Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эти главные четыре пункта можно развивать у ребенка с помощью игр «Живой Азбуки»!



 

Так легко обучать детей,
просто играя с ними

В свое время индийский политический деятель Махатма Ганди был так вдохновлен посещением школы Марии Монтессори в Риме в 1931 г., что сам прошел обучение ее методу как Монтессори-педагог. Многие люди, более близко познакомившись с детскими садами Монтессори, испытывают похожий восторг.

«Самое важное то, - писал Ганди, - что дети не чувствуют тяжести учения, так как они учатся всему играя. Цель состоит в том, чтобы развить все органы и чувства ребенка. Очень мало места отводится простому заучиванию».

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос любящей, свободной, гармонично развитой личностью. Именно на развитие этих качеств направлена педагогика Марии Монтессори. По этой причине все больше родителей во всем мире делают выбор в ее пользу. Сегодня это удивительный по эффективности метод для всестороннего и целостного развития детей. Педагогический гений Монтессори был настолько глубок, что ее наследие продолжает служить источником вдохновения для современных Монтессори–педагогов.

В новом пособии «Живая Азбука» реализована идея Марии Монтессори о звуковых играх как основе грамотности. Это увлекательная фонетическая игра для изучения звуков и букв у детей от 3 до 6 лет. Она продолжает традицию развивающих пособий, используемых в Монтессори-среде. «Живую Азбуку» можно использовать в любом дошкольном учреждении, а также дома.

Обучение идет через веселую совместную игру взрослого и ребенка. Показывая ребенку предмет и четко проговаривая его название, ребенок учится различать звуки, правильно их произносить и грамотно говорить. Это основа, которую важно заложить, прежде чем приступать к чтению и письму.

Мария Монтессори мечтала, что бы дети играли в звуковые игры везде: дома, во дворе, в песочнице, в детских садах и развивающих центрах, в любом, подходящем для игр пространстве.

«Живая Азбука» - это кладезь вдохновения, откуда вы можете черпать идеи для множества игр! Возьмите «Живую Азбуку» в руки, прислушайтесь к себе, возможно, ваше творческое начало подскажет вам какую-то очень увлекательную игру! Вместе с «Живой Азбукой» мечта Марии Монтессори может прийти в каждый дом!

Эта брошюра раскроет вам основные секреты «Живой Азбуки», покажет примеры возможных звуковых игр и даст другую полезную информацию.

Творческий коллектив «Живой Азбуки»

Оглавление

Так легко обучать детей, просто играя с ними. 1

Мария Монтессори о звуковых играх. 5

«Живая Азбука» - Монтессори-пособие для языковой среды.. 6

Как играть в звуковые игры.. 8

Игра 1. Знакомство со звуком через предмет. 8

Игра 2. Изучение отдельного звука через предметы.. 9

Игра 3. Увеличение словарного запаса, изучение отдельного звука 10

Игра 4. Игра на внимание, изучение отдельного звука. 11

Игра 5. Различение звуков одной категории. 11

Игра 6. Изучение звуков разных категорий, сортировка. 12

Игра 7. Игра «Сыщик», использование коробки в качестве стенда 13

Игра 8. Знакомство ребенка с буквами. 14

Игра 9. Изучение букв, сортировка предметов. 15

Игра 10. Фонетический разбор слова. 16

Игра 11. Поиск звука в слове, развитие фонематического слуха... 17

Что «Живая Азбука» дает ребенку?. 19

Развивает фонематический слух. 19

Увеличивает словарный запас. 19

Ребенок осваивает азбуку играючи. 20

Развивает мелкую моторику. 20

Развивает осязание. 21

Развивает логическое мышление. 22

Подготавливает ребенка к грамотному письму. 23

Прививает любовь к чтению.. 23

Развивает лидерские и организаторские способности. 24

Развивает дисциплину и умение поддерживать порядок. 24

Ребенок с восторгом и нетерпением ожидает знакомства с каждым звуком и буквой 25

Ребенок с удовольствием участвует в игровых занятиях и сохраняет интерес к ним во время всего обучающего курса. 26

Развивает воображение. 26

Знакомство с миром в миниатюре. 27

Синий, зеленый, розовый. 28

Йотированные звуки. 29

Письменные, а не печатные буквы.. 30

Подготовка к школе. 31

Дополнительные упражнения. 32

Учимся писать. 32

От точки к точке. 32

Переписывание. 32

Шершавые буквы.. 33

Рисование букв и слов на подносе с манкой. 34

Учимся читать. 34

Розовая, зеленая, голубая и белые серии для чтения. 34

Списки слов. 35

Следы.. 35

Задания. 35

Книжки. 36

Грамматические коробочки. 36

Заповеди Марии Монтессори для родителей и педагогов. 37

Восстанавливая ГАРМОНИЮ между «внутренним ребенком» и «внутренним учителем» 39

Мария Монтессори о звуковых играх

Впервые идею звуковых игр с маленькими предметами озвучила Мария Монтессори, известный итальянский педагог, доктор, ученый и философ.

В ходе своих наблюдений за детьми она обратила внимание, что примерно с 2 лет и 8 месяцев у ребенка проявляется огромный интерес к звукам родной речи. И если в этот период малышу медленно проговаривать слова, он запоминает каждый звук и с радостью многократно повторяет его!

Однажды я сидела на террасе, где дети играли в вольные игры; при мне был мальчик двух с половиною лет, на короткое время оставленный матерью. По стульям были разбросаны буквы. Они лежали в беспорядке, и я начала их раскладывать в соответствующие отделения. Окончив эту работу, я поставила ящики на два креслица, стоявших поблизости.

