Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследовании на ПМПК для детей младенческого и ясельного возраста (от 0 до 2 лет)
|
№; №
| Наименование методики
| Аннотация
| Практика применения в России
|
| Метод наблюдения
| Систематизировано методика описана Стребелевой Е. А., возможна бальная оценка. Оценка умственного развития ведется по основным параметрам:
-принятие задания: согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества выполнения;
-способы выполнения задания: самостоятельное выполнение — выполнение с помощью взрослого (если ребенок не может справиться сам) — выполнение задания после обучения;
-обучаемость в процессе диагностического обследования (виды помощи — прямой показ и действие вместе с ребенком, показ с помощью жестов, выполнение подражания с помощью речевой инструкции);
-отношение ребенка к результату своей деятельности.
Детско-родительское взаимодействие:
-узнает близкого взрослого (выделяет своих-чужих)
-инициативность в общении как показатель стремления ребенка к общению;
- чувствительность к воздействиям партнера как готовность воспринять инициативу другого человека, ответить на нее и перестроить свое поведение в соответствии с воздействиями взрослого;
-владение средствами общения — конкретными действиями, с помощью которых ребенок осуществляет общение.
Оценка в основном качественная.
| Применяется в деятельности ПМПК с конца1990-х годов
|
| Оценка зрительного восприятия:
| Оценивается прослеживание за удаляющимся предметом.
Оценка качественная.
| Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов
|
| Зеркало
| Зрительное восприятие:
Узнает себя в зеркале (может, смотря в зеркало, стереть с лица капельку). Оценка качественная.
| Применяется в деятельности ПМПК с середины 50-х годов
|
| Мяч.
| Следит за движущимся мячом. Может достать его, проследив куда он укатился (не видя его). Оценка качественная.
| Применяется в деятельности ПМПК с середины 50-х годов
|
| Нанизывание
| Колечки и штырек. Шнур и колечки. Развитие моторных функций, координации «глаз-рука».
Оценка уровнево-качественная.
| Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов
|
| Сличение предмета и его изображения
| Кукла, кроватка и изображение куклы
Оценка уровневая
| Применяется в деятельности ПМПК с середины 50-х годов
|
| Знание частей тела
| Показывает части тела на себе и на кукле.
Оценка уровневая
| Применяется в деятельности ПМПК с середины 50-х годов
|
| Выполнение простейших действий
| Может положить куклу в кроватку по просьбе взрослого, покачать ее «Баю-бай».
Оценка качественная.
| Применяется в деятельности ПМПК с середины 50-х годов
|
| Оценка строения и двигательных функций артикуляционного аппарата:
- особенности анатомического строения;
¾ соотношение нарушений
¾
| Предложена Чиркиной Г. В
Визуальный осмотр;
Наблюдение в процессе жизнедеятельности и общения;
¾ Статические и динамические артикуляционные пробы. Оцениваются произвольные и непроизвольные движений;
¾ выполнение серий движений.
| Применяется в деятельности ПМПК с середины 70 –х годов.
|
| Оценка соотнесения по цвету.
| Башня. Цветные кубики (восемь цветных кубиков – по два красных, синих, желтых (белых), зеленых);
. Оценка уровневая
| Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов
|
| Оценка соотнесения по величине, развития моторных функций.
| Матрешка
Разборка и складывание матрешки (две матрешки (трехсоставные). Оценка уровневая.
| Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов
|
| Подбери картинку Соотнесение изображений
| Парные картинки (две пары предметных картинок).
Оценка зрительного восприятия, соотнесения изображения, общей осведомленности, речи
Оценка качественная.
| Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов
|
| Выделение предметов по величине
| Выполняет просьбу «Дай мне машинку- большую, маленькую и т. п. )», Оценка развития мыслительных операций на уровне: «Большой-маленький», общей осведомленности и речи.
Оценка уровневая
| Применяется в деятельности ПМПК с середины 70 –х годов.
|
| Оценка слухового восприятия:
| Погремушка
Замирает услышав звук, находит источник звука. Оценка качественная.
| Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов
|
| Оценка понимания речи
| Набор из 8 маленьких муляжей известных животных: лошадь, собака, кошка, корова, заяц, медведь, птичка, рыбка (и или карточек с их изображеиями). Выполняет просьбу «Дай мне лошадь (и т. п. )», может звукоподражаниями назвать животных, знает названия животных, знает названия детенышей животных. Оценка качественная.
| Применяется в деятельности ПМПК с середины 50-х годов
|
| Оценка зрительного и пространственного восприятия, развития моторных функций
| Оценивается возможность зрительного
Разборка и складывание пирамидки (две пирамидки – из двух-трех колец (кольца одного цвета). Оценка уровневая
| Применяется в деятельности ПМПК с середины 70-х годов
|