Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3.Экспертиза трудоспособности и профессиональной ориентации и направленности инвалида как аспект психологической диагностики.



 

 

Лекция3. Особенности экспертной деятельности клинического психолога при проведении медико-социальной экспертизы.

 

1. Медико-социальная экспертиза: основные понятия.

Основополагающие позиции МСЭ изложены в следующих документах:

  •  Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
  •  постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789 " Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
  •  приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. № 327 " Об утверждении Устава федерального государственного учреждения " Федеральное бюро медико-социальной экспертизы";
  •  постановление Правительства РФ от 20 февраля
  • 2006 г. № 95 " О порядке и условиях признания лица инвалидом";
  •  приказ Минздравсоцразвития России от 29 ноября
  • 2007 г. № 733 " Об утверждении Административного регламента Федерального медико-биологического агентства по исполнению государственной функции по организации проведения медико-социальной экспертизы, по организации деятельности по установлению связи заболевания (смерти) с профессией, а также причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием особо опасных факторов физической, химической и биологической природы";
  •  постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 247 " О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом";
  •  приказ Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1013н " Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы";
  • приказ Минздравсоцразвития России от 17 ноября 2009 г. № 906н " Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы". К федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее — Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий (далее — главные бюро), имеющие филиалы — бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее — бюро). На современном этапе используется следующее понятие МСЭ.

Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойкими расстройствами функций организма.

Основанием для признания гражданина инвалидом служит сочетание следующих факторов:

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

3) необходимость мер социальной защиты, включая реабилитацию.

МСЭ осуществляется исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных освидетельствуемого лица.

Клинико-функциональная диагностика базируется на традиционных положениях клинической медицины и МСЭ.

Клинико-функциональный диагноз определяется на основе данных детального обследования освидетельствуемого лица с использованием диагностических методов, а также анализа медицинских документов.

Клинико-функциональный диагноз должен содержать следующие основные характеристики: клиническую (нозологическую) форму основного заболевания; осложнения; стадию патологического процесса; течение заболевания; характер нарушения функций организма; степень функциональных нарушений; клинический прогноз.

Стадия патологического процесса определяется при заболеваниях, имеющих клинические классификации с рубрикацией стадии развития (начальная, развитая, далеко зашедшая) либо числовые обозначения (первая, вторая и т. д. ).

Течение заболевания — прогрессирующее, стационарное (стабильное), рецидивирующее — оценивается в зависимости от динамики процесса, темпа его прогрессирования, периодов обострения.

Указание характера нарушения функций предусматривает отнесение функциональных расстройств по принадлежности к четырем основным группам:

  • 1) нарушение психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции, воля, сознание);
  • 2) нарушение сенсорных функций (зрение, слух, обоняние, осязание);
  • 3) нарушение статодинамической функции;
  • 4) нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

Степень функциональных расстройств определяется согласно классификации нарушений функций организма.  МКФ является стандартом ВОЗ в области измерения состояния здоровья и инвалидности как на уровне индивида, так и на уровне населения. МКФ дает стандартные определения «доменов здоровья» и «доменов, связанных со здоровьем», необходимые для практического применения. Домен – это сфера проявления признаков здоровья или болезни, факторов, определяющих здоровье. Эти домены описаны с позиций организма, индивида и общества посредством двух основных перечней: 1) функции и структуры организма, 2) домены активности и участия в общественной жизни. Примеры доменов здоровья: зрение, слух, ходьба, обучение, запоминание; доменов, связанных со здоровьем: передвижение, социальные взаимодействия,  уровень образованности. Используя МКФ, оцениваются нарушения функционирования (функции или структуры) и ограничения жизнедеятельности (активность и участие ) с учетом наличия или отсутствия дополнительных факторов (факторов окружающей среды и личностных факторов).

Нарушения функционирования – это проблемы, возникающие в функциях либо структурах организма, такие как отклонения от нормы или утрата. Наличие нарушения функционирования обязательно подразумевает причину и всегда указывает на присутствие функционального или структурного расстройства в организме. Нарушение функционирования может быть вызвано любым заболеванием, расстройством или физиологическим состоянием. Нарушения функционирования могут быть временными или постоянными; прогрессирующими, регрессирующими или стабильными; перемежающимися или непрерывными. Отклонение от популяционной нормы может быть незначительным или выраженным, а его степень с течением времени может меняться в ту или иную сторону. При психических и поведенческих расстройствах у пациентов оцениваются нарушения умственных (психических) функций, нарушения активности и участия (ограничения жизнедеятельности), наличие «барьерных» и «ресурсных» факторов окружающей среды

Основными критериями жизнедеятельности человека являются:
способность к самообслуживанию;

способность к самостоятельному передвижению;

способность к ориентации;

способность к общению; способность контролировать свое поведение;

способность к обучению; способность к трудовой деятельности;

способность к ведущей возрастной деятельности.