Ребенок все время следил за мною. Наконец он продвинулся к ящику и взял в ручонку одну из букв. Это оказалась буква ф. В это время дети, бегавшие гуськом, прошли мимо нас, и, завидев букву, хором выкрикнули соответствующий ей звук и побежали дольше. Ребенок не обратил на них внимания, и, положив на место ф, взял р. Пробегая снова мимо, дети, смеясь, поглядели на него и начали кричать: р, р, р! Ребенок, наконец, понял, что когда он берет в руки букву, то проходящие мимо дети издают звук.

Это сильно его забавляло, и мне любопытно было узнать, сколько времени он будет в состоянии вести эту игру, не уставая. И что же? Он занимался ею три четверти часа! Дети заинтересовались ребенком, окружили его и стали хором выкрикивать звуки, заливаясь смехом при виде его изумленного и довольного личика.

Наконец, несколько раз вынув ф и услышав от своей публики этот звук, ребенок опять вынул эту букву, показал ее мне и произнес ф, ф, ф! Он выделил этот звук из массы звуков, которые слышал: долговязая буква, привлекшая внимание бежавших детей, как видно, произвела на него большое впечатление!

М. Монтессори «Дом ребенка»

Но если детям давать в руки еще и маленькие предметы, можно достичь одновременно несколько целей: развить у ребенка фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения, что в комплексе приведет к легкому овладению письмом и чтением.

 

 

«Живая Азбука» - Монтессори-пособие

для языковой среды

 «В этот период жизни ребенка (от 3 до 6 лет) когда возникает жажда понять слово, состоящее из отдельных звуков, мы должны предоставить ребенку материалы, являющиеся ключами для исследования отдельных звуков и слова в целом, сравнивая устную и письменную речь».

София Сумнительная, педагог, консультант с 30-летним стажем работы по методу Монтессори, тренер для тренеров

 «Сенситивный» период (время особой чувствительности) восприятия языка наступает у ребенка примерно к трем годам. В этом возрасте он с особым вниманием вслушивается в каждый произносимый звук, а затем хочет воспроизвести его. Родителям и педагогам важно заметить этот момент и вовремя подхватить интерес, предложив ребенку соответствующие звуковые игры.  

Несколько лет назад к нам в сад пришел 4-летний мальчик, который плохо говорил. Порой возникало ощущение, будто он разговаривает на другом языке. Понять его можно было с трудом. Для развития речевых навыков мы играли с ним каждый день в звуковые игры - из заранее подготовленных мешочков доставались маленькие предметы, начинающиеся с определенной буквы, и показывались ему. Их названия проговаривались медленно и четко по несколько раз. Акцент специально ставился на первый звук. Затем мальчик сам называл предметы вслух, с интересом доставая их из мешочка и складывая обратно. Благодаря таким играм, он постепенно научился различать и понимать звуки, а затем правильно произносить слова. Через полгода его речь стала грамотной и понятной для всех.

Ольга Роляк, Монтессори педагог, автор разработки пособия

Некоторые элементы звуковых игр в той или иной мере присутствуют сегодня во всех садах Монтессори. Педагоги по своей собственной инициативе собирают маленькие предметы на отдельные звуки в мешочки или баночки. Самая большая сложность собрать все маленькие предметы воедино. Есть звуки, на которые подобрать предметы не так просто, потому, что слов всего несколько. В комплекте «Живая Азбука» собраны маленькие предметы на весь основной звуковой ряд русского языка.

Многолетняя практика звуковых игр в садах Монтессори показывает их эффективность.

 

Как играть в звуковые игры

Игра 1. Знакомство со звуком через предмет

     
 

 

 

Возьмите любой предмет из коробки и держите его в руке так, чтобы ребенок увидел предмет.

Загадочным голосом спросите у ребенка: «У меня есть в руке что-то, что начинается на «А», что это?

Ребенок отвечает:

- Арбуз!

- Правильно! - говорит взрослый и предлагает ребенку еще поиграть, меняя в руке предметы.

Так играем со всеми звуками.

 

Игра 2. Изучение отдельного звука через предметы

Кладем в мешочек несколько предметов на один звук.

Приглашаем ребенка поиграть в очень интересную игру!

Плавно и грациозно расстилаем на столике или на коврике салфетку, определенного цвета (если взяли предметы, которые начинаются на гласные – расстилаем розовую салфетку, если твердые согласные – голубую, если мягкие согласные – зеленую).

Достаем из мешочка все предметы, проговаривая четко слова, делая акцент на первом звуке:

« М орковь, м ашина, м онетка».

Просим ребенка дать вам морковь, себе взять машинку, а монетку – положить в мешочек.

Дальше возвращаем все предметы обратно на салфетку и, показывая пальцем по очереди на каждый предмет, задаем ребенку вопрос:

- «Что это? »

После того, как ребенок правильно назвал все предметы, радостно говорим:

- «Как здорово! Ты все запомнил! »

Этим мы усиливаем у ребенка ощущение победы.

 

Игра 3. Увеличение словарного запаса,

 изучение отдельного звука

На столик кладем салфетку розового цвета. Из мешочка выкладываем на салфетку эскимоса, экскаватор и Эйфелеву башню.

Проговариваем четко слова, делая акцент на первом звуке: «Эскимос, экскаватор, Эйфелева башня».

Спрашиваем ребенка, знает ли он о том, кто такой эскимос? Если ребенок не знает – объясняем: «Эскимос – это человек, который живет на Чукотке, где много снега».

Так рассказываем обо всех неизвестных ребенку предметах.

«Экскаватор – это такая машина, у которой есть ковш. Ковшом экскаватор копает ямы».

