|
|||
Составление кейсаМетод кейсов (case-study) – это стратегия исследования, основанная на реконструкции и анализе конкретных ситуаций («случаев»). Ситуации могут быть реальными или вымышленными, но в любом случае воспринимаются как проблемные, требующие не только установления всех обстоятельств и участников, но и выявления сути проблемы, поиска путей ее решения, формулирования собственной позиции по этому поводу. Применение кейсов имеет особый смысл, когда предметом изучения является процесс или явление с очень разнообразным контекстом и неоднозначной природой. Кейс-исследование оказывается в таком случае своеобразным «микроскопом» – в ракурсе конкретных ситуаций сложные процессы и явления становятся более очевидными и наглядными. В практике обучения метод кейсов используется двояко: речь может идти, с одной стороны, об обсуждении кейса как проблемной ситуации, требующей решения (такой подход является разновидностью деловой игры или учебного проекта); а с другой стороны – о разработке самого кейса на основе собранных эмпирических данных. Причем, стадии работы в этих двух случаях прямо противоположны: в первом из них движение идет от ситуативного анализа к обобщающему, а во втором – от постановки общей проблемы к конструированию конкретной ситуации. Данное учебное задание направлено на разработку кейса, позволяющего проанализировать ….. На первом этапе необходимо составить общее представление об этом процессе (явлении) и сформулировать конкретную проблему, вокруг которой будет формироваться кейс. Проблема представляет собой форму выражения противоречий между субъективными позициями участников соответствующих событий, либо между объективной необходимостью неких действий и недостаточными условиями для их реализации. Любое сложное общественное явление может быть сопряжено с целым комплексом проблем. Но для составления кейса необходимо сформулировать вполне конкретную проблему, имеющую достаточный общественный резонанс и практические последствия (например, проблема выбора стратегии государственной политики в отношении церкви в контексте такого сложного и многогранного процесса, как развитие межконфессиональных отношений в многонациональной России). Вторым этапом является разработка матрицы поставленной проблемы: определение ее объективных оснований (социально-исторической природы этой проблемы), условий возникновения, возможных стратегий решения проблемы, потенциальных участников и заинтересованных сторон. Все эти сведения могут носить достаточно обобщающий и даже абстрактный характер. Для формирования кейса они играют роль смыслового «скелета». Ключевым является третий этап работы, когда с учетом полученной информации необходимо выбрать или смоделировать конкретную ситуацию, где со всей наглядностью будет проявляться изучаемая проблема (продолжая приведенный выше пример: при изучении развития межконфессиональных отношений в многонациональной России формулируется проблема выбора стратегии государственной политики в отношении церкви, а в качестве кейса моделируется конкретная ситуация ввода в школе курса по основам конфессиональной культуры). При выборе ситуации необходимо ориентироваться на следующие критерии: ситуация должна отражать реальный или предельно реалистический сюжет, она должна выразительно отражать «сердцевину» поставленной проблемы, отличаться «драматизмом» ролевых отношений, многовекторностью возможного развития. Четвертым этапом является сбор эмпирических материалов, характеризующих ситуацию. Для этого можно использовать ресурсы Интернета, научную, публицистическую и учебную литературу, материалы СМИ и т. д. Завершающим пятым этапом является описание кейса в формате учебного задания. При этом текст не должен содержать никаких подсказок относительно поставленной проблемы и путей ее решения. Ситуация описывается простым и доходчивым языком. Приложением к этому описанию могут быть фрагменты из материалов СМИ, документы, статистические данные и т. п. При выполнении учебного задания составляется краткий отчет по каждому из первых четырех этапов. В качестве отчета по пятому прилагается текст описания кейса и приложения к нему. Суммарный объем отчета составляет не менее 5 стр. (без учета титульного листа). К оформлению отчета предъявляются следующие требования: текст представляется в распечатанном виде на стандартных листах формата А4; все страницы работы кроме титульной нумеруются (справа вверху); рукопись следует набирать шрифтом Times New Roman Суг, через 1, 5 интервала, размер 12 пт, все поля страницы – 2 см. Титульный лист включает подзаголовок (Московский Педагогический Государственный университет / Исторический факультет / Кафедра Новой и Новейшей истории зарубежных стран); статус задания (Задание №.. дополнительного модуля рейтинговой системы по дисциплине «…»); тему задания (Кейс «…»); Ф. И. О. студента с указанием отделения, курса и группы (Выполнил/а: …); Ф. И. О. преподавателя с указанием ученого звания и ученой степени (Научный руководитель: …); место (город) и дату (год) написания работы. В конце работы студент ставит свою подпись и дату.
Уровни рейтинговой оценки: От.. до.. : в отчете не представлены все необходимые стадии разработки кейса; содержание отчета показывает лишь поверхностное знакомство автора с научным содержанием темы; автору удалось сформулировать проблему, но выбор ситуации (кейса) не совсем удачен, а ее описание носит поверхностный характер; оформление отчета не полностью соответствует требованиям. От.. до.. : в отчете представлены все необходимые стадии разработки кейса; содержание отчета показывает достаточно полное знакомство автора с научным содержанием темы; автор вполне удачно сформулировал проблему и выбрал ситуацию (кейс), но описание ситуации носит фрагментарный характер и не подкреплено приложением; при оформлении отчета допущены незначительные погрешности. От.. до.. : в отчете представлены все необходимые стадии разработки кейса; содержание отчета показывает углубленное знание автором научного содержания темы; автор удачно сформулировал проблему и выбрал ситуацию (кейс), описание ситуации сопровождается приложением иллюстрирующих документов и позволяет составить о ней достаточно полное впечатление; оформление отчета соответствует всем требованиям.
|
|||
|