Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Основные направления современной западной философии.



2. Основные направления современной западной философии.

Философия жизни.

    Философия жизни – в широком смысле всякая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни. Стоит на стороне чувства, инстинкта, выступает и против интеллекта, защищает иррационализм и мистику от рационализма.

     Как философское направление «философия жизни» сформировалась в начале XX века, и приобрела огромную популярность.

     Предшественниками этого направления считают А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, а основателем А. Бергсона.

    Артур Шопенгауэр (1788–1850) – немецкий философ, создатель оригинального учения, изложенного в работе «Мир как воля и представление».

    Он был одним из первых, кто попытался соединить в своей философии идеи Канта, Платона и восточными учениями (Веды, буддизм). Шопенгауэр был убеждён в том, что скорректировать ошибки великих мыслителей европейской философии поможет знание и глубокое переживание восточного духовного опыта.

    Из-за идей кризиса, отрицания, мрачных предсказаний его учение называли антипрогрессистским, пессимистическим и чуть ли не апокалипсическим. Считал, что в мире царят зло и несчастье, что жизнь – это «плесень на одном из шаров».

На место «разума» классической философии помещал волю. Шопенгауэр утверждал, что мир неразумен и бессмыслен, им управляет слепая воля. Волю он представил независимой от контроля разума, превратив её в «абсолютно свободное хотение», которое не имеет причин, оснований и цели. Воля «разлита» в природе и обществе.

Непосредственное проявление воли в живых существах он представлял в виде своеобразной лестницы всеобщего развития волевых начал и импульсов. «То, что является в облаках, ручье и кристалле, это – слабый отзвук воли, которая полнее выступает в растениях, ещё полнее в животных и наиболее полно в человеке». Воля выступает как потребность к выживанию. На человеческом уровне воля выступает в виде страстей и инстинктов, так как человек чаще всего руководствуется не разумом, а инстинктами и желаниями.

Итак, по мнению Шопенгауэра, миром управляет неразумная слепая воля, жизнь бессмысленна, она есть страдание и скорбь. История тоже лишена смысла, прогресс не сделал мир лучше, а только наоборот. Единственный способ вырваться из потока страданий и спастись – это погасить у себя волю к жизни и её ложным соблазнам. Чем меньше человек будет поддаваться напору потребностей, страстей и желаний, чем аскетичнее и праведнее его жизнь, чем сдержаннее воля, чем больше сострадания к другим людям, тем больше надежд на спасение.

Фридрих Ницше (1844–1900) – выдающийся немецкий философ и писатель. Основные произведения: «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист», «Сумерки идолов».

Ницше в начале своего творчества был последователем Шопенгауэра, но впоследствии создал своё оригинальное учение. Соглашался, что в мире действует слепая воля, «воля к жизни», но на человеческом уровне она выглядит как воля к власти, которая проявляется в самоутверждении человека в искусстве, науках, религии, морали.

Он считал, что воля к власти является определяющим стимулом деятельности и главной способностью человека. «Жизнь как специфическая воля к аккумуляции силы».

Ницше выступает как радикальный нигилист и требует переоценки ценностей культуры, философии, религии. «Нельзя ли перевернуть все ценности? И может быть, добро есть зло? А Бог – выдумка и ухищрение дьявола? Может быть в последней основе всё ложно? И если мы обмануты, то не мы ли в силу того же самого и обманщики? ». Критикуя христианство, он утверждал, что его                                                                                                                продуктом является «рабская мораль». Из-за влияния христианства, писал Ницше, человечество выбрало путь сострадания слабым. «Сострадание противоположно тоническим аффектам, повышающим энергию жизненного чувства; оно действует угнетающим образом». Христианская мораль, по его мнению, льстит человеку, она насквозь лицемерна, так как не говорит людям правды. А правда, согласно Ницше, состоит в том, что человек был диким животным на заре христианства и остаётся таковым на последующих этапах истории. Между тем христианство и гуманистическая мораль фальшиво объявляют человека, всегда готового впасть в дикость, венцом творения. Льстя человеку, христианство втайне считает его хищным зверем, которого следует приручать. А приручить легче слабого и больного зверя. Делать человека слабым – это и есть «христианский рецепт к приручению, принуждению во имя «цивилизации». Ницше критикует христианство за подавление в человеке духовной силы и противодействие свободному началу человеческой природы. В социальном плане христианство и гуманизм тоже были и остаются опасной ловушкой для человеческого рода: именем Бога оправдывалось и даже освящалось насилие слабых над сильными, восстание рабов против «благородных сословий».

Он боролся и против буржуазной морали, считая её лживой, и против морали плебса, угрожавшего всему благородному и возвышенному. Он писал, что мораль относительна. Морали для всех не существует, то, что хорошо для одних, плохо для других. Истин морали не существует, но у моральных поступков есть критерий – степень приближения человека к власти. Справедливость заключается в неравенстве, она есть функция силы и власти и должна служить «сильным» людям. Для «слабых» высшая справедливость – это погибнуть и освободить путь «сильным».  

«Философия жизни» превратилась в академическую дисциплину благодаря работам немецкого философа В. Дильтея (1833–1911), который был профессором Базельского университета и попытался обосновать идею жизни как парадигму нового мировоззрения Запада и исследовательскую программу гуманитарного знания.

В отличие от присущих Ф. Ницше биологизаторских тенденций в трактовке жизни как лишенного цели, бытия, В. Дильтей рассматривает жизнь как поток культурно-исторически обусловленных переживаний человека.

Каждое состояние жизни – это событие или свершение. В структуре состояния жизни В. Дильтей выделяет три момента: репрезентативный момент внешнего или внутреннего мира, момент аффективного стимула и волевой момент. Первый момент приводит к возникновению у индивида и в обществе объективного образа мира, второй – к проверке жизненных ценностей, связанных с этой картиной мира, третий – высвечивает принципы действия, посредством которых управляют жизнью.

Жизнь, по Дильтею, в силу своей сложности и противоречивости представляет загадку для человеческого разума. Человеку присущи три способа разрешения этой загадки, соответствующие трем формам мировоззрения: религиозному, художественному и философскому. Жизнь не только внутренне противоречива, но и многогранна. Поэтому философия как систематическая интерпретация жизненного опыта должна основываться на психологии, истории, филологии, литературной критике, сравнительной религии и праве.

                          



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.