Выделяют определенные функциональные классы (далее - ФК) выраженности нарушений по основным критериям жизнедеятельности (в процентах утраты):

ФК 0 – характеризует отсутствие нарушения жизнедеятельности (0%);

ФК 1 – легкое нарушение жизнедеятельности (от 1% до 25 %);

ФК 2 – умеренно выраженное нарушение жизнедеятельности (от 26 % до 50 %);

ФК 3 – выраженное нарушение жизнедеятельности (от 51 % до 75 %);

ФК 4 – резко выраженное нарушение жизнедеятельности (от 76 % до 100%)
Учитывая то, что функциональное здоровье индивида зависит от внешних условий, МКФ содержит перечень факторов окружающей среды, которые взаимодействуют со всеми этими категориями.

  К ограничению отдельных категорий жизнедеятельности приводит нарушение здоровья преимущественно с умеренно выраженными и значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма (второй, третьей, четвертой степени). Незначительные расстройства (первая степень) относительно редко служат причиной ограничения жизнедеятельности и инвалидности.

Клинический прогноз — предсказание исхода болезни. Он оценивается на основании комплексного анализа клинико-функциональных характеристик нарушения здоровья освидетельствуемого лица, течения заболевания, приведшего к ограничению жизнедеятельности, возможности лечения, а также с учетом известных научно-методических сведений о типичных исходах данного патологического процесса. Клинический прогноз может трактоваться как благоприятный, неблагоприятный или сомнительный.

Благоприятный прогноз — возможность стабилизации или улучшения состояния здоровья, уменьшения степени нарушений функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности.

Неблагоприятный прогноз — невозможность стабилизации состояния здоровья, остановки прогрессирования патологического процесса и уменьшения степени нарушений функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности.

Сомнительный прогноз также называют неопределенным.

2. Деятельность психолога в медико-социальной экспертизе.

На современном этапе развития медико-социальной экспертизы включение в состав бюро медико-социальной экспертизы психолога, участвующего в экспертно-реабилитационной диагностике, повышает диагностические возможности этих учреждений за счет психологичес­ких знаний о человеке вообще и о человеке, находящемся в ситуации ин- валидизирующего заболевания, травмы или дефекта в частности.

Психология привнесла в процесс экспертизы собственную методо­логию и специфические диагностические методы, позволяющие с доста­точной долей объективности оценивать состояние психических функций, свойств и состояний человека, что необходимо для целей медико-соци­альной экспертизы.

Эти знания, обеспечивающие целостное восприятие больного как личности с учетом ее индивидуальных особенностей, должны служить повышению качества экспертно-реабилитационной диагностики в целом.

Особенностью работы клинического психолога в учреждениях медико-социальной экспертизы является объективизация функциональных нарушений (с выделением структуры первичных и на­рушений иного порядка, а также их дифференциация по степени выра­женности) в условиях патопсихологического эксперимента.

Методологические подходы к оценке нарушений психических фун­кций в медико-социальной экспертизе исторически опираются на мос­ковскую патопсихологическую школу. Основной идеей, сформулирован­ной в трудах Б. В. Зейгарник, является положение о том, что распад пси­хической деятельности протекает по иным законам по сравнению с раз­витием психики в детском возрасте, что ставит во главу угла патопсихо­логического исследования изучение особенностей распада психики, вслед­ствие болезни или травмы

Родоначальники патопсихологической науки, которые стояли у ис­токов формирования ее принципов, фактически были основателями си­стемы показателей оценки психической деятельности больных. Мето­дологический подход, который положен в основу патопсихологического эксперимента, актуален и для целей медико-социальной экспертизы.

Психолог введен в штатный норматив бюро, как специа­лист, участвующий в принятии экспертного решения, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13. 08. 1996 № 965. В 2009 г. в изданном Минздравсоцразвития РФ Приказе № 906н “Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных уч­реждений медико-социальной экспертизы” подтверждается включение психолога (медицинского психолога) в состав специалистов бюро. Существуют работы рекомендованного характера - методи­ческие рекомендации В. Н, Зухаря, С. Я. Рубинштейн (1975), Г. Л. Ворон­кова, В. М. Блейхера, С. П. Гарницкого (1980), Н. Б. Шабалиной (2000), И. О. Фалалеева, Г. И. Гиндина, В. Е. Петрова, Т. Н. Денисова (2006), Р. М Войтенко (2007) и др. К последним работам на эту тему относятся книга “Нормативно-правовая документация практического психолога” (О. Н. Истратова, Л. В. Посошенко, 2008)

Цели, основные задачи, этапы осуществления психологической экспертно-реабилитационной диагностики

Два основных направления деятельности психолога - участие в экспертно-реабилитационной диагностике и участие в разработке инди­видуальной реабилитационной программы включают решение следую­щих конкретных задач:

-  осуществление диагностики актуального психологического ста­туса пациента, включая оценку познавательной, эмоциональной, лич­ностной сфер на основе психологических принципов (комплексность, системность, динамический подход качественно-количественный ана­лиз результатов);

-  определение структуры нарушенных и сохранных психических функций и степени выраженности имеющихся нарушений;

-  определение патопсихологического синдрома;

-  обоснование практических выводов о степени и видах ограниче­ний в различных сферах жизнедеятельности человека;

-  выделение реабилитационных диспозиций-“мишеней " реабилитанта и перечня мер по психологической реабилитации.