«Эйфелева башня стоит в Париже. Ее спроектировал архитектор Гюстав Эйфель, потому она так и называется Эйфелева, в честь того, кто ее придумал».

Просим ребенка дать вам экскаватор, себе взять эскимоса, а Эйфелеву башню положить в мешочек.

Дальше возвращаем все предметы обратно на салфетку и, показывая пальцем по очереди на каждый предмет, задаем ребенку вопрос: «Что это? »

Если ребенок какой-то предмет не назвал или ошибся в названии, мягко поправляем его: «Нет, это эскимос, вот экскаватор», и предлагаем еще раз попробовать назвать предметы. В конце игры благодарим ребенка и радуемся его знаниям, которые он только что усвоил: «Как ты быстро все запомнил! Теперь ты знаешь, кто такой эскимос, что делает экскаватор, и почему эта башня называется Эйфелевой».

 

Игра 4. Игра на внимание, изучение отдельного звука

На столе раскладываем голубую салфетку. Из мешочка достаем забор, значок и зайца. Просим ребенка внимательно посмотреть на предметы и все запомнить, а потом закрыть глаза.

Забираем один из предметов и после того, как ребенок открыл глаза, просим его сказать, какого предмета не хватает. Когда ребенок радостно воскликнет: «Зайца! », мы на такой же ноте отвечаем: «Правильно! Какой ты зоркий! Сразу угадал! »

Игра продолжается до тех пор, пока у ребенка есть интерес.

 

 

Игра 5. Различение звуков одной категории

Кладем на столик 2 одинаковые пиалы, под ними – зеленую салфетку. Из мешочка достаем белку, бегемота, бинокль, миску, медведя, микрофон.

Говорим ребенку:

«Я хочу положить в эту пиалу (показываем пальцем на одну из пиал) все предметы которые начинаются на «м» (проговариваем мягко)». Кладем предметы, проговаривая их название.

Предлагаем ребенку положить во вторую пиалу все предметы, которые начинаются на мягкую «б».

Продолжаем игру, меняя предметы.

 

 

Игра 6. Изучение звуков разных категорий, сортировка

На столик кладем три одинаковых емкости. Из мешочка достаем урну, ушат, утконоса, бабочку, бусы, бобра, зеркало, зебру, землянику. Выкладываем предметы под емкостями.

Четко проговаривая первые звуки слов, говорим ребенку:

- Я хочу найти что-то, что начинается на «з».

- Зебра, - радостно восклицает ребенок.

- Правильно! Положи зебру в эту тарелку. Теперь я хочу найти что-то, что начинается на «б».

- Бабочка!

- Положи бабочку во вторую тарелку. Теперь я хочу найти что-то, что начинается на «у».

- Утконос!

- Точно! Положи утконоса в эту тарелку.

Так продолжаем играть до тех пор, пока все предметы не окажутся в своих коробочках.

Игра 7. Игра «Сыщик», использование коробки

в качестве стенда

Говорим ребенку:

- Мы сегодня с тобой будем играть в игру, которая называется «Сыщик». Ты знаешь, кто такой сыщик?

- Нет, - отвечает ребенок.

- Сыщик – это человек, который что-то ищет, разыскивает. Посмотри на этот стенд. Я хочу найти на нем что-то, что начинается на «д».

Ребенок внимательно смотрит на стенд с предметами и отвечает:

- Дом!

- Правильно! Какой ты зоркий, быстро нашел. А теперь я хочу найти что-то, что начинается на «н».

Играем с ребенком до тех пор, пока у него есть интерес. Можно меняться ролями.

Игра 8. Знакомство ребенка с буквами

 

На столик кладем розовую салфетку. Из мешочка достаем ангела, арбуз, авокадо. Говорим ребенку:

- Ты уже знаешь все эти предметы. А что ты слышишь вначале слова А-рбуз, А-нгел, А-вокадо?

- А!

- А ты хочешь посмотреть, как выглядит «а»?

- Хочу! - отвечает ребенок, и мы достаем карточку с изображением символа «А» и кладем на салфетку под предметами.

Говорим ребенку:

- Теперь ты знаешь, как выглядит «А».

Так знакомим ребенка со всеми буквами.

 

Игра 9. Изучение букв, сортировка предметов

В эту игру играем с ребенком тогда, когда познакомили его с символами звуков.

На столе выкладываем по очереди карточки «о», «р», «ф» при этом говорим ребенку: «Ты уже знаешь, как выглядит о, р, ф. Посмотри, что еще у меня есть» и выкладываем на стол вперемешку такие предметы: резинка, облако, ребенок, овощи, флакончик, фотоаппарат, редиска, овен, факел.

Говорим:

- Я хочу положить возле «о» такие предметы: о вен, о блако, о вощи. А что мы положим возле «р»?

- Ребенка, редиску и резинку! - радостно говорит ребенок, выкладывая предметы.

- Замечательно! А что мы положим возле «ф»?

- Факел, фотоаппарат и флакончик!

Так можно играть со всеми звуками. В дальнейшем, ребенок самостоятельно сможет выкладывать предметы к соответствующим буквам.

Игра 10. Фонетический разбор слова

Кладем на стол голубую салфетку, на нее – дом. Спрашиваем ребенка:

- Что это?

- Дом.

- Что ты слышишь вначале слова Д-ом?

- «Д».

- А после «д»?

- «О».

- А после «о»?

- «М»

- Как здорово! Ты слышишь все звуки, из которых состоит слово!

Для этой игры вначале подбираем простые слова, а затем посложнее.

Игра 11. Поиск звука в слове,

развитие фонематического слуха

На столик кладем полоску бумаги, расчерченную на три части. Под ней выкладываем из мешочка предметы: курицу, кружку, камень, тыкву, бинокль, тарелку, валенок, совок, щенка.

