Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





От автора. Успехов Вам. . Глава I.  ДРЕВНЯЯ РУСЬ IX-XII вв.



 

Содержание

От автора…………………………………….. ……. стр. 3

Глава I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ IX-XII вв. ……………. стр.  4 - 21

Глава II. РУСЬ В XIII-XV вв. ……………………стр. 22 - 35

Литература…………………………………………стр. 36

От автора

Методическое пособие «История России с древнейших времен до конца XV века» содержит теоретические сведения, в том числе основные исторические понятия и события по данному временному периоду, а также краткий анализ наиболее значимых проблематик. Материал изложен простым языком, максимально исключая второстепенную информацию. Для лучшего освоения информационного массива, содержащегося в данном пособии и более целостного понимания исторического процесса, настоятельно рекомендую дополнительно использовать исторические карты, изображения культурных ценностей и персоналий, относящихся к указанному периоду. Пособие ориентировано на обучающихся 2 и 3 курсов ФГКОУ НСВУ МВД России для подготовки к экзамену в формате ЕГЭ. Но может быть так же использовано обучающимися 1 курса в рамках подготовки к ОГЭ, и всеми желающими, кто интересуется историей России. Знание истории своего Отечества является важнейшим базисом воспитания гражданина, как и показателем его культурного уровня. Надеюсь, этот труд станет для вас первым или очередным шагом по дороге познания исторического пути нашей Родины. Мы все связаны полотном истории России, и от нас зависит ее дальнейшее развитие. Будьте достойны своих предков.

Успехов Вам.   

Глава I

 ДРЕВНЯЯ РУСЬ IX-XII вв.

Восточные славяне в VI-IX вв.

Когда колосс Древнего мира - Западная Римская империя в 476 г. пала под ударами германских племен, в центре Европы (в районе рек Висла и Одер) уже формировалась новая этническая общность – славяне. К VI-VII веку славянские  племена расселились на территории Восточно-Европейской равнины и начали образовывать первые племенные союзы, крупнейшим из которых стал «Анты» (позже распался). К этому же времени относится предание об основании города Киев на р. Днепр, братьями Кием, Хоривом и Щеком и их сестрой Лыбедью.

К IX веку племенных союзов стало 15: поляне (с центром в Киеве), ильменские словене (с центром сначала в Ладоге, а после в Новгороде), древляне (центр-Искоростень), кривичи, уличи, вятичи, северяне, дряговичи и др. Наиболее развитыми из них были поляне и ильменские словене, т. к. по их территории проходил торговый путь «из Варяг в Греки», по которому Северная Европа торговала с Византийской Империей.

Власть в племенных союзах основывалась на принципах военной демократии. Во главе  стоял князь. При нем формировалась организация профессиональных воинов - дружина, которая делилась на старшую ( бояре ) и младшую ( отроки ). Важнейшие вопросы славянская община решала на народных собраниях - вече. Города старались строить при слиянии двух рек, для более надежной защиты. Центральная часть города называлась кремлем или детинцем. К нему примыкали другие районы – слободы, населенные ремесленниками. Эту часть города называли посадом, а население жившее здесь – посадским.

У восточных славян была распространена своя, языческая религия ( т. е. политеизм от греч., - многобожие), в основе которой было поклонение следующим божествам: Род (Бог плодородия),  Сварог (Бог вселенной ), Даждьбог или Ярило (солнце), Велес (покровитель скотоводства), Макошь (женское начало), Перун (Бог грома и войны), который по мере роста влияния дружины становится во главе славянского пантеона (иерархии) богов. Руководили обрядовыми действиями волхвы. Основными праздниками стали коляды, масленица, купалы.

Главными занятиями славян были: земледелие ( подсечно-огневое, переложное, позже двухпольное ), скотоводство, бортничество (сбор меда), охота и рыболовство. Товарами для внешней торговли становились мед, воск, пушнина (меха).

Соседями восточных славян на Западе были балтийские племена, Польша и Венгрия. На Севере финно-угорские племена (карелы, чудь, емь) На Востоке  финно-угорские племена (меря, мурома, мордва), Волжская Булгария и Хазарский каганат (в зависимости от которого находились некоторые славянские племена). На Юге, в северном причерноморье (где ранее жили скифы и сарматы) кочевали грозные племена печенегов, а еще южнее, за Черным морем и р. Дунай, находилось одно из наиболее развитых государств того времени – Византийская (Восточно-Римская) империя. Ее столицу, город Константинополь, славяне называли Царьград. Основу населения Византии составляли греки (сами себя жители империи называли «ромеи», т. е. римляне).

Образование Древнерусского государства.

Образование государства у Восточных славян, историки относят к IX веку. Основным историческим источником по данному вопросу является «Повесть временных лет» - летопись монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, написанная в XII в. Из нее мы знаем, что в 862 г. в результате внутренних противоречий, ильменские словене пригласили на княжение варягов (так славяне называли жителей скандинавского полуострова - викингов, норманнов) - Рюрика, Синеуса и Трувора. «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами», «те варяги назывались русью »- так описал это событие Нестор. Старший из братьев, Рюрик (862-879), сначала княжил в городе Ладога, а после перешел в Новгород, став родоначальником династии Рюриковичей.

В это же время у полян, в Киеве, стали княжить варяги Аскольд и Дир. В 866 г. они совершили поход на Константинополь. Византийские авторы назвали поднепровских славян «россами», «Русью». Возникли разные версии происхождения названия государства восточных славян. Но важно то, что именно словом «Русь» стали именовать государственное образование, сформированное на территории Восточно-Европейской равнины в IX-X вв. (понятие «Киевская Русь», введено в оборот историками только в XIX в. )

Исторический факт приглашения варягов на княжение вызвал споры в научной среде  XVIII века. Сторонники « нормандской теории » (Г. Ф. Миллер, Г. З. Байер) считают создание древнерусского государства, результатом иноземного вмешательства. «Антинорманисты» (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов) доказывали славянское происхождение Рюрика. Сегодня большая часть историков считают, что Рюрик все же был варягом, но зачатки государственности были у восточных славян еще до начала его княжения.  

В 879 г. Рюрик умирает. Его малолетний сын Игорь не мог еще княжить, поэтому все дела в свои руки взял воевода (или родственник) Рюрика – Олег (Вещий) (879-912) Ему предстояло взять под контроль практически весь путь «из варяг в греки». С этой целью, Олег в 882 г. с объединенным, славяно-варяжским войском, по Днепру дошел до Киева. Обманом убив Аскольда и Дира, он занял город. В летописи сохранилось: «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским»». Так Олег создал единое Древнерусское государство, «становым хребтом» которого стал торговый путь в Византийскую империю. Конечная цель этого пути и манила Олега.

Покорив племена древлян, северян, радимичей и окончательно утвердив свою власть в Киеве, Олег совершил поход на Византию в 907г. На ладьях (славянские лодки, наподобие скандинавских драккаров) проплыв из Днепра в Черное море, он с войском высадился близь Константинополя. Император вынужден был подписать с русичами мирный договор, по которому русские купцы получали привилегии в торговле. В знак окончания войны Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. В 911 г. русское посольство в Константинополе заключило первый в истории Восточной Европы письменный договор - между