Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Васик В.К. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1 Безопасность жизнедеятельности на железнодорожном транспорте, Москва, 2005г.



 

 

ТЕМА «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»


 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Общая характеристика потенциальной опасности железнодорожного транспорта
  3. Опасность аварий и травм при выполнении работ на железнодорожном транспорте
  4. Профилактические меры по уменьшению опасности при производстве работ на железнодорожном транспорте
  5. Организационные меры по повышению безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте
  6. Заключение

 

 

1. Введение

Основным видом транспорта являются железные дороги. Они связывают в единое целое все области, обеспечивают потребность населения в перевозках и нормальный оборот продуктов промышленности и сельского хозяйства.

За последние годы на железнодорожном транспорте произошли значительные изменения в технике, методах эксплуатации и экономике. Многое сделано по техническому переоснащению железных дорог на основе электрификации, автоматики, телемеханики, комплексной механизации, вычислительной и микропроцессорной техники.

Внедрение новой техники сопровождается дальнейшим совершенствованием методов эксплуатационной работы. Именно поэтому на первый план выходит проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности на железнодорожном транспорте. Особую остроту приобретают проблемы безопасности движения и эксплуатации железных дорог. При проектировании, строительстве и эксплуатации железнодорожных объектов на первый план выдвинулись вопросы охраны природы и окружающей среды.

Железные дороги по сравнению с другими видами транспорта меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоёмкость перевозочной работы.

Железнодорожный транспорт относится к числу отраслей народного хозяйства, в которых особо остро ощущается специфика труда и его повышения опасность. Рабочие места и рабочие зоны железнодорожников многих профессий расположены в непосредственной близости от движущегося или готового к движению подвижной состав. Для выполнения ряда технологических операций работающие вынуждены соприкасаться с подвижным составом. Условия труда усложняются ещё и тем, что железные дороги работают круглосуточно и в любое время года и при любой погоде.

Целью данной работы является обзор основных потенциально опасных направлений в железнодорожном транспорте, влияющих на безопасность работ; безопасность перевозок пассажиров и грузов, а так же профилактических мер, повышающих безопасность на железнодорожном транспорте.

 

2. Общая характеристика потенциальной опасности железнодорожного транспорта

На сегодняшний день при перевозках на железнодорожном транспорте существует ряд основных проблем, связанных с потенциальной опасностью при данном виде перевозок:

  • захват подвижного состава террористами;
  • возгорание подвижного состава;
  • сход подвижного состава;
  • столкновение поездов;
  • ограбление;
  • неисправности путей;
  • поражающий фактор при столкновении (травматизм);
  • несоблюдение правил безопасности пассажирами.

Требования к личной безопасности в поезде такие же, как для других транспортных средств. Но есть и некоторые особенности:

  • покупая билеты, нужно отдавать предпочтение средним вагонам. В случае катастрофы они страдают меньше, чем головные и хвостовые;
  • выбирать сидячие места против движения поезда;
  • не засыпать, если попутчики вызывают недоверие;
  • не выключать свет в купе, держать дверь купе закрытой, документы и бумажник держать в надежном месте, а портфель — ближе к окну; особенное внимание нужно уделять своим вещам на промежуточных остановках.

Движение поезда становится опасным, когда он сталкивается с другим поездом, с другим транспортным средством на переезде или когда подвижной состав сходит с рельсового пути. В этих случаях возникают поражающие факторы, которые создают угрозу для жизни и здоровья пассажиров, персонала железных дорог, населения, для целостности грузов и объектов внешней среды.

Повышенная опасность железнодорожного транспорта связана с широким применением горючих материалов, а также с опасностью перевозимого груза. Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте — неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары непосредственно в вагонах, размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения случаются значительно реже. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, происходят взрывы и пожары.

Анализ обобщенных данных о травмах показывает, что основными причинами несчастных случаев на железных дорогах являются:

  • переход, переезд железнодорожных путей в неустановленных местах или перед близко идущим поездом — 65-75 % всех пострадавших;
  • несоблюдение правил безопасности на железнодорожных станциях и платформах — 25-35 %;
  • личная неосторожность пассажиров при посадке и высадке из поезда — 8-9 % случаев;
  • самоубийство — около 1 %.

Число травм из года в год не уменьшается.

На основании изложенного, можно сформулировать некоторые основные рекомендации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте:

  • по возможности не спать во время движения поезда;
  • обращать внимание на всех подозрительных лиц и на подозрительные предметы, об их обнаружении сообщать проводнику, дежурным по станции или милиционерам;
  • не стоять у края платформы, подходить к дверям после остановки состава и выхода пассажиров, стараться сесть в вагоны в середине состава;
  • если произошел взрыв или пожар, необходимо закрыть рот и нос платком и лечь на пол вагона или салона, чтобы не задохнуться;
  • одеваться нейтрально, неброско, избегать военной формы и военных цветов одежды, большого количества украшений;
  • не разговаривать на политические темы, не читать порнографических, политических или религиозных публикаций, чтобы не провоцировать террористов, экстремистов или хулиганов;
  • не употреблять алкоголь.