Основные цели работы психолога бюро МСЭ   определяются общи­ми задачами, стоящими перед медико-социальной экспертизой.

В каждом конкретном случае направление на экспертно-психологическое обследование должно быть обосновано либо запросом других специалистов, входящих в состав бюро МСЭ (экспертами различного профиля, реабилитологом, специалистов по социальной работе), либо самим психологом после первичного знакомства в процессе беседы).

Запрос должен находиться в компетенции медицинского психолога - выявить структуру дефекта, оценить степень нарушений психичес­кой деятельности, выявить возможности включения компенсатор­ных механизмов, оценить возможности выполнять определенные виды деятельности (в том числе профессиональной), выявить воз­можности восстановления, коррекции или компенсации нарушенных функций и мер осуществления этого.

Запрос должен быть четко сформулирован и указан в соответству­ющей заявке. Формулировка запроса должна быть корректной и не про­тиворечить методологическим принципам психодиагностики, которые не допускают проведение “проверки” одной психической функции незави­симо от общего контекста психической деятельности.

Таким образом, работа психолога бюро МСЭ опосредуется следу­ющими факторами:

-  осуществляется в соответствии с запросами экспертно-реабили­тационного диагностического процесса;

-  опирается на теоретические и методологические положения пси­хологической науки о системном и комплексном исследовании психичес­кой деятельности, игнорирование которых практическим психологом может быть расценено как профессиональная некомпетентность;

-  осуществляется индивидуально с соблюдением требований кон­фиденциальности без участия посторонних лиц, в том числе другого ме­дицинского персонала.

Для участия в экспертно-реабилитационной диагностике психолог бюро медико-социальной экспертизы поэтапно осуществляет следующие виды деятельности.

-  изучает медицинские документы освидетельствуемого,

-  ведет наблюдение, в процессе экспертной комиссии, за поведени­ем освидетельствуемого с целью принятия совместного с врачами-экспертами решения о необходимости индивидуального психологического обследования (метод наблюдения),

-  осуществляет беседу с освидетельствуемым (метод клинической беседы),

-  проводит обследование больного,

-  осуществляет анализ полученных результатов, обобщение и напи­сание заключения, участвует в обсуждении полученных результатов с эк­спертной комиссией и руководителем экспертного состава,

-  по запросу освидетельствуемого или врача-эксперта, осуществля­ет профориентационное консультирование,

-  по запросу освидетельствуемого или врача-эксперта (на уровне ФГУ ФБ МСЭ) осуществляет психологическое консультирование, психо­логическую коррекцию в индивидуальной или групповой форме.

-  предоставляет данные о состоянии психической деятельности освидетельствуемого другим специалистам бюро (докладывает и обсуж­дает результаты обследования с врачами экспертами), для экспертной оценки и формирования ИПР, а также участвует в принятии эксперт­ных решений.

   Психологический диагноз устанавливается психологом на основании результатов психодиагностического исследования и должен содержать следующие основные характеристики, т. е. оценки:

- состояния высших психических функций и динамики психической деятельности (структура дефекта и степень выраженности);

- нарушений эмоционально-волевой сферы (неустойчивость, ригидность-пластичность, возбудимость, уровень тревожности) в виде описания нарушений и степени выраженности;

— особенностей личности (ценностная ориентация, мотивационная сфера, самооценка, уровень притязаний).

Первый компонент психологического диагноза содержит характеристику состояния высших психических функций (память, внимание, мышление, речь, восприятие) и параметры, характеризующие динамику психической деятельности.

Эмоционально-волевой аспект психологического диагноза включает в себя чувства, аффекты, эмоции, настроения и отражает субъективную реакцию на действительность.

Личностный компонент отражает совокупность внутренних условий через которые преломляются внешние воздействия, и определяет способ взаимодействия инвалида с окружающей средой.

В каждой составляющей психологического диагноза предусматривается выделение четырех степеней выраженности нарушений психических свойств, состояний функций и других элементов психологического диагноза.

Первая степень нарушений — наиболее легкая, может выражаться в небольшом объеме нарушений психических функций, свойств, состояний, в незначительно выраженных проявлениях этих нарушений, которые могут быть компенсированы. Подобные расстройства могут иметь эпизодический характер и быть спровоцированы повышенной или длительной нагрузкой, возникновением стрессовых ситуаций и т. п.

Наличие первой степени предполагает, что способность к выполнению соответствующей категории жизнедеятельности сохранна, имеющиеся нарушения лишь затрудняют ее осуществление.

Вторая степень нарушений — более стойкие, но умеренно выраженные расстройства высших психических функций, нарушения динамики психической деятельности (тугоподвижность, инертность или патологическая лабильность психических процессов), стойкие эмоционально-волевые нарушения (эмоциональная ригидность, повышенная отвлекаемость на внешние раздражители), выраженные личностные изменения (особенности ценных ориентации), мотивационно-личностные нарушения, психический инфантилизм. Такие нарушения ограничивают реализацию различных категорий жизнедеятельности (по объему и степени сложности).

Третья степень нарушений — стойкие и выраженные расстройства высших психических функций, нарушения динамики психической деятельности (структурные нарушения и снижение уровня мнестико-интеллектуальных процессов, выраженное снижение обучаемости, выраженная истощаемость, сопровождающаяся снижением качества работы), выраженные эмоционально-волевые нарушения, выраженные личностные изменения. Такие нарушения препятствуют обучению и вызывают социальную дезадаптацию.

Четвертая степень нарушений — стойкие значительно выраженные нарушения высших психических функций, невозможность выполнения длительной деятельности, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, полностью дезорганизующие деятельность или делающие невозможным включение больного в деятельность; личностный дефект, обусловленный некритичностью, неадекватной самооценкой, деформацией или несформированностью мотивационной сферы. Подобные нарушения делают практически невозможным осуществление большинства категорий жизнедеятельности.

3. Экспертиза трудоспособности и профессиональной ориентации и направленности инвалида как аспект психологической диагностики.

Включает в себя диагностику профессионально значимых функций и способностей, определение профессиональной пригодности инвалида в круге доступных для него по стоянию здоровья профессий, оценку способностей, склонностей, профессиональных интересов инвалидов, а также, совместно с врачами-экспертами, осуществление профессионального подбора и профессиональной направленности инвалида. Эксперт-психолог также осуществляет первичную психокоррекцию ценностных ориентации, трудовых установок и мотивов, формирование реабилитационной активности, изучает и оценивает способности инвалида к профессиональному обучению и переобучению.

Социальная диагностика предусматривает анализ социально-бытовых и профессионально-трудовых данных освидетельствуемого лица. При анализе социально-бытовых факторов оцениваются семейное положение, социально-бытовые взаимоотношения, жилищно-бытовые условия, материальное положение, условия социально-бытовой и социально-средовой адаптации освидетельствуемого лица, возможность выполнения бытовой деятельности и (или) зависимость от технических вспомогательных средств, других лиц, способность к независимому существованию, самостоятельному проживанию, в том числе способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, способность контролировать свое поведение.

В результате анализа может быть дана следующая оценка социально-бытового статуса освидетельствуемого лица:

— социально-бытовой статус не нарушен;

— социально-бытовой статус нарушен вследствие ограничения отдельных категорий жизнедеятельности (способность к самообслуживанию, передвижению, общению, ориентации и т. п. ) различной степени выраженности.

Оценка профессионально-трудовых данных как аспекта социальной диагностики проводится с учетом следующих характеристик: уровень образования (общего и профессионального); основная профессия (специальность); квалификация; профессиональный маршрут; общий трудовой стаж; профессиональный стереотип; соответствие психофизиологических требований, предъявляемых основной профессией состоянию здоровья инвалида; профессия, в которой работает больной или инвалид па момент освидетельствования; условия и организация его труда; рациональность трудоустройства; установка инвалида на труд; сохранность его профессиональных знаний и навыков; уровень профессиональных притязаний, способность к приобретению знаний, овладению навыками.

На основе анализа перечисленных данных выносится суждение о сохранности либо о нарушении профессионально-трудового статуса освидетельствуемого лица вследствие ограничения способности к трудовой деятельности и (или) способности к обучению, дифференцированного по трем степеням выраженности.

Ограничения жизнедеятельности представляют собой социальные последствия нарушений здоровья, способные привести к социальной недостаточности человека, необходимости его социальной защиты и реабилитации.

Определение потребности инвалида в социальной помощи и защите — важная функция МСЭ.

Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равной с другими гражданами возможности участия в жизни общества (ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ).

Комплексная оценка перечисленных понятий клинико-функционального, психологического, социального и профессионального аспектов позволяет вынести суждение о наличии и степени ограничений отдельных категорий жизнедеятельности у освидетельствуемого лица, определить его реабилитационный потенциал и разработать индивидуальную программу реабилитации, включающую комплекс медицинских, психологических, социальных мероприятий и программу профессиональной реабилитации инвалида.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.