Говорим:

- К-урица, я слышу «К» вначале, положу курицу сюда (кладем на первую часть бумаги).

- Ты-К-ва, я слышу «К» в середине, положу «К» сюда (кладем на среднюю часть бумаги), валено-К, слышу «К» в конце, положу валенок сюда (кладем предмет на третью часть бумаги).

- А хочешь ты так поиграть?

- Да, - отвечает ребенок.

- Сово-К, где ты слышишь «К»?

- В конце!

- Куда ты положишь совок?

- Положу его возле валенка!

- Правильно! А где ты слышишь «К» в слове бино-К-ль?

Так можно играть со всеми остальными звуками.

 

 


Что «Живая Азбука» дает ребенку?

Развивает фонематический слух

Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. Если при разговоре ребёнок искажает звуки, пропускает их или заменяет другими – это означает, что у него не до конца сформирован фонематический слух. В будущем это может привести к появлению стойких ошибок при обучении письму.

Наблюдая за детьми, Мария Монтессори заметила, что примерно с 2 лет 8 месяцев у ребенка проявляется огромный интерес к звукам родной речи. И если в этот период малышу медленно проговаривать слова, он начинает запоминать каждый звук и с радостью многократно повторять его.

Благодаря звуковым играм, в которые очень легко играть с помощью «Живой Азбуки», ваш малыш разовьет прекрасный фонематический слух!

Увеличивает словарный запас

Словарный запас - это своего рода визитная карточка ребенка. Богатый лексикон говорит об эрудированности, хорошей памяти и отличных умственных способностях. Каждый родитель стремится увеличить словарный запас своего малыша. Ученые доказали, что дети лучше запоминают информацию, преподнесенную в игровой форме.

Как увеличить словарный запас у ребенка? Вот волшебная формула: Играть  → Читать → Говорить → Обсуждать.

С помощью звуковых игр «Живой Азбуки» ребенок без усилий обогатит свою речь новыми словами.

Ребенок осваивает азбуку играючи

В «Живой Азбуке» обучение идет через веселую игру. Если взрослый правильно выстроит обучающий процесс, ребенок никогда не заметит, что его обучают. Для него это будет интересной игрой.

Освоение азбуки происходит без усилий. До 6 лет ребенку присуща бессознательная способность естественным образом впитывать в себя все, что окружает его: язык, привычки, обычаи, культуру, духовное мировоззрение. Эту особенность Мария Монтессори назвала «впитывающим разумом».

Развивает мелкую моторику

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев», - утверждал известный педагог В. Сухомлинский. Благодаря нервным окончаниям на пальцах, когда ребенок делает что-то руками, происходит стимулирование работы коры головного мозга, в том числе и речевых центров. Именно поэтому специалисты по дошкольному образованию постоянно говорят о важности развития мелкой моторики. Двигательная активность пальцев рук – это залог полноценного интеллектуального развития ребенка. Благодаря этому, у него развивается речь, мышление, внимание, память, воображение и координация движений. Развитие мелкой моторики – эта задача, которая по силам каждому родителю.

«Живая Азбука» дает возможность проведения разных игр на развитие мелкой моторики, в ходе которых ребенок имеет возможность трогать руками разные маленькие предметы.

Развивает осязание

Маленькие предметы в «Живой Азбуке» подобраны таким образом, чтобы ребенок почувствовал разные тактильные ощущения. Здесь вы найдете валенок из войлока, мешочек с зерном, пушистый помпон, ракушку, перышко и много других интересных предметов.

Ученые, исследуя особенности развития детей, обнаружили закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения пальцев рук, тем сильнее развиты мозг и речь. Тактильные ощущения очень важны для развития ребенка.

Вы можете предложить малышу сыграть в увлекательную игру «Волшебный мешочек». Положите 5-6 разных по форме и материалу предметов из «Живой Азбуки» в небольшой мешочек. Предложите ребенку засунуть в него руку и вытащить любой из них. Сначала ребенок ощупывает предмет, не видя его. Благодаря осязанию, он может почувствовать форму предмета и текстуру материала. Затем ребенок вынимает предмет из мешочка и смотрит, как он выглядит. Эта игра тренирует тактильную чувствительность рук. Совсем скоро ваш малыш, не глядя, начнет с легкостью угадывать, что за предмет находится в мешочке.

Развивает логическое мышление

Родители и педагоги могут приступать к развитию логического мышления, когда ребенку исполнилось 2 года. В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к окружающим вещам.

Их мышление - наглядно-действенное. Ребенок должен увидеть предмет и что-то сделать с ним самостоятельно. В противном случае он ничего не поймет. Именно поэтому ребенку в этот период нужна специальная игровая среда. Очень важно, чтобы малыш мог видеть и дотрагиваться до интересующих его предметов.

Существует множество игр для детей в этом возрасте, направленных на формирование логического мышления. Например, он может сравнивать и группировать предметы по цвету, форме и размеру.

Задания для детей в возрасте от 4 лет и старше могут включать словесно-логические загадки. Это многочисленные речевые игры, где нужно правильно закончить высказывание. Например, «Солнышко светит днём, а луна... », либо дать ответ на вопрос («Воробей может летать, потому что у него есть... »), либо отгадать предмет, задавая о нём наводящие вопросы («Это съедобное? », «Это большое? », «Это зелёное? » и т. п. ).

Все эти игры легко реализуются с помощью «Живой Азбуки». В ней маленькие предметы-игрушки подобраны таким образом, чтобы у ребенка была специальная игровая среда для развития логического мышления: ключ обязательно откроет замок, гайка подойдет к болту, звеньев в цепочке будет ровно десять и т. д.

