Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект урока по сказке: «Гулень на небе».



Конспект урока по сказке: «Гулень на небе».

5 класс

Учитель русского языка и литературы Миронова Людмила Михайловна

Цели урока:

1. Дидактические:

-знакомство с жизнью и творчеством Калистрата Жакова,

-знакомство с понятием «философская сказка»,

-анализ сказки «Гулень на небе».

2. Развивающие:

-совершенствовать диалогическую речь учащихся,

- обогащать словарный запас учащихся,

-совершенствовать навыки работы с текстом.

3. Воспитательные:

-воспитывать у учащихся чувство ответственности за свои поступки,

-воспитывать уважительное отношение к труду.

4. Коммуникативные:

-совершенствовать умение работать в парах, в группах.

Планируемые результаты:

Предметные - углубить понимание идейного замысла рассказа «Гулень на небе», позиции автора, формировать умение анализировать сказку, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризовать героев.

Личностные - создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интереса в достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как трудолюбие, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.

Метапредметные - развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структурировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества со взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.

Оборудование: Мультимедийная презентация, маршрутный лист учащегося.

Виды контроля: Текущий, самопроверка, взаимопроверка.

Основные понятия:

-Философская сказка.

Индивидуальные задания:

- Подготовить материал по биографии К. Ф. Жакова.

- Выписать синонимы к словам трудолюбие, труд и лень.

- Подобрать 6 пословиц о труде, о лени.

- Прочитать произведение «Гулень на небе» К. Жакова.

Формируемые УУД:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению; раздаточный мат

 

ХОД УРОКА

Этапы урока,

микроэтапы урока   

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Ориентировочно-мотивационный этап.

2. Организационный момент.

3. Приветствие, включение в деятельность.

4. Мотивация учащихся на включение в учебную деятельность.

5. Запись темы урока. Постановка целей урока

6. Беседа, по ключевым словам, темы.

7. Пытаются сформулировать цели урока.

8. Актуализация знаний, выравнивание стартовых позиций. Создание ситуации успеха.

 

Работа по вопросам:

- Что в вашем понятии достойная жизнь? Что значит жить достойно?

К. Жаков в своём произведении дает ответ на этот вопрос. Какого его представление о достойной жизни мы узнаем сегодня на уроке. А сначала познакомимся с жизнью и творчеством писателя.

Обдумывают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои версии.

 

Подготовленный ученик выступает с индивидуальным сообщением.

Остальные на маршрутном листе делают записи.

3. Проблемная ситуация, постановка цели УД.

К. Жаков внес огромный вклад в развитие коми литературы. Благодаря его произведениям люди узнали о коми зырянах. Особое место в творчестве Жакова занимает сказка. Сам К. Жаков называл себя сказочником. Он создал свой особый мир.

- Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)

- К какому виду сказки можно отнести «Гулень на небе»?

- Признаки каких сказок в ней сочетаются?

Введение понятия: философская сказка.

Философия – это наука, пытающаяся найти ответы на вопросы о смысле жизни, о назначении человека на земле.

В философской сказке автор тоже пытается найти ответ на какую-то злободневную проблему. Он показывает нам через героя, его поступки, что хорошо, а что плохо, в чем смысл человеческой жизни, каково предназначение человека.

Вспоминают виды сказок. Заполняют на маршрутном листе.

Формулируют собственные мысли. Называют виды сказок, их особенности.

Высказывают предположения.

Записывают определение философской сказки.

Делают вывода.

 

4. Отработка плана работы:

 

Беседа по сказке:

- Какой подзаголовок имеет сказка? (сказка о ленивце)

- Кто такой ленивец? (тот, кто ленится, не хочет работать)

- Найдите синонимы и антонимы к слову ЛЕНЬ. Запишите их на маршрутном листе (работа в паре)

- А как зовут героя? Можно ли назвать его имя говорящим? (Гулень - от гулять, да)

- Почему автор называет Гуленя ленивцем? (ничего не делает, изба покривилась, семья бедствует)

- Страдает ли кто-нибудь от его безделья? (семья)

- Почему Гулень захотел на небо? (на земле скучно)

- К кому он обратился за помощью? (бог ЕН)

- Что делал Гулень на небе?

