Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проективная методика Н. Каплан для определения особенностей эмоциональной привязанности ребенка к матери



 

 

Проективная методика Н. Каплан для определения особенностей эмоциональной привязанности ребенка к матери

Методика Н. Каплан, первоначально предназначенная для детей шестилетнего возраста, но в настоящее время успешно применяется к старшему дошкольному и частично младшему школьному возрасту (ориентировочно с 5 до 8-8, 5 лет). В основу методики положено задание составить рассказ, опираясь на серию картинок, изображающих ситуацию разлуки ребенка с матерью, улетающей на самолете. Изображения носят достаточно условный характер и мало детализированы для облегчения проекции детьми своих переживаний, мыслей и чувств на персонажей картинок - мальчика или девочку в зависимости от пола обследуемого ребенка (соответственно методика имеет две серии картинок). На картинках, отражающих последовательные моменты процесса расставания мальчика (или девочки) с мамой, можно видеть:

1) ребенок идет с мамой к самолету;

2) мама стоит у самолета, а ребенок, прощаясь, машет ей рукой;

3) ребенок смотрит вслед улетающему самолету;

4) ребенок в одиночестве возвращается домой;

5) приходит почтальон и приносит ребенку посылку;

6) ребенок открывает посылку;

7) внутри посылки он находит игрушечный самолетик;

8) ребенок плачет, а почтальон стоит рядом.

 

Процедура проведения методики предполагает три этапа:

1) вначале психолог предлагает ребенку просто посмотреть на картинки, где нарисована история про одного мальчика (девочку), раскладывая их перед ним по очереди одну задругой;

2) после этого ребенку предлагается рассказать эту историю и объяснить, «что тут происходит? »;

3) в отношении каждой картинки ребенка просят сказать, о чем здесь герой думает, какое у него настроение («что он тут чувствует? »), что собирается делать и т. д. В конце беседы ребенка спрашивают о том, что будет, когда мама вернется.

Поскольку в серии картинок изображения встречи нет, ответ ребенка на последний вопрос носит чисто проективный характер, основанный, как предполагается, на собственном опыте общения с мамой. Беседа записывается и затем подвергается анализу. Предметом анализа и оценки является как содержание рассказа, составленного ребенком, так и его ответы на вопросы психолога, по помогающие выяснить, как ребенок воспринимает и эмоционально переживает ситуацию разлуки с матерью. Согласно системе оценивания, разработанной Н. Каплан, определяется один из четырех типов привязанности ребенка к матери, т. е. помимо традиционно выделяемых надежного (В), тревожно-избегающего (А) и тревожно-амбивалентного (С) типов, в ней описывается еще один – так называемый дезорганизованный тип (О). Для дезорганизованного типа характерна серьезная дезориентированность о поведении матери, вследствие чего у ребенка с легкостью возникают страхи и наихудшие опасения относительно последствий разлуки.

Интерпретация результатов данной методики носит качественный характер, при этом критерии дифференциации рассказов детей с точки зрения проявлений в них типов привязанности в основном относятся к общему эмоциональному фону восприятия ситуации, способности к вербализации чувств и мыслей по поводу разлуки, характеру интерпретации поведения матери (отъезд, подарок), а также способам совладания со своими переживаниями.

Опишем приводимые Н. Каплан особенности рассказов детей с надежным типом привязанности к матери (В). Во-первых, для этой группы детей характерна способность к открытому и достаточно четко словесно оформленному выражению своей грусти и других негативных переживаний, которые (что важно подчеркнуть) возникли непосредственно по поводу разлуки с объектом привязанности, а не по другой причине, например: «Теперь девочка очень грустная, потому что мама уезжает». «Мальчик чувствовал грусть, потому что мама улетела». Во-вторых, дети с надежной привязанностью показывали себя более активными и самостоятельными в поиске способов конструктивного совладания с тягостной для них ситуацией разлуки, например; «Она пойдет на улицу и будет качаться на качелях». Отдельные дети предлагали тем или иным образом связаться с отсутствующей мамой, чтобы хотя бы отчасти реализовать свою фрустрированную потребность в контакте и близости, например: «Мальчик будет звонить своей мамочке». В-третьих, предполагаемая встреча ребенка с матерью представляется как исключительно радостная, после чего ребенок возвращается к своим занятиям.