 

Подготавливает ребенка к грамотному письму

Чтобы ребенок грамотно писал, родителям и педагогам нужно обратить внимание на развитие следующих навыков:

· Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.

  • Четкое проговаривание слов. В общении с ребенком этот прием нужно использовать с раннего детства.
  • Акцент на правильном произношении, а не на ошибках. Если вы заметили, что ребенок во время игры сказал какое-то слово неправильно, всегда нужно показывать ему, как говорить правильно, не акцентируя внимание на допущенной ошибке.
  • Мелкая моторика. Моторика и речь тесно взаимосвязаны. Развивая мелкую моторику ребенка, мы тем самым закладываем основание для успешного овладения письмом.

Эти главные четыре пункта можно развивать у ребенка с помощью игр «Живой Азбуки»!

 

Прививает любовь к чтению

Заинтересованы ли вы в том, чтобы ваши дети больше читали? Если вы начнете читать ребенку вслух или просто рассказывать какую-то историю, он будет получать удовольствие от этого процесса, самостоятельно представляя и визуализируя то, о чем идет речь. Если это делать регулярно, то через какое-то время потребность в чтении войдет в привычку, принося ребенку позитивные эмоции.

Если же вы даете ему смартфон, планшет, сажаете перед телевизором или компьютером, вы тем самым автоматически препятствуете развитию привычки к чтению. В этом случае ребенку не нужно включать свое воображение. Все визуальные образы ему предоставляются в готовом виде. Ему остается только эмоционально реагировать на происходящее.

Многочисленные предметы из «Живой Азбуки» могут стать основой небольших рассказов и притч. Вы можете рассказать историю о том, откуда появилось название незабудки, или кто такой эскимос и т. д. Можно также загадывать ребенку загадки, читать пословицы и поговорки, связанные с предметами «Живой Азбуки».

Развивает лидерские и организаторские способности

Старшие дети в Монтессори-классе, овладев принципами любой игры, сами без труда начинают учить младших детей. Они выступают в роли педагогов, активно организовывают детей и преподают им все в точности так, как до этого им показал учитель.

Таким образом, играя с ребенком в разные игры с помощью «Живой Азбуки», вы можете быть уверенны, что в будущем он сможет передать эти знания другим детям. Так формируются лидерские и организаторские способности вашего малыша.

Развивает дисциплину и умение поддерживать порядок

С «Живой Азбукой» развить дисциплину и умение поддерживать порядок очень легко. Для этого нужно выбрать определенное место – низенькую полочку высотой в рост малыша и показать ему, как вы убираете предметы и аккуратно ставите игру на место.

Такой подход вы можете применить ко всем предметам в доме, заранее выбрав для них свое место. Именно об этом говорит специалист по наведению порядка в доме Мари Кондо: «Если вы хотите, чтобы в доме был порядок, – всегда возвращайте вещи на свое место».

Стоит детям несколько раз показать, как вы делаете что-то, они будут с радостью повторять то же самое.

Мы играем в азбуку в течение дня, выбирая подходящий момент. Игра может длиться 5 минут, а может и 20. Сначала я думала, что будет сложно поддерживать порядок в игре, понимая, что маленькие вещички могут разбрестись по всей квартире, но заканчивая игру, Игорь сам по моему примеру аккуратненько складывает все предметы в мешочек.

Эльвира, мама двоих детей

Ребенок с восторгом и нетерпением ожидает знакомства с каждым звуком и буквой

Главный секрет Монтессори-педагогики – поддерживать у ребенка интерес к занятиям. Именно так мы побуждаем его к определенному действию. Для этого нам, взрослым, нужно проявить свои актерские способности и каждую игру начинать со слов: «Сегодня, я тебе покажу что-то очень интересное! »

Ребенок с воодушевлением осваивает азбуку благодаря постоянно поддерживаемому интересу к игре.

Игра каким-то образом приводит в равновесие эмоциональное состояние ребенка, наполняет его. Причем характер игры зависит от состояния, настроения и потребностей малыша. А фраза " Я сейчас покажу тебе что-то интересненькое" просто чудесно воздействует на ребенка: естественным образом привлекает его внимание и настраивает на сконцентрированное занятие.

Эльвира, мама двоих детей

Ребенок с удовольствием участвует в игровых занятиях      и сохраняет интерес к ним во время всего обучающего курса

Здесь ключевым словом тоже является интерес. «Живая Азбука» имеет несколько точек интереса для ребенка. Это и волшебный мешочек, и маленькие предметы, и разноцветные салфетки. Все способствует тому, что бы ребенок возвращался к игре вновь и вновь.

Игорю очень нравятся звуковые игры. В течение дня несколько раз подбегает и просит: «Мам, где твой мешочек? Покажи мне что-то интересненькое! »

Эльвира, мама двоих детей

Развивает воображение

Стоит подчеркнуть разницу между фантазией с верой в различные волшебные предметы типа «золотой рыбки» или «волшебной палочки» и воображением.

Мария Монтессори считала детскую фантазию в возрасте от 3 до 6 лет отклонением, уходом от реальности. По ее мнению, до 5 лет вымысел в обучении и окружении ребенка должен быть ограничен, так как он не всегда может отличить настоящее от ненастоящего. Если взрослые сами не стимулируют развитие фантазии, то дети предпочитают реальный мир.

В «Живой Азбуке» представлены предметы, существующие в реальном мире, только миниатюрные по размеру. Они максимально похожи на настоящие.