 

3. Опасность аварий и травм при выполнении работ на железнодорожном транспорте

Большая часть контингента железнодорожников занята работой непосредственно на путях перегонов и станций. К особенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением, протяжённые тормозные пути, органическое расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяжённость фронта работ при ограниченном обзоре, низкая освещённость рабочей зоны в тёмное время суток.

Одной из основных причин повышения опасности труда на железнодорожном транспорте является необходимость работы в зоне, которая существенно ограничена габаритом подвижного состава.

На электрифицированных участках железных дорог большая группа работников в той или иной мере связана с обслуживанием электроустановок.

Опасность поражения электрическим током имеется на работах, выполнение которых связано с прикосновением к элементам цепи обратного тока – к рельсам и соединённым с ними устройствами. Такими работами заняты монтёры контактной сети СЦБ и связи, монтёры пути.

Поражение электрическим током работников энергоучастков может произойти на территории тяговых подстанций при нарушении правил обслуживания электроустановок. Повышенная опасность электротравм существует при обслуживании электроподвижного состава и тепловоза.

К причинам опасных ошибок персонала железных дорог относятся:

  • ошибки профессионального отбора и недостаточная подготовка специалистов;
  • низкий уровень технологической дисциплины;
  • прием алкогольных и наркотических веществ;
  • ухудшение физического или психологического состояния, в том числе под воздействием внешней среды.

 

4. Профилактические меры по уменьшению опасности при производстве работ на железнодорожном транспорте

Безопасность движения на железнодорожном транспорте обеспечивается путём осуществления комплекса профилактических мер, которые предусматривают:

  1. Укомплектование и расстановку кадров в соответствии с установленными нормативами численности и профессиональными требованиями.
  2. Профессиональный отбор кандидатов на должности, связанные с движением поездов.
  3. Научно обоснованную организацию труда и управления производством.
  4. Укрепление трудовой и технологической дисциплины, решение социальных вопросов.
  5. Периодическое медицинское обследование работников, связанных с движением поездов, а также предрейсовый контроль за состоянием здоровья локомотивных бригад.
  6. Организацию технического обучения кадров и повышение их квалификации, отработку практических навыков действий в нестандартных ситуациях.
  7. Периодические испытания работников, связанных с движением поездов в знании ПТЭ, других нормативных актов и должностных инструкций.
  8. Анализ состояния безопасности движения, выявление «узких» мест, разработку и осуществление мер по их устранению.
  9. Регулярное проведение внезапных поверок несения службы работниками, связанными с движением поездов и маневровой работой.
  10. Проведение еженедельных дней безопасности движения.
  11. Широкое использование материальных и моральных форм стимулирования обеспечения безопасности движения, а также применение материальной ответственности за причинённый ущерб от брака, аварии или крушеня.
  12. Расследование каждого случая нарушения безопасности движения с разбором результатов в установленном порядке.
  13. Осуществление постоянной работы по повышению качества ремонта и содержания пути, искусственных сооружений, локомотивов, вагонов, устройств сигнализации и связи, электроснабжения, железнодорожных переездов и других технических средств транспорта.
  14. Содержание в исправном состоянии и эффективное использование средств дефектоскопии и системы диагностики.
  15. Осуществление по утверждённому графику проверок состояния и использование устройств и приборов безопасности с принятием мер по устранению выявленных недостатков.
  16. Проведение постоянной работы по созданию и внедрению новых устройств, приборов безопасности и систем диагностики в соответствии с Государственной программой по повышению безопасности движения и имеющимся разработками на местах.
  17. Проведение осмотра хозяйства и ревизии железных дорог, отделений железных дорог и предприятий с установленной периодичностью.
  18. Рассмотрение результатов весеннего и осеннего осмотра технических средств, степени готовности хозяйства и кадров к перевозкам в зимних условиях.
  19. Осуществление комплекса организационно – технических мер по предупреждению особо опасных нарушений и прежде всего:
  • проездов запрещающих сигналов;
  • несоблюдения порядка закрепления подвижного состава от самопроизвольного его ухода со станций и регламента действий при приёме, отправлении и проследовании поездов, особенно пассажирских с вагонами, загруженные опасными грузами;
  • отправление поездов с перекрытыми концевыми кранами тормозной магистрали, а также вагонов, загруженных свыше установленного норматива;
  • несоблюдения правил содержания бесстыкового пути и ограждения сигналами опасного места для движения поездов при производстве работ;
  • неограниченная скорость движения поездов на участках, не гарантирующих по состоянию пути их безопасный пропуск с установленной скоростью движения;
  • изломов шеек осей колёсных пар и других элементов ходовых частей вагонов;
  • столкновений с автомобильным транспортом на железнодорожных переездах;

20. Изыскание и внедрение новых форм организации обеспечения безопасности движения.

