Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 12 (11.02.22). Тема: Смесеобразование в дизельных двигателях.



Лекция 12 (11. 02. 22)

Тема: Смесеобразование в дизельных двигателях.

Цель: изучитьпроцесс смесеобразования в дизелях, классификацию камер сгорания и способы смесеобразования.

План.

1. Особенности смесеобразования в дизелях.

2. Классификация камер сгорания.

3. Способы смесеобразования.

4. Процесс смесеобразования в камерах сгорания различных типов.

 

Особенностью двигателей с само­воспламенением от сжатия, или, как их принято называть, дизелей, яв­ляется -приготовление горючей смеси топлива с воздухом внутри цилин­дров.

В дизелях топливо поступает от насоса высокого давления и посред­ством форсунки впрыскивается в ци­линдры под давлением, в несколько раз превышающим давление воздуха в конце такта сжатия. Смесеобра­зование начинается с момента пос­тупления топлива в цилиндр. При этом в результате трения о воздух струя топлива распыливается на мельчайшие частицы, которые обра­зуют топливный факел конусообраз­ной формы. Чем мельче распылено топливо и чем равномернее распреде­лено оно в воздухе, тем полнее сго­рают его частицы.

Испарение и воспламенение топли­ва осуществляются за счет высокой температуры и давления сжатого воздуха (к концу такта сжатия тем­пература воздуха составляет 550-700 °С, а давление – 3, 5-5, 5 МПа). Следует отметить, что после начала горения смеси температура и давле­ние в камере сгорания резко возрас­тают, что ускоряет процессы испаре­ния и воспламенения остальных час­тиц распыленного факела топлива.

Чтобы обеспечить наилучшие мощностные и экономические показатели работы дизеля, необходимо впрыски­вать топливо в его цилиндры до при­хода поршня в в. м. т. Угол, на который кривошип коленчатого вала не доходит до в. м. т. в момент начала впрыскивания топлива, назы­вают углом опережения впрыскивания топлива.

Для того чтобы форсунка впрыс­кивала топливо с требуемым опережением, топливный насос должен на­чинать подавать топливо еще раньше. Это вызвано необходимостью иметь некоторое время на нагнета­ние топлива от насоса к форсунке.

Угол, на который кривошип колен­чатого вала не доходит до в. м. т. в момент начала подачи топлива из топливного насоса, называют у г-лом опережения подачи топлива.

В цилиндры дизеля фактически поступает одно и то же количество воздуха независимо от его нагрузки. При малой нагрузке в цилиндрах практически всегда имеется доста­точное количество воздуха для полного сгорания топлива. В этом слу­чае коэффициент избытка воздуха имеет большую величину. С увели­чением нагрузки возрастает только подача топлива, но при этом значе­ние коэффициента избытка воздуха уменьшается, вследствие чего ухуд­шается процесс сгорания топлива. Поэтому минимальное значение коэффициента избытка воз­духа для различных типов дизе­лей, соответствующее их бездымной работе, устанавливают в пределах а= 1, 3-1, 7, что обусловливает так­же высокую экономичность дизелей по сравнению с карбюраторными двигателями.

Существенное влияние на улучше­ние смесеобразования и процесса сгорания оказывают способы приго­товления рабочей смеси и принятая форма камеры сгорания. По способу приготовления рабочей смеси разли­чают объемное, объемно-пленочное и пленочное смесеобразования. Каж­дому из этих способов присущи свои характерные особенности, для реали­зации которых требуются камеры сгорания с соответствующими кон­структивными решениями. Сущест­вующие камеры сгорания дизелей по общности основных признаков их конструкции объединяют в две боль­шие группы: неразделенные (одно-полостные) и разделенные (двух-полостные).

 

 

Неразделенные камеры сгорания (рис. 1, а) представляют собой объем 3, заключенный между днищем поршня, когда он находится в ВМТ., и плоскостью головки 2. Такие каме­ры называют также однополостными с объемным смесеобра­зованием, так как процесс сме­сеобразования основан на впрыс­кивании топлива непосредственно в толщу горячего воздуха, находяще­гося в объеме камеры сгорания ди­зеля. При этом для лучшего пере­мешивания частиц распыленного топлива с воздухом его свежему за­ряду сообщают при впуске враща­тельное движение с помощью завихрителей или винтовых впускных ка­налов, а форму камеры сгорания стремятся согласовать с формой струи топлива, подаваемой форсун­кой 1. Такой принцип смесеобразова­ния используется в дизелях ЯМЗ и КамАЗ.