Малыши с большим интересом будут слушать ваши рассказы о том, кто такой эскимос, и где он живет, как появилась вилка, кто такой эму, и почему он не летает. А позже, беря в руки любой маленький предмет из «Живой Азбуки», они сами придумают историю о нем.

В этом случае рассказ с участием предметов реальной действительности, помогает ребенку лучше понять, как устроен этот мир.

Знакомство с миром в миниатюре

 «Живая Азбука» - это коробка с 40 ячейками, в которой вы найдете от 3 до 6 маленьких предметов-игрушек. Детям крайне интересно изучать, как устроен мир. Знакомство с предметами реального мира из «Живой Азбуки» расширит кругозор вашего малыша.

У миниатюрных предметов есть удивительная особенность - они притягивают внимание ребенка. Благодаря этому он хорошо концентрируется во время обучения. Такие предметы вызывают у детей всплеск положительных эмоций и создают благоприятную игровую атмосферу в отличие от картинок. Трогая маленький предмет руками, ребенок понимает абстрактную идею, стоящую за каждым словом.

В «Живой Азбуке» свыше 140 предметов, которые радуют глаз. Они красивые, максимально похожи на настоящие, с преобладанием натуральных материалов. Их приятно держать в руках. Многие игрушки изготавливаются вручную народными мастерами из дерева, глины, искусственного камня и других материалов.

К комплекту прилагается расширенный список слов на определенные звуки, так что каждый взрослый сможет при желании самостоятельно пополнять «Живую Азбуку» дополнительными предметами.

«Живая Азбука» представляет собой кладовую сокровищ для вашего ребенка. С ее помощью он исследует предметы окружающего мира, экспериментируя с ними. Психологи считают, что одна из важных потребностей в развитии детей – познание окружающего мира. Вы воспитаете радостного и воодушевленного ребенка, если вы подарите ему такую возможность.  

Знаменитый американский физик, лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман вспоминал, что в детстве его отец целенаправленно старался развить его интерес к изучению окружающего мира, подробно отвечая на его многочисленные вопросы, используя знания из естественных наук.  

С «Живой Азбукой» каждому родителю по силам развить и поддерживать любознательность ребенка к познанию мира.

Синий, зеленый, розовый

В «Живой Азбуке» представлен основной звуковой ряд. Для обозначения звуков используется цветовая маркировка, принятая в российском Монтессори-сообществе. Гласные отмечены розовым цветом, твердые согласные – синим и мягкие согласные – зеленым.

Мы произносим звуки, с которых начинаются слова, в соответствии с правилами фонетики: [б] — для бабочки; [м’] — для мешочка; [у] для утконоса. Мы не говорим ребенку, какие звуки гласные, какие твердые или мягкие согласные. К этому различению он придет самостоятельно. Это принципиальный подход Марии Монтессори. В упражнениях ребенок будет обнаруживать разницу между звуками и буквами. Но она всегда будет приходить опосредовано через слух, зрение, тактильные ощущения, а не напрямую. Терминология языка дается ребенку гораздо позднее.

Когда ребенок самостоятельно выделяет звуки в слове, можно переходить к формированию образа письменной буквы. Этот процесс начнется, как утверждает М. Монтессори, спонтанно. Нам, взрослым, надо лишь отметить момент и предложить малышу соответствующие занятия.

Йотированные звуки

 Гласные я, ё, ю, е, состоят из двух звуков, одним из которых является звук [й]. Понять йотированные звуки ребенку в 3-4 года не так-то просто. Как и то, что мягкий и твёрдый знак – это не звуки, а буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных. Потому эти знания лучше всего давать в 5-6 лет после того, как усвоен основной звуковой ряд русского языка.  

Мы можем также подобрать маленькие предметы на йотированные гласные, например, яблоко, ящик, як. Поиграть с ребенком, показывая ему предметы, и спросить, что он слышит в начале слова? Ребенок может сказать, что слышит «а» или же затрудниться с ответом. Тогда мы ему говорим, что покажем ему что-то необычное. Кладем сначала букву «Я», а под ней два звука – [й] и [а], рассказывая о том, что эта буква выглядит вот так, а слышим мы ее как [й] и [а]. Этого объяснения достаточно. Главное показать эту необычность, заинтересовать ребенка, чтобы ему в дальнейшем самому захотелось узнать, почему существуют такие необычные буквы.

Таким же образом мы знакомим ребенка со всеми йотированными буквами.

Письменные, а не печатные буквы

Мария Монтессори считала, что не стоит начинать обучение письму с печатных букв и даже ввела понятие «самопроизвольного письма». С ее точки зрения, ребенок в 3-3, 6 года естественным образом подходит к моменту, когда можно наблюдать самопроизвольное изображение языковых символов. Для малыша куда естественнее выводить округлые линии, нежели прямые, из которых преимущественно состоят печатные буквы.

Мария Монтессори утверждала, что, обучая ребенка правильно пользоваться письменными принадлежностями и развивая его мелкую моторику, можно способствовать появлению самопроизвольного письма. Монтессори-педагоги не раз наблюдали, как малыш сам начинал выводить буквы и слова, даже не приступив к изучению алфавита. То есть для обучения ребенка письму и речи, необходимо просто создать специально подготовленную языковую среду, где ребенок самостоятельно будет усваивать нужную информацию и применять ее на практике. Если просто знакомить его с очертаниями букв, учить пользоваться карандашом и кисточкой, то детей не придется дополнительно обучать письму.

Учить ребенка читать и писать можно по-разному, но результат должен быть один - от письма и чтения он должен получать удовольствие. Так давайте будем радовать наших малышей!