21. Обобщение и распространение опыта безаварийной работы.

 

5. Организационные меры по повышению безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте.

Безопасность пассажиров на железнодорожном транспорте во многом зависит от соблюдения ими правил нахождения на объектах железнодорожного транспорта, а именно:

1. Проход на платформы к поездам, переход через пути разрешается только в установленных для этого местах: тоннели, переезды, пешеходные дорожки, виадуки.

2. При переходе даже в установленных местах пассажир, должен быть осторожен. Прежде чем перейти пути, должен убедиться в отсутствии движущегося поезда.

3. Категорически запрещается проход по путям перегонов и станций вне установленных мест. Запрещается находиться на станционных путях вне посадочных платформ. При одновременном движении двух поездов или локомотивов за шумом одного можно не услышать второго и поплатиться жизнью.

4. Нельзя перебегать пути перед движущимся подвижным составом или локомотивом.

5. При посадке в поезд, при высадке из вагонов на стоянке поезда необходимо следить за объявлениями по радио, оповестительными сигналами локомотива, выполнять указания проводников и работников станции. Несвоевременная посадка в вагон перед отправлением поезда приводит к спешке, необходимости перебегать пути, садиться на ходу поезда. Посадка в вагон при движении поезда чаще всего приводит к несчастным случаям.

6. Посадка в вагон на ходу поезда категорически запрещена. Вход в вагон и выход из вагона пассажиров могут производиться только со стороны пассажирской посадочной платформы и в установленных местах стоянки поезда на станции.

7. При необходимости прохода к составу, когда путь перед ним занят поездом, необходимо обойти его или пользоваться тамбурами, тормозными площадками. Ни в коем случае не допускается подлезать под вагоны, переходить через ударные сцепные приборы.

8. Не допускается посадка и высадка пассажиров с противоположной стороны как на станциях, так и на перегонах в случае остановки поезда.

9. При следовании поезда нельзя опускаться на подножки, высовываться из окон или двери, держаться руками за пазы двери вагона. Не разрешается пассажирам во время движения поезда находиться на переходных площадках.

10. Запрещается пассажирам выходить из вагона до полной остановки поезда.

11. При движении вдоль железнодорожных путей не следует подходить ближе 5 м к крайнему рельсу.

12. На электрифицированных участках нельзя подниматься на опоры, прикасаться к ним и к спускам, идущим от опоры к рельсам, лежащим на земле электропроводам.

13. Нельзя пользоваться в вагонах открытым огнем и бытовыми приборами, работающими от вагонной электросети.

14. Запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества.

15. Заняв свое место в вагоне, нужно ознакомиться со схемой эвакуации пассажиров при аварийных ситуациях.

 

6. Заключение

Безопасность жизнедеятельности на железнодорожном транспорте — это комплекс организационно-технических мер, направленных на снижение вероятности возникновения фактов угрозы жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, сохранности объектов инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта, экологической безопасности окружающей среды.

В данной работе я рассмотрела только основное направление по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте - опасность аварий и травм как при производстве работ, так и при пользовании железнодорожным транспортом. Вместе с тем, существуют и другие значимые направления по обеспечению безопасности жизнедеятельности на железнодорожном транспорте: опасность пожаров, опасность выделения ядовитых веществ, опасность влияния тепловых излучений.

Обеспечение высокого уровня безопасности на железнодорожном транспорте является в настоящее время одной из первостепенных задач государства и организаций, осуществляющих железнодорожные перевозки. Повышенное внимание, уделяемое железнодорожной безопасности, объяснимо. Любое чрезвычайное происшествие на железной дороге не только одномоментно приносит огромные убытки, но и требует больших затрат на восстановление нормального движения.

Именно поэтому разработка комплекса мероприятий для обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте призвана решить актуальные проблемы по обеспечению его жизнедеятельности.

 

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗО железнодорожном транспорте в Российской Федерации.

1.

Васик В. К. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1 Безопасность жизнедеятельности на железнодорожном транспорте, Москва, 2005г.

2.

1.

Кузнецов Б. Н. (ред. ). Безопасность жизнедеятельности. Часть 1. Безопасность жизнедеятельности на железнодорожном транспорте, Москва 2005

2.

  1. Экология и безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для вузов / Д. А. Кривошеин [и др. ]; под ред. Л. А. Муравья. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 447 с.
  2. Балюк, А. А. Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте: учебное пособие / А. А. Балюк. – 2-е изд., с изм. и доп. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. – 94 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.