Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы по теории и истории литературы (зачет, Графика, 2022)



 

1. Предмет теории и истории литературы. Литература в ряду других искусств. Литература и изобразительное искусство.

2. Художественный текст как мерцающий (играющий) смысл. Многозначность в стихотворном и прозаическом произведении (на примере произведения по выбору).

3. Миф – историческая основа словесного искусства. Сюжет основного мифа. Мифологический субстрат художественного произведения (на материале по выбору).

4. Ритуал как древнейшая форма познания.

5. Роды и виды литературных произведений. Понятие жанра.

6. Природа драмы. Комедия и трагедия.

7. Природа эпоса. Автор и герой в эпическом произведении.

8. Природа лирики. Автор и герой в лирическом произведении.

9. Ритм как основа поэтического познания. Метрика и ритмика стиха.

10. Роль символа в литературном произведении. Символы и архетипы в литературном произведении.

11. Природа метафоры и ее художественные функции.

12. Поэзия и проза: история и функции базовых литературных форм.

13. Основные понятия и категории стиховедения.

14. Словесное искусство как диалог. Автор и читатель литературного произведения.

15. Понятие сюжета и сюжетного пространства. Сюжет и фабула.

16. Типы событий в сюжетном пространстве русской и западноевропейской литературы.

17. Событие и герой в разных жанрах литературы.

18. Теория повествования: основные понятия.

19. Понятие композиции. Проблема точки зрения автора (повествователя).

20. Время и пространство в художественном произведении.

21. Композиция пейзажа в стихотворении.

22. Понятие художественного мира писателя. Конфликт и антитеза в художественном произведении.

23. «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Эпическая природа мировоззрения и сюжета.

24. Происхождение и жанровые особенности античной драмы. Древнегреческая трагедия и комедия. Организация театральных представлений в Афинах.

25. Театр Эсхила. «Прометей прикованный». Эсхиловская реформа театра.

26. Софокл. «Эдип – царь» как трагедия рока.

27. Древнегреческая лирика VII – V вв. до н. э.. Анализ творчества одного из поэтов по выбору студента (Алкей, Сапфо, Анакреонт).

28. Лирика Древнего Рима. Поэты I века до нашей эры – I века нашей эры. Анализ творчества одного из поэтов по выбору студента (Валерий Катулл, Квинт Гораций Флакк, Публий Овидий Назон). Римские поэты в характеристике М. Л. Гаспарова.

29. Художественное мировоззрение европейского Средневековья. Русское Средневековье.

30. Героический эпос Средневековья. Характеристика и анализ по выбору студента («Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде»).

31. Рыцарская (куртуазная) литература XII – XIII вв. Поэзия трубадуров. «Тристан и Изольда».

32. Городская литература Средневековья. «Роман о Розе». Фаблио, фацеции, шванки. Поэзия вагантов. Средневековая драма.

33. Смеховой мир Древней Руси. Смеховое начало «Жития протопопа Аввакума».

34. Предвозрождение в Италии. Личность и творчество Данте. Картина мира в «Божественной комедии». Жанр, композиция, аллегоризм комедии. Характеристика «Ада».

35. Особенности и основные этапы итальянского Возрождения. Петрарка как первый гуманист Возрождения. «Книга песен» как поэтическая исповедь. Структура лирического героя.

36. Новелла как жанр. Дж. Боккаччо – создатель европейской новеллы. «Декамерон». Проблематика. Специфика повествовательной композиции. Роль фантастического в сюжете, полемика со средневековым жанром видений. Анализ одной из новелл.

37. Ф. Рабле и его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Гуманистические идеи, центральные образы. Традиции смеховой культуры в романе. М. Бахтин о Ф. Рабле.

38. Жизнь и творчество Сервантеса. «Дон Кихот». Реализация пародийного замысла. Дон Кихот как мудрец и безумец. Образ Санчо Панса и буффонно-площадная стихия в романе. Полемика с рыцарским романом и поиск новых романных форм.