В современных дизелях использу­ется также пленочное смесе­образование, которое характе­ризуется тем, что большая часть впрыскиваемого топлива подается на горячие стенки шарообразной каме­ры сгорания, на которых оно обра­зует пленку, а затем испаряется, от­нимая часть тепла от стенок.

Принципиальная разница между объемным и пленочным способами смесеобразования заключается в том, что в первом случае частицы распыленного топлива непосредст­венно смешиваются с воздухом, а во втором основная часть топлива сначала испаряется и в парообразном состоянии перемешивается с воз­духом при интенсивном вихревом движении его в камере.

Разновидностью указанных спо­собов смесеобразования является объемно-пленочное смесе­образование, которое обладает свойствами как объемного, так и пленочного смесеобразования. Су­щественным преимуществом этого процесса является возможность соз­дания многотопливных дизелей, поз­воляющих использовать наряду с ди­зельным топливом высокооктановые бензины и спиртовые (метоноловые) смеси. В отечественном автомобиле­строении к таким двигателям можно отнести дизель ЗИЛ-645, у которого процесс смесеобразования происхо­дит в объемной камере сгорания 5 (рис. 8. 1, б), расположенной в пор­шне б в виде наклонной цилиндри­ческой выемки со сферическим дном. Вращение воздушного заряда в каме­ре обеспечивается при помощи вихреобразующего канала, создающего кольцевой вихрь, направления вра­щения которого показано стрелкой. Топливо в камеру сгорания впрыс­кивается из двухдырочного распы­лителя форсунки 9, расположенного в головке цилиндра 4. Пристеночная струя 8 направлена вдоль обра­зующей камеры сгорания, объемная струя 7 пересекает внутренний объем камеры ближе к ее центру. Из-за пристеночной струи такой процесс часто называют объемным присте­ночно-пленочным смесеобразовани­ем. Этот процесс по сравнению с дру­гими способами смесеобразования дает хорошую экономичность и обес­печивает более мягкую работу дизе­ля с плавным нарастанием давления в его цилиндрах, а также улучшает пусковые качества дизеля, снижая его дымность и токсичность от­работавших газов.

Разделенные камеры сгорания сос­тоят из двух объемов, соединенных между собой каналами: основного объема, заключенного в полости над днищем поршня, и дополнительного, расположенного чаще всего в головке блока. Применяются в основном две группы разделенных, или двухполостных, камер: предка­меры и вихревые камеры. Дизели с такими камерами называют соот­ветственно предкамерными и вихре­выми.

В  предкамерных дизе­лях  объем дополни­тельной камеры 10 составляет 0, 5-0, 7 общего объема камеры сгорания. Основная 12 и дополнительная 10 камеры соединяются каналом 11, который располагается тангенциаль­но к образующей дополнительной камере, в результате чего обеспе­чивается вихревое движение воздуха.

В дизелях с предкамерным смесеобразованием предкамера имеет цилиндрическую форму и соединяется прямым кана­лом с основной камерой, расположен­ной в днище поршня. В результате частичного воспламенения топлива в момент его впрыскивания в предкамере создается высокая тем­пература и давление, способствую­щие более эффективному смесеоб­разованию и сгоранию топлива в основной камере.

Современные быстроходные вихревые и предкамерные дизели имеют достаточно высокие мощностные по­казатели при сравнительно высокой степени сжатия. К их основным не­достаткам следует отнести увеличен­ный расход топлива по сравнению с дизелями с неразделенными камера­ми и затрудненный пуск двигателя, что вызывает применение специаль­ных пусковых устройств.

Задание

1. Изучить лекцию.

2. Письменно ответить на вопросы:

- приведите классификацию камер сгорания;

- опишите особенности смесеобразования

- охарактеризуйте способы смесеобразования: объемный, пленочный, и объемно-пленочный.

3. Ответы прислать в ВК до 17. 02. 22



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.