Конспект классного часа на тему Донбасс говорит по-русски
Конспект классного часа на тему " Донбасс говорит по-русски"
Тема: Донбасс говорит по-русски. Цели и задачи урока: сформировать устойчивое понятие о тесной исторической взаимосвязи территории Донецкого региона и территорий, относящихся сегодня к Русскому Миру; расширить кругозор учеников про родной Донбасс, развить интерес к познанию своего края, его просторам, развить чувства патриотизма. Приобщение к духовным ценностям, формирование национального сознания и гордости, приобщение к жизни республики. Формировать жизненные идеалы. Приемы, технологии: - Проблемно-диалогическая технология; - ИКТ-технология; Ход классного часа
1. Вступительное слово учителя ДОНБАСС, РОССИЯ, РУССКИЙ МИР. Эти слова сегодня будут ключевыми сегодня. Мы попытаемся ответить с вами на следующие вопросы: - Связаны ли исторически Донбасс и Россия? - Что нас объединяет? - Является ли Донбасс составной частью Русского Мира? 2. Историческая разминка «Опрос» • Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов). • Кого на Руси называли лапотником? (Крестьянина). • Почему алфавит русского языка называют кириллицей? (В честь одного из братьев – болгарских просветителей Кирилла и Мефодия. Более тысячи лет назад они изобрели славянскую письменность). • Кого на Руси называли богатырем? (Храброго воина, защитника русской земли). • Каких главных богатырей вы знаете? (Святогора, Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича). • Кому из князей принадлежит фраза « Пришедший к нам с мечом от меча и погибнет»? ( Александру Невскому)
3. Изучение материала Учитель: История Донбасса Находясь на пересечении важнейших мировых транспортных коммуникаций, Донбасс на протяжении многих тысячелетий служил своеобразным перевалочным пунктом из Азии в Европу. Десятки этносов, сражаясь за право обладать уникальными природными ресурсами Приазовья, оставили многотысячные памятки археологии, истории и культуры. Используемый в исторической литературе термин «Дикое поле», давно вошел в обиход и стал настолько привычным, что заменил собой огромный период истории Донецких степей. Ключевым для Донбасса становится период, начиная с XVI-XVII веков. Именно с этого времени происходит слом в истории Донбасса, связанный с приходом в Донецкие степи славянского православного мира под эгидой Российской государственности: первые русские поселения; отвоевание земель Приазовья и Причерноморья у Османской империи; первая волна переселенцев из России, Крыма, Балкан; формирование региональной целостности в период индустриализации Донбасса в XIX - начале XX в. в. Не все слова и понятия вам известны и знакомы из сказанного. Но, прослушая эту информацию, что-то запомнится, а в дальнейшем на уроках истории вы разберетесь полностью.
Ученик. Донецкий край имеет многовековую историю. С момента становления Российской империи он всегда являлся частью Юго-Западных земель России. Само название «Донецкий бассейн» было введено в научный оборот российским ученым Е. П. Ковалевским. В освоении Донецкого края принимали участие преимущественно русские исследователи и ученые, такие как В. В. Докучаев и Д. И. Менделеев, П. Н. Горлов и Ф. Е. Енакиев. Их имена теперь носят многие улицы и даже населенные пункты Донбасса. Русская культура являлась основополагающей в формировании культурной общности народов Донбасса. Неслучайно уроженец греческого поселка в Мариуполе – Архип Иванович Куинджи стал выдающимся русским художником с мировым именем. И как закономерный факт — именно русский язык является языком межнационального общения в Донбассе. В ХХ веке Донецкий край достойно пережил все исторические события, которые выпали на долю России в этом сложном и трагическом столетии. Этим фактом подчеркивается неразрывная связь истории Донбасса с историческими судьбами России. В 2014 году мы сделали свой выбор и отстояли свое право на независимость, и сейчас, спустя 8 лет, мы по-прежнему не только уверены в своем выборе, но и не намерены сворачивать со своего пути. Только вместе мы сможем возродить свои регионы, позволить реализоваться правам своим граждан и вернуться на путь единения с Российской Федерацией.
Ученик: Люблю тебя, мой край родной, Донбасс – Край патриотов, угля и металла. Скучал вдали я по тебе не раз, Дыханья твоего мне не хватало. Красив, хоть седовлас, мой край Донбасс – Тысячелетья был ты Диким Полем. Племён степных здесь раздавался глас, Коней в аллюр пускавших по приволью. Спустя века обрёл ты новый вид: Повсюду домны, трубы, терриконы. И всё это гремит, пыхтит, дымит, По магистралям мчатся эшелоны…
Учитель: По глубинной сути, по содержанию Донбасс всегда был только русской землей. И населен был преимущественно русскими людьми. Вопрос к классу – «Можем ли мы считать, что история Донбасса неразрывно
связана с историей России? »
Учитель: По данным переписи населения 2001 г., в Донецкой области проживают представители 133 национальностей. Что касается специфики Донбасса, то здесь наилучшим образом подходит определение, данное ранее активом общественной организации «Донбасская Русь»: «Донбасс — многонациональный русский край». В настоящее время наша республика строит справедливое гражданское общества на базе ценностей Русского мира с учетом специфики многонационального Донбасса. Ведь известный интернационализм нашего региона — также характерная черта русской культуры, которая с лёгкостью взаимодействует с другими национальными культурами, принося взаимное обогащение себе и им. Величайшее богатство народа - его язык! Язык передает внутреннюю духовную сущность народа. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове сокровища человеческой мысли и опыта. Таким образом, язык помогает людям делиться опытом, передавать свои знания. Русский язык издревле являлся и остается языком межнационального общения, он является его культурным наследием, частью его истории. Русский язык - язык великой литературы, и уже потому он так популярен в мире, не говоря уже о том, что первые слова в космосе были произнесены на русском. Благодаря языку мы знаем историю, традиции, обычаи наших предков, высока роль русского языка и в формировании будущих поколений. На примере добрых героев сказок и на произведениях великих русских классиков мы будем воспитывать и своих детей. Совершенно очевидно, что язык, и русский язык, в частности, – это не просто передача информации, это уникальный культурный, цивилизационный феномен, который объединяет и консолидирует народы Русского Мира. Величайшее богатство народа - его язык! Язык передает внутреннюю духовную сущность народа.
Ученик: Русских слов глубокое теченье Дарит силу песенной строке. Ах, какое это наслажденье — Говорить на русском языке!
Колосится рожь в широком поле, Облака купаются в реке. Мы с тобой о радости и боли Говорим на русском языке.
Не померкнет подвиг наших дедов, Ордена горят на пиджаке. В майский день друг другу: «С Днём Победы! » — Говорим на русском языке.
Ученик: Вот малыш спешит за мамой следом, И ручонка в папиной руке. Он уже и с бабушкой, и с дедом Говорит на русском языке. Вспоминая белые берёзы, От родного дома вдалеке, Мы, смахнув непрошеные слёзы, Говорим на русском языке.
Паренёк с фамилией Гагарин Отправлялся в космос налегке. Он был первым. И из этой дали Говорил на русском языке.
Греет нас особенное слово, Это слово вечное — Москва! Словно мать, беречь она готова Все на свете русские слова.
Ученик: В Риме, Вашингтоне и в России, И в английском тихом городке, Далеко и близко от России Говорят на русском языке.
У костра звучит родное слово, И заветный томик в рюкзаке… Мы и завтра будем с вами снова Говорить на русском языке.
Греет нас особенное слово, Это слово вечное — Москва! Словно мать, Москва беречь готова Все на свете русские слова.
Учитель: Русский язык является неотъемлемой частью и ярчайшим, нагляднейшим проявлением великой русской культуры, которая отражает оригинальную самобытность русского народа, и давно уже превратилась в транснациональную культуру по своему существу. Русский народ создал поистине «великий и могучий» язык, что превратился в необходимое средство социальной и межнациональной коммуникации на всей территории, определяемой ныне понятием «Русский мир». Русский – это не только язык великого народа, создавшего свою самобытную цивилизацию и государственность, народа-протектора, берущего на себя высокую историческую ответственность за судьбы других народов, исторически проживающих совместно с русскими. В современных условиях информационного общества русский язык на всём пространстве бывшей Российской империи и СССР является языком бытового общения, языком науки и культуры, без него невозможны гуманитарное и техническое развитие, прогресс литературы и искусства. Наконец, без знания и понимания литературного русского языка невозможно постичь смысл самого Русского мира как цивилизации и культурно-исторического феномена. Следует также отметить тот факт, что в книжных магазинах Донбасса, а также Одессы, Симферополя, Киева почти 90% всех продаваемых книг - книги на русском языке. Русский язык был и продолжает оставаться родным языком Донбасса.
Ученик: Донбасс говорит по-русски Зинаида Морозова Сейчас в Донбассе не спокойно- Войной нагрянула беда. И наши западные братья На танках въехали сюда.
Причин, как выяснилось, много За что хотят нас истребить. Одна из них- что бы по-русски Не смели люди говорить. Они загнали нас в подвалы, Бомбили школы и дома. Но мы не стали на колени, Да и не станем- никогда.
Никто нас силой не заставит Кричать: " украинцам-хвала! " Ведь мы с рожденья произносим По - русски милые слова.
Мы в школы русские ходили, Учили: к двум прибавить два. На всех уроках говорили Мы только русские слова.
Донбасс из пепла возродится, Назло врагам мы будем жить. ОТЧИЗНА! РОДИНА! И МАМА! По-русски будем говорить!!!
Учитель: Для Донбасса родной язык, безусловно, русский. Донбасс — многонационален, русский язык в своё время выполнял роль общего знаменателя для наших предков. Кроме этого промышленность было проще развивать в русском языковом поле, некоторые деревни Донбасса и по сей день «розмовляють» на суржике (смеси украинского и русского), в то время как городские жители тяготеют к чистому русскому языку. По мнению заведующей кафедрой славянской филологии и прикладной лингвистики в Донецком национальном университете Ирины Кудрейко, ситуация в Донбассе складывалась таким образом, что русский язык в течение многих лет заселения нашего края был и остаётся главным средством общения. Индустриализация Донбасса является основной причиной активного роста городского населения, уменьшения количества сельских жителей, а следовательно — формирования доминирующего русскоязычия.
Просмотр музыкального клипа: «Здравствуй, Родина моя милая! Белые птицы над Белою Русью. »
Мозговой штурм Учитель предлагает ученикам продолжить предложение: • Донбасс самый лучший, потому что...
Подведение итогов. Учитель: Наш сегодняшний классный час подошел к концу. Я надеюсь, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек испытывает чувство гордости за свой народ и страну, свою землю и историю – за свою Родину. Вопросы к классу: - Является ли история Донбасса – составной частью Русского Мира? - Почему мы говорим по - русски? Ответы обучающихся.
|