тема: «Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию больниц» на основании рабочей программы учебной дисциплины « Гигиена» по специальности « Лечебное дело», утверждённой 30 августа 2018 года.

 

 

Рецензенты:

д. м. н., проф. Перевалов А. Я.

д. м. н., проф. Боев В. М.

 

 

Авторы: ст. преподаватель Ялаева Э. Т.

 

Утверждено на заседании №10кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО от 26 июня 2018 г.

 


1. Актуальность темы. Гигиена лечебно-профилактических организаций (ЛПО) изучает взаимодействие между организацией медицинского обслуживания граждан и состоянием их здоровья, а также разрабатывает и реализует вытекающие из этого мероприятия. Задачи ее разнообразны. Среди них следует отметить разработку гигиенических нормативов, разработку и обоснование рекомендаций по соблюдению нормативов, организацию гигиенических мероприятий в процессе медицинского обслуживания, обеспечение надлежащих коммунально-гигиенических условий в больнице, создание благоприятной психологической атмосферы, профилактику внутрибольничных инфекций (ВБИ), подготовку и повышение квалификации медицинских работников в области гигиены. Знания раздела «Гигиена ЛПО» необходимы для повышения уровня профессиональной профилактической подготовки медицинских специалистов, эффективности и согласованности профилактических мероприятий и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия больных и персонала в лечебно-профилактических учреждениях.

2. Учебные цели: Приобретение знаний о гигиенических требованиях к ЛПУ, принципах профилактики ВБИ.  

Для формирования профессиональных компетенций и подготовки обучающихся к выполнению трудовых функций студент должен

знать:   

· гигиенические требования к выбору участка больницы, его планировке, системам застройки больницы, приемным отделениям, палатным отделениям, секциям и их помещениям, операционным блокам, пищеблокам и другим функциональным подразделениям больницы;

· гигиенические требования к микроклимату, воздушной среде, освещению больничных помещений, сбору, хранению и удалению отходов;

· основные требования к санитарно-гигиеническому режиму больницы, личной гигиене больных и медицинского персонала;

· вопросы гигиены труда медицинского персонала;

· требования к устройству и эксплуатации пищеблока больницы;

· нормативную документацию, необходимую для оценки лечебного учреждения.

уметь:   

· давать оценку соответствия стационаров и их функциональных подразделений гигиеническим требованиям;

· пользоваться нормативной документацией.

владеть:

· основными мероприятиями по профилактике ВБИ и оптимизации условий труда работающих (архитектурно-планировочные, санитарно-технические, общесанитарные);

·  навыками применения нормативной документации.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

1. Гигиенические требования к выбору и планировке земельного участка больницы.

2. Системы застройки больниц, их преимущества и недостатки.

3. Гигиенические требования к приемному отделению больниц.

4. Палатная секция, характеристика, виды.

5. Гигиенические требования к палате.

6. Гигиенические требования к процедурной палатного отделения.

7. Столовая, буфетная. Требования, предъявляемые к ним.

8. Гигиенические требования к коридору больниц.

9. Гигиенические требования, предъявляемые к операционному блоку, хирургическому палатному отделению, послеоперационным палатам, перевязочным.

10. Гигиенические требования к отделениям анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии.

11. Гигиенические требования к акушерским стационарам (отделениям).

12. Гигиенические требования к детским больницам (отделениям).

13. Гигиенические требования к инфекционным больницам (отделениям).

14. Гигиенические требования, предъявляемые к размещению, внутренней планировке и организации работы пищеблока больницы.

15. Санитарное содержание помещений больницы, бельевой режим, личная гигиена больных и персонала.

16. Требования, предъявляемые к вентиляции, отоплению и водоснабжению больниц.

17. Порядок сбора, хранения и удаления отходов лечебных учреждений.

18. Проект и его составные части, их назначение. Порядок проведения экспертизы проекта объекта и оформления заключения.

4. Вид занятия: Практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 часа

 

6. Оснащение:

 1. методические указания для студентов, нормативная документация;

2. мультимедийное сопровождение;
3. таблицы.

7. Содержание занятия

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений

Задания для самоконтроля (примеры тестов):

I. Особенности работы приемного отделения акушерских стационаров

1. прием пациентов в боксах

2. прием пациентов в боксированных палатах

3. прием пациентов в полубоксах

4. наличие фильтра

5. прием пациентов в одной смотровой

 II. Нормируемая площадь на койку в палатах терапевтических и хирургических отделений

1. 6 м2

2. 7 м2

3. 9 м2

4. 10 м2

5. 13 м2

 III. Элементы бокса

  1. фильтр, смотровая, палата

  2. шлюз, палата, сан. узел

  3. шлюз, палата, сан. узел, тамбур

  4. палата, сан. узел, тамбур

  5. смотровая, тамбур, палата

Эталоны ответов к тестам.

  I –4

  II – 2

  III – 3

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7. 3. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

(студент должен научиться схематически изображать условные обозначения, используемые при составлении проектов).                                                                                             

7. 4. Контроль конечного уровня усвоения темы.

  Материалы для контроля усвоения темы (примеры ситуационных задач):

Задача I.

