![]()
|
|||
Вопросы по теории и истории литературы (зачет, Графика, 2022)
1. Предмет теории и истории литературы. Литература в ряду других искусств. Литература и изобразительное искусство. 2. Художественный текст как мерцающий (играющий) смысл. Многозначность в стихотворном и прозаическом произведении (на примере произведения по выбору). 3. Миф – историческая основа словесного искусства. Сюжет основного мифа. Мифологический субстрат художественного произведения (на материале по выбору). 4. Ритуал как древнейшая форма познания. 5. Роды и виды литературных произведений. Понятие жанра. 6. Природа драмы. Комедия и трагедия. 7. Природа эпоса. Автор и герой в эпическом произведении. 8. Природа лирики. Автор и герой в лирическом произведении. 9. Ритм как основа поэтического познания. Метрика и ритмика стиха. 10. Роль символа в литературном произведении. Символы и архетипы в литературном произведении. 11. Природа метафоры и ее художественные функции. 12. Поэзия и проза: история и функции базовых литературных форм. 13. Основные понятия и категории стиховедения. 14. Словесное искусство как диалог. Автор и читатель литературного произведения. 15. Понятие сюжета и сюжетного пространства. Сюжет и фабула. 16. Типы событий в сюжетном пространстве русской и западноевропейской литературы. 17. Событие и герой в разных жанрах литературы. 18. Теория повествования: основные понятия. 19. Понятие композиции. Проблема точки зрения автора (повествователя). 20. Время и пространство в художественном произведении. 21. Композиция пейзажа в стихотворении. 22. Понятие художественного мира писателя. Конфликт и антитеза в художественном произведении. 23. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Эпическая природа мировоззрения и сюжета. 24. Происхождение и жанровые особенности античной драмы. Древнегреческая трагедия и комедия. Организация театральных представлений в Афинах. 25. Театр Эсхила. «Прометей прикованный». Эсхиловская реформа театра. 26. Софокл. «Эдип – царь» как трагедия рока. 27. Древнегреческая лирика VII – V вв. до н. э.. Анализ творчества одного из поэтов по выбору студента (Алкей, Сапфо, Анакреонт). 28. Лирика Древнего Рима. Поэты I века до нашей эры – I века нашей эры. Анализ творчества одного из поэтов по выбору студента (Валерий Катулл, Квинт Гораций Флакк, Публий Овидий Назон). Римские поэты в характеристике М. Л. Гаспарова. 29. Художественное мировоззрение европейского Средневековья. Русское Средневековье. 30. Героический эпос Средневековья. Характеристика и анализ по выбору студента («Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде»). 31. Рыцарская (куртуазная) литература XII – XIII вв. Поэзия трубадуров. «Тристан и Изольда». 32. Городская литература Средневековья. «Роман о Розе». Фаблио, фацеции, шванки. Поэзия вагантов. Средневековая драма. 33. Смеховой мир Древней Руси. Смеховое начало «Жития протопопа Аввакума». 34. Предвозрождение в Италии. Личность и творчество Данте. Картина мира в «Божественной комедии». Жанр, композиция, аллегоризм комедии. Характеристика «Ада». 35. Особенности и основные этапы итальянского Возрождения. Петрарка как первый гуманист Возрождения. «Книга песен» как поэтическая исповедь. Структура лирического героя. 36. Новелла как жанр. Дж. Боккаччо – создатель европейской новеллы. «Декамерон». Проблематика. Специфика повествовательной композиции. Роль фантастического в сюжете, полемика со средневековым жанром видений. Анализ одной из новелл. 37. Ф. Рабле и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Гуманистические идеи, центральные образы. Традиции смеховой культуры в романе. М. Бахтин о Ф. Рабле. 