- Чем был опечален Гулень? (не с кем было покалякать)

- Чему он удивлялся? (на небе все заняты делом: и стар, и млад)

- Для чего работают небесные жители? (чтобы приносить радость)

- Чем жизнь небесная оказалась похожей на земную? (все трудятся, работают)

- Изменился ли Гулень после возвращения?

- Чему научил Ен Гуленя? (Работа — это утешение, она приносит радость, счастье)

- Докажите, что это путешествие прошло не зря.

- Чему учит нас сказка? (любить работу, трудиться на благо всех, приносить радость)

Работают с маршрутным листом.

Формулируют собственные мысли.

Отвечают на вопросы.

Составляют монологические высказывания.

Находят взаимосвязи.

Приходят к своим выводы.

5. Исполнительский этап.

- Решение учебных задач.

-Обсуждение решения.

-Фиксация результатов.

-Самооценка решения УЗ.

-Выполнение задания на выбор.

Объясняя смысл пословиц.

- Соотнеси первую часть пословицы со второй частью. Прочитай получившиеся пословицы.

1. Под лежачий камень      

А) наберёшь кузовок

2. Мала пчёлка

Б) вода не течёт.

3. Собирай по ягодке

В) а труд человека

4. Землю красит солнце,

Г) да и та работает.

 

- Собрать две пословицы из предложенных слов и записать их.

 

Без кормит а пруда  труда    не лень     выловишь Труд    и рыбку из           человека   портит

В) Запишите продолжение пословицы.

- Терпенье и труд

- Делу время -

- Глаза страшатся, а

Составляют пословицы.

Объясняют смысл пословиц. Слушают одноклассников.

3. Этап рефлексия.

- Самостоятельная работа с самопроверкой.

Проверь себя-на доске кроссворд.

По горизонтали

1. Что чинил старик, белый как лунь?

2. Где жил главный герой сказки?

3. Кто первым встретился герою на небе?

4. Что дано человеку на утешение?

5. Из какого дерева приготовил бревна для нового дома герой?

6. Имя главного героя?

7. В чем качала новый месяц старушка?

8. Куда отправился герой сказки?

9. Как называет автор ленивого человека?

10. Верховный Бог в коми мифологии?

- Какое слово получилось по вертикали?

Разгадывают кроссворд.

-Взаимопроверка.

-Оценивание.

3. 2. Подведение итогов урока.

- Чем плоха лень?

- Чем вреден для окружающих ленивый человек?

- Надо ли избавляться от лени? Легкая ли это задача?

- Можно ли избавиться от лени, просто побывав на небе?

- Ребята, лечение лени - дело не одного дня. Это кропотливая ежедневная работа над собой и начинать надо прямо сейчас, пока лень не поглотила вас полностью.

В Библейской притче мудрый Соломон, чтобы избавится от лени советует брать пример с муравья:

«Подойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя, но он заготавливает летом хлеб свой. Собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь ото сна? »

Формулируют собственные мысли.

Отвечают на вопросы.

- Итоговый этап.

Оцените свою работу на уроке.

Сегодня на уроке я узнал……

Для меня было на уроке… (скучно, трудно, интересно, познавательно) ….

Мне понравилось (не понравилось) ….

У меня остались вопросы….

-Оценивающий этап. Продолжают предложение по началу фразы. - Разноуровневое домашнее задание.

1. Дать письменный ответ на вопрос: почему нельзя лениться? (объем высказывания 5 -6 предложений)

2. Вспомните сказки, в которых герои были вознаграждены за свое трудолюбие. Подготовьте рассказ об одном из героев.

3. Какие советы вы можете дать ленивцу, желающему излечиться от лени? Запишите советы в тетрадь.

(не менее 4 советов).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.