Одно из соматических отделений многопрофильной больницы состоит из 2-х палатных секций, каждая из которых вместимостью по 40 коек. Размеры одной из палат: глубина — 7м, ширина - 4м, высота — 2, 8м. В палате 5 коек, из них 4 установлены параллельно, 1-перпендикулярно светонесущей стене. Расстояние между койками — 60см, от наружной стены до койки — 30см.

    Коридор двухсторонний с частичной застройкой, ширина — 2, 5м. На световые разрывы приходится 32% длины коридора. Столовая обслуживает 2 палатные секции и рассчитана на 35 посадочных мест.

    Оцените условия пребывания больных в данном отделении.

Асептическая операционная размещена на III этаже 4-х этажного хирургического корпуса под септическим отделением. Окна ее ориентированы на запад. Площадь операционной составляет 30м2, высота 3, 5м, в ней размещен 1 операционный стол.

    Температура воздуха — 24, 50С, относительная влажность — 89%, скорость движения воздуха — 0, 07м/сек, бактериальная обсемененность 1870 в 1м3. Установлены 2 бактерицидные лампы мощностью по 20 ватт. Потолок побелен, стены покрашены масляной краской в розовый цвет, пол — линолеум. По приточно-вытяжной вентиляции подается 400м3 воздуха, а удаляется — 550м3.

    Оцените представленные данные. Укажите методы определения бактериального загрязнения и методы санации воздуха.

Эталоны ответов к ситуационным задачам.

Ответ к задаче I.

Вместимость палатных секций больше рекомендуемой (20-30 коек).

Глубина палаты больше нормы (не более 6м), ширина в норме (не менее 2, 4м), высота недостаточна (не менее 3м). Количество коек в палате больше рекомендуемого (не более 4). 4 койки установлены правильно, 1- неверно.

Площадь палаты 28м2. Площадь на койку – 28/ 5 = 5, 6м2, что недостаточно (норма 7м2). Расстояния между койками в норме ( не менее 60см), между койкой и наружной стеной – недостаточно ( не менее 90см).

Ширина коридора в норме ( не менее 2, 4м). Доля световых разрывов недостаточна (в норме не менее 40%).

Количество посадочных мест в столовой для 2-х секций недостаточно; их должно быть 48 (60% от числа коек). Условия пребывания больных в данном отделении по ряду показателей не отвечают.

Ответ к задаче 2.

Размещение асептической и септической операционных правильное. Ориентация окон неверная; они должны быть ориентированы на север или северо- восток. Площадь операционных недостаточна (в норме площадь общепрофильной операционной не менее 36м2, специализованной операционной- не менее 42-48 м2). Её высота и число операционных столов соответствует норме.

Температура и относительная влажность воздуха больше нормы (22 оС и 55-60% при кондиционировании); скорость движения воздуха меньше нормы (0, 15 м/с). Бактериальная загрязненность воздуха высокая (норма до работы – 200 в 1м3, во время работы – 500 в 1м3).

Отделка операционной неправильная: потолок должен быть покрашен масляной краской или специальной подвеской, цвет стен- серый.

Вентиляция организована неверно. Поток должен быть на 20% больше вытяжки. Методы определения бактериального загрязнения воздуха: аспирационный и седиментационный. Методы санации воздуха: использовать бактерицидные лампы, рациональная вентиляция, влажная уборка с помощью моющих и дезинфицирующих средств.                                                                                        

Литература

 Основная:

1. «Гигиена с основами экологии человека» /Под ред. Мельниченко П. И.    – М.: Гэотар-Медиа, 2011. – 752 с.

2. Гигиена с основами экологии человека [Электронный ресурс]: учебник / под ред. П. И. Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. - Режим доступа: http: //www. studmedlib. ru/book/ISBN9785970413951. html.

3. Глиненко В. М. с соавт. «Гигиена и экология человека». – М.: МИА, 2010. – 552 с.

4. Пивоваров Ю. П., Королик В. В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 512 с.

5. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (СанПиН 2. 1. 3. 2630-10). – М., 2010.

6. Общественные здания и сооружения (СНиП 31-06-2009, актуализированная редакция СНиП 2. 08. 02-89). – М., 2009.

Дополнительная:

1. «Гигиена» /Под ред. Румянцева Г. И. (учебник). - М.: Гэотар-Медицина, 2005. – 608 с.

2. Гигиена [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Г. И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с. - Режим доступа: http: //www. studmedlib. ru/book/ISBN9785970411698. html

3. Архангельский В. И. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. И. Архангельский, П. И. Мельниченко. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. - 392 с. Режим доступа: http: //www. studmedlib. ru/book/ISBN9785970420423. html

4. Кича Д. И. Общая гигиена [Электронный ресурс]: руководство к лабораторным занятиям / Д. И. Кича, Н. А. Дрожжина, А. В. Фомина. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 288 с.

     Режим доступа: http: //www. studmedlib. ru/book/ISBN9785970409961. html 

 5. Госпитальная гигиена: санитарно-эпидемиологические требования к устройству и эксплуатации ЛПУ (учебное пособие). /Под ред. Ю. В. Лизунова. – СПб: Фолиант, 2004. – 233 с.

 

 

Автор: ст. преподаватель кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО                                                  Ялаева Э. Т.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.