39. Ф. Петрарка. Обзор творчества. Анализ жанровой системы «Книги Песен». Роль Петрарки в судьбе европейской поэзии.

40. Сонет – история жанра. Сонеты Шекспира. Художественное воплощении философии действительности.

41. Своеобразие трагического конфликта в драмах Шекспира. Трагедия «Гамлет, Принц Датский» как отражение кризиса гуманизма.

42. Человек и власть у Шекспира. Злодеи шекспировских хроник. Диалог с Макиавелли. Анализ одной из хроник («Ричард III», «Генрих VI»).

43. Жизненный и творческий путь Ж. -Б. Мольера. Становление «высокой» комедии в его творчестве. Анализ комедии («Тартюф», «Дон Жуан», Мизантроп»). Мольер и Грибоедов.

44. Метафизическая поэзия в Англии. Творческий путь Д. Донна.

45. Творчество Д. Мильтона. Художественная структура поэмы «Потерянный рай».

46. Религиозно-философская и социально-политическая проблематика романа Д. Дефо «Робинзон Крузо», его влияние на мировую литературу.

47. Роман Дж. Свифта «Путешествия Гулливера»: структура, философские идеи, сатирические мотивы, формы художественной условности.

48. Основные темы и мотивы поэзии Р. Бернса.

49. Художественные принципы литературы Классицизма. Классицизм и идеология Просвещения. Классицизм и академизм.

50. Творческая судьба Вольтера. Поэзия и драматургия Вольтера. Жанр философской повести в его творчестве: «Кандид».

51. Философские, политические и педагогические воззрения Ж. -Ж. Руссо, их место в европейской литературе ХVIII-ХIХ вв.  Категория естественного в художественном мире Руссо. Ж. -Ж. Руссо и Лев Толстой.

52. Драматургическая трилогия Бомарше о Фигаро: основные идеи и образы.

53. Судьба итальянской драмы в XVIII в.: творчество К. Гольдони и К. Гоцци.

54. Просвещение в Германии: культурно-исторические задачи, эстетические концепции, ведущие представители. Творческая деятельность И. Г. Гердера.

55. Эстетические и драматургические воззрения Г. Э. Лессинга («Лаокоон», «Гамбургская драматургия»).

56. «Сентиментализм в европейской литературе 18 в. «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо как произведение сентиментализма. Сентиментализм в Англии (Дж. Томсон, Т. Грей, Э. Юнг, Л. Стерн, О. Голдсмит). Русский сентиментализм.

57. Немецкий Предромантизм. «Веймарский классицизм». Гете и Шиллер.

58. Эстетические воззрения Ф. Шиллера («О наивной и сентиментальной поэзии»). Жанры, темы, мотивы поэзии Ф. Шиллера. Драмы «Разбойники», «Коварство и любовь», «Заговор Фиеско в Генуе». Влияние Шиллера на русскую поэзию.

59. Творчество и художественные идеи Новалиса («Эстетические фрагменты»).

60. Поэзия И. В. Гете: жанры, сквозные темы и мотивы.

61. Трагедия И. В. Гете «Фауст» как отражение просветительской художественной мысли. Фауст как новый европейский миф. Пути исканий Фауста. Двойничество в художественной структуре трагедии.

62. Художественная практика и философские открытия А. В. и Ф. Шлегелей.

63. Гейне и йенский романтизм. «Книга песен».

64. Наследие немецкого романтизма в русской поэзии: Жуковский, Пушкин, Тютчев, Лермонтов.

65. Мистический реализм Э. Т. А. Гофмана. Гофман и Гоголь.

66. В. Гюго в истории романтизма и становления реализма. «Отверженные».

67. Поэтика реализма в прозе Стендаля и Бальзака (на примере одного-двух произведений).

68. П. Верлен и эстетика «проклятых поэтов». «Цветы зла» Ш. Бодлера.

69. Экспрессионизм в творчестве Ф. Кафки.

70. Литература экзистенциализма (А. Камю, Ж. -П. Сартр).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.