Рассказы и ответы детей из группы с тревожно-избегающим типом привязанности к матери (А) также отличаются рядом особенностей, но доминирует среди них тенденция игнорировать в картинках именно то содержание, которое связано с проявлениями привязанности, например: «Женщина уезжает, а девочка смотрит». Обычно дети признают, что ребенок, изображенный на картинке, огорчен, но при этом не связывают эти чувства с разлукой, например: «Она грустит, потому что хочет есть». Кроме того, они отвергают возможность, что герой истории может сердиться или испытывать похожие на гнев чувства, предпочитая думать, что в отсутствие мамы он, например, «будет просто сидеть». Часть детей в этой группе вообще как бы игнорировали если не факт разлуки, то его значение для ребенка, что, по мысли автора методики, указывает на отсутствие у таких детей побуждений к поиску контакта и близости с объектом привязанности. В целом для этой категории детей характерно эмоциональное дистанцирование от объекта привязанности.

В отличие от двух предыдущих групп, для детей с тревожно-амбивалентным типом привязанности к матери (С) типичны проявления негативных чувств (чаще всего гнева) - открытые либо завуалированные. Здесь проявляется тенденция обвинять объект привязанности, а также приписывать герою истории те или иные формы протестного поведения (часто противоречивого), например; «Он все время будет сидеть рядом с отцом иплохо себя вести». Наконец, в группе детей с дезорганизованным типом привязанности (0) проявляются признаки тревоги, опасений и ожиданий чего-то страшного, что может произойти с матерью(или другим объектом привязанности), например: «Она думает, что ее мама умрет, потому что самолет загорится». Аналогично страхи могут затрагивать самого героя истории, например: «Он потеряется, и потом все двери будут закрыты, и он не сможет зайти». Нередко дети из этой группы тревогой реагируют уже на само предъявление задания об отъезде мамы, а некоторых это настолько пугает, что они либо замирают и затем отвечают шепотом, либо дают исключительно односложные и противоречивые по содержанию ответы, например: «Ей хорошо, плохо».

Замечания и дополнения к процедуре методики. Следует учитывать, что, обладая многими ценными диагностическими возможностями проективных методик, данная методика не свободна и от ряда свойственных им немаловажных ограничений. Так, например, ее потенциал резко сужен в отношении детей с трудностями в речевой и интеллектуальной сферах, поскольку они могут предоставлять слишком скудный и невыразительный материал, не позволяющий судить об особенностях привязанности ребенка. С другой стороны, может влиять потеря детской непосредственности, сопровождающая личностное развитие детей в период кризиса семи лет. У ряда детей проведение методики приводит к замкнутости, недостаточной развернутости ответов или их формализации - сознательному «подстраиванию» под социально ожидаемые и одобряемые стереотипы детско-родительских отношений. Эти и некоторые иные обстоятельства можно привести в подтверждение необходимости весьма осторожного и вдумчивого использования методики Н. Каплан, а также целесообразности ее дополнения другими методиками исследования детско-родительских отношений, что, впрочем, отвечает общему требованию психологического обследования ребенка его – комплексному характеру.

В результате опробования методики Н. Каплан при обследовании детей в возрасте от 5до 8 лет обнаружилось, что очень многие дети вместе с подарком (самолетиком) в посылке (или же вмести него) ждали от мамы письмо. Это побуждает дополнить исходную процедуру следующим вопросом (к картинке 8): «А если в посылке будет еще и письмо, что в нем будет написано? ». В целях содержательного обогащения методики, в частности для экстериоризации ребенком образа ожидаемого отношения к нему матери и проявления своих обычно адресуемых ей желаний и испытываемых чувств, также можно предложить детям вопрос о возможном сновидении: «А что приснится мальчику (девочке), когда он ляжет спать? », а также спрашивали: «Как ты думаешь, какая это история – грустная или веселая? »

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.