Подготовка к школе

 С помощью «Живой Азбуки» вы, как родитель или педагог, закладываете базу для дальнейшего развития языковых навыков у ребенка. Она не заменит букварь, но облегчит его освоение и успешное овладение чтением и письмом. Каждый ребенок обучается в своем темпе. С некоторыми детьми стоит неделю поиграть в звуковые игры, и у них сразу же появляется интерес к письму и чтению.

Если мы хотим получить 100% результат, то важна систематичность в работе с этим материалом.

У меня двое детей, с которыми я регулярно играю в звуковые игры. Они действительно помогают ребенку освоить звуки, затем буквы, а потом и грамотное письмо, и чтение. Это базовые упражнения. Я почувствовала, насколько моему старшему сыну было легко в первом классе, когда он начал делать звукобуквенный анализ слов.

Евгения, мама троих детей

 

Дополнительные упражнения

 Учимся писать

 От точки к точке

 Положите на поднос листки бумаги с различными наборами точек и карандаш. Уже в 3 года малыш с удовольствием будет проводить линии от точки к точке, угадывая в получившихся узорах знакомые предметы. Работа не простая, требует определенной тренировки.

 Переписывание

 Механически переписывать или перерисовывать фигуры – одно из любимых занятий многих ребят-дошкольников. Эта работа не имеет ничего общего с настоящим письмом, так как ребенок еще не имел дела с образами письменных букв и не знает их названия.

На подносе должны лежать чистые листы бумаги, некоторые из них в клетку, другие - в линейку, есть и не разлинованные. Рядом с ними – стопка с карточками для переписывания. На некоторых из них слоги или слова в две буквы, на других – в три и четыре. Все они написаны прописными буквами, не очень мелко, черными чернилами на белом фоне с наклоном и правильными соединениями. На этом же подносе лежит подставка с карандашом. Лучше, когда ребенок начинает писать простым карандашом, так как он может регулировать силу нажима. Итак, малыш переписывает на листки отдельные слоги, слова и даже коротенькие предложения. По наблюдениям ученых, даже если специально не обучать детей в 5-6 лет азбуке, они спонтанно начинают воспроизводить на бумаге слова, написанные кем-то ранее в их присутствии прописными буквами. Это свидетельство того, что ребенок пытается перейти к общению с помощью письменного языка. Фактически овладение этим упражнением – высшая ступень всем хорошо известной штриховки.

 Таким образом, ребенок учится писать не в процессе письма, а с помощью целого ряда подготовительных упражнений.

 Шершавые буквы

 Этот материал хорошо известен многим учителям и воспитателям: пожалуй, это единственное Монтессори - пособие, используемое в школьной практике в советские годы. Шершавые буквы можно изготовить из наждачной бумаги или бархатной бумаги, наклеенной на плотный картон. Буквы, как вы уже догадались – прописные (заглавные и строчные). Твердые согласные буквы наклеиваются на голубой картон, мягкие – на зеленый, а гласные – на розовый. В 3-4 года малыш просто обводит и ощупывает пальчиком такую букву, вырезную из наждачной бумаги. В 5-6 лет ребенку уже интересно, как называются эти буквы. Для лучшего запоминания используется тактильная память, для чего можно поиграть в игру «Угадай букву на ощупь». Завяжите ребенку глаза и попросите угадать, какую букву вы ему даете. Не обязательно заучивать сразу все буквы алфавита, достаточно поиграть с 10 наиболее часто встречающимися в русском языке: а, о, у, е, к, м, н, т, с, р.

 

Рисование букв и слов на подносе с манкой

 Один из основных принципов Монтессори-педагогики гласит: все полученные знания должны сразу применяться в жизни. Вот почему игры с шершавыми буквами плавно перетекают в письмо. Предлагать такую работу можно уже в 4, 6 - 5 лет. До этого возраста рисование пальчиком на подносе с тонким слоем манки – дело полезное и увлекательное. М. Монтессори полагала, что рисование и письмо – процессы крайне схожие в плане психофизиологии: в обоих случаях ребенок выражает мысль с помощью графических символов.

 Учимся читать

Как только вы предложили малышу игру с шершавыми буквами, сразу же из этих букв выкладывайте слоги для чтения. Например, озвучив букву М и букву А, поупражнявшись в их ощупывании с закрытыми глазами, соедините эти буквы, прочитайте: МА. Затем с буквой М соединяются и читаются остальные гласные, получается: МО, МУ, МЫ. И сразу же – чтение первого слова: МАМА. Таким образом, малыш учится составлять свои первые слова и озвучивать их, то есть читать.

Розовая, зеленая, голубая и белые серии для чтения

 Все слова для чтения в Монтессори-методе делятся на 4 блока. В каждом блоке одни и те же материалы. В розовой серии предлагаются для чтения и письма слова, не содержащие трудностей в чтении, то есть «как слышится – так и пишется», например, «стол», «ваза», «кошка».

В зеленой серии - слова, имеющие в трудности в написании - йотированные гласные ю, ё, я, е (река, мята).

В голубой серии читают и пишут слова с другими трудностями - оглушением звонких согласных на конце слов (дуб, пруд) и безударные гласные в корне слова (молоко, столы).

Белая серия включает слова со всеми трудностями. Сначала малыш учится бегло читать слова в самой простой – розовой серии, затем – зеленой, затем – голубой. Обычно к 5-6 годам ребенок свободно читает слова любой сложности. Теперь можно приступить к изготовлению материалов, следуя вышеуказанным правилам.

 Списки слов

 Слова каждой серии пишутся от руки на карточке, получается своего рода список из 15-20 слов. Эту карточку нужно обвести по контуру розовым фломастером. Списки слов зеленой серии будут на карточке с зеленым контуром, голубой серии – с голубым контуром, белая серия никак не оформляется. Малыш может читать списки в любое время и переписывать из них слова.

 Следы

 Вырежьте из картона контуры отпечатков стоп и ладоней с написанными на них словами. Слова розовой серии будут написаны на следах с розовой каймой, зеленой серии – с зеленой и т. д. Малыш «идет» по дорожке из следов, одновременно читая их. Нельзя наступать на след, предварительно не прочитав слово.

 Задания

 Напишите на полосках бумаги предложения - инструкции из 2-3-х слов для каждой серии. Например, для розовой серии подойдут предложения «Дай стул», «Нарисуй куклу». Предложите малышу прочитать задание и выполнить его. Подсказки с вашей стороны исключаются. Если ребенок выполнил задание верно, значит, он овладел не только технической стороной чтения, но и смысловой, то есть понял, что прочитал. Это важнейший момент при обучении чтению. Конечно же, полоски с заданиями обводятся контуром в соответствии с трудностями в словах: зеленым, розовым, голубым.

 Книжки

 Можно самостоятельно изготовить 1-2 книжечки для каждой серии. Не забудьте, что к коротенькому тексту нужно нарисовать картинку, подойдет и наклейка. Книжку можно писать вместе с малышом: на отдельных листочках пишутся слова и фразы, рисуется картинка, и все листочки скрепляются степлером. Подумайте, как можно красиво оформить обложку.

 Грамматические коробочки

 Когда малыш уже неплохо читает и пишет, самое время познакомить его с азами грамматики. Подготовьте коробочку или ящичек с 3 маленькими отделениями и с одним большим. Напечатайте на компьютере много слов: имен существительных, прилагательных и глаголов. Сложите эти карточки в большое отделение вперемежку. Расскажите, что слова в русском языке делятся на 3 группы: слова-предметы, слова-признаки и слова-действия. Прочитайте первое слово, допустим, ЯБЛОКО. Можно объяснить, что слова – предметы, которые можно потрогать или увидеть (это, конечно, очень упрощенное представление), поэтому ЯБЛОКО мы положим в первое отделение. Следующее слово – БЕЖАТЬ, мы положим в отделение к словам-действиям, а вот слово БЕЛЫЙ – к словам-признакам. Так вместе с малышом разложите все карточки. Дальше он упражняется сам. Грамматические коробочки можно сделать для изучения рода (раскладывание слов в ячейки «мой», «моя», «моё», «он», «она», «оно»), числа (ячейки «один», «много»). После таких занятий школьная терминология усвоится быстро и надолго.

Заповеди Марии Монтессори                           для родителей и педагогов

  • Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.
  • Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют — он учит­ся осуж­дать.
  • Если ре­бен­ка час­то хва­лят — он учит­ся оце­ни­вать.
  • Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность — он учит­ся драть­ся.
  • Если с ре­бен­ком чест­ны — он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.
  • Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют — он учит­ся быть роб­ким.
  • Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти — он учит­ся ве­рить.
  • Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят — он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.
  • Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют — он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.
  • Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны — он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.
  • Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют — он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.
  • Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым — он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.
  • Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке — ни при нем, ни без не­го.
  • Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.
  • Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.
  • Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее.
  • Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке, и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все нашел.
  • По­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать неосвоенное ра­нее. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью, ти­ши­ной и лю­бовью.


Восстанавливая ГАРМОНИЮ между «внутренним ребенком» и             «внутренним учителем»

«Одна моя знакомая девушка, по некоторым причинам не могла иметь детей. Когда она начала играть в звуковые игры с соседскими малышами, к ней пришло понимание, почему у нее есть страх перед детьми, и почему дети не приходят в ее семью».

Юлия, психолог

 «Живая Азбука» может помочь не только ребенку, но и взрослому, который также вовлечен в процесс игры. Мария Монтессори говорит, что у каждого ребенка есть «внутренний учитель», направляющий его развитие. В детском саду Монтессори ребенок прислушивается к своим чувствам и самостоятельно выбирает тот игровой материал, который ему интересен и необходим для развития в данный момент.

Став взрослыми, тем не менее, в каждом из нас продолжает жить «внутренний ребенок», которым мы когда-то были в детстве. У большинства взрослых связь между «внутренним ребенком» и «внутренним учителем» потеряна из-за неправильного воспитания, а именно неуважительного отношения в детстве, многочисленных запретов, нарушения границ, отсутствия свободы выбора и т. д. Это является причиной низкой самооценки и многих других психологических проблем, мешающих чувствовать себя счастливым во взрослом возрасте.

Ваш внутренний взрослый складывается по образу ваших родителей. Если у вас были любящие родители, то ваш внутренний взрослый будет таким же прекрасным, как они. Если же ролевые модели ваших родителей были нелюбящими, то вам придется работать над их пересозданием, чтобы исцелить внутреннего ребенка от болезненных воспоминаний и травм детства, пишет психолог Маргарет Пол. [1]

 Обращая внимание на свои чувства во время игры, к вам может прийти понимание, в чем же нуждается ваш «внутренний ребенок». Ему, как и всем обычным детям, требуется внимание, одобрение, забота со стороны вас как любящего взрослого.

Попросите «внутреннего учителя» показать, какие любящие действия вы можете совершить по отношению к себе как «внутреннему ребенку», а затем сделайте их. С их помощью вы можете освободиться от многих негативных психологических состояний, корни которых тянутся с детства. Таким образом, в увлекательной и легкой форме взрослый помогает не только ребенку, но и себе, восстанавливая гармоничную взаимосвязь между «внутренним ребенком» и «внутренним учителем».

 

 

 


[1] Пол Д., Пол М., Что тебе мешает быть счастливой. М.: 2009



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.