38. Жизнь и творчество Сервантеса. «Дон Кихот». Реализация пародийного замысла. Дон Кихот как мудрец и безумец. Образ Санчо Панса и буффонно-площадная стихия в романе. Полемика с рыцарским романом и поиск новых романных форм. 39. Ф. Петрарка. Обзор творчества. Анализ жанровой системы «Книги Песен». Роль Петрарки в судьбе европейской поэзии. 40. Сонет – история жанра. Сонеты Шекспира. Художественное воплощении философии действительности. 41. Своеобразие трагического конфликта в драмах Шекспира. Трагедия «Гамлет, Принц Датский» как отражение кризиса гуманизма. 42. Человек и власть у Шекспира. Злодеи шекспировских хроник. Диалог с Макиавелли. Анализ одной из хроник («Ричард III», «Генрих VI»). 43. Жизненный и творческий путь Ж. -Б. Мольера. Становление «высокой» комедии в его творчестве. Анализ комедии («Тартюф», «Дон Жуан», Мизантроп»). Мольер и Грибоедов. 44. Метафизическая поэзия в Англии. Творческий путь Д. Донна. 45. Творчество Д. Мильтона. Художественная структура поэмы «Потерянный рай». 46. Религиозно-философская и социально-политическая проблематика романа Д. Дефо «Робинзон Крузо», его влияние на мировую литературу. 47. Роман Дж. Свифта «Путешествия Гулливера»: структура, философские идеи, сатирические мотивы, формы художественной условности. 48. Основные темы и мотивы поэзии Р. Бернса. 49. Художественные принципы литературы Классицизма. Классицизм и идеология Просвещения. Классицизм и академизм. 50. Творческая судьба Вольтера. Поэзия и драматургия Вольтера. Жанр философской повести в его творчестве: «Кандид». 51. Философские, политические и педагогические воззрения Ж. -Ж. Руссо, их место в европейской литературе ХVIII-ХIХ вв. Категория естественного в художественном мире Руссо. Ж. -Ж. Руссо и Лев Толстой. 52. Драматургическая трилогия Бомарше о Фигаро: основные идеи и образы. 53. Судьба итальянской драмы в XVIII в.: творчество К. Гольдони и К. Гоцци. 54. Просвещение в Германии: культурно-исторические задачи, эстетические концепции, ведущие представители. Творческая деятельность И. Г. Гердера. 55. Эстетические и драматургические воззрения Г. Э. Лессинга («Лаокоон», «Гамбургская драматургия»). 56. «Сентиментализм в европейской литературе 18 в. «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо как произведение сентиментализма. Сентиментализм в Англии (Дж. Томсон, Т. Грей, Э. Юнг, Л. Стерн, О. Голдсмит). Русский сентиментализм. 57. Немецкий Предромантизм. «Веймарский классицизм». Гете и Шиллер. 58. Эстетические воззрения Ф. Шиллера («О наивной и сентиментальной поэзии»). Жанры, темы, мотивы поэзии Ф. Шиллера. Драмы «Разбойники», «Коварство и любовь», «Заговор Фиеско в Генуе». Влияние Шиллера на русскую поэзию. 59. Творчество и художественные идеи Новалиса («Эстетические фрагменты»). 60. Поэзия И. В. Гете: жанры, сквозные темы и мотивы. 61. Трагедия И. В. Гете «Фауст» как отражение просветительской художественной мысли. Фауст как новый европейский миф. Пути исканий Фауста. Двойничество в художественной структуре трагедии. 62. Художественная практика и философские открытия А. В. и Ф. Шлегелей. 63. Гейне и йенский романтизм. «Книга песен». 64. Наследие немецкого романтизма в русской поэзии: Жуковский, Пушкин, Тютчев, Лермонтов. 65. Мистический реализм Э. Т. А. Гофмана. Гофман и Гоголь. 66. В. Гюго в истории романтизма и становления реализма. «Отверженные». 67. Поэтика реализма в прозе Стендаля и Бальзака (на примере одного-двух произведений). 68. П. Верлен и эстетика «проклятых поэтов». «Цветы зла» Ш. Бодлера. 69. Экспрессионизм в творчестве Ф. Кафки. 70. Литература экзистенциализма (А. Камю, Ж. -П. Сартр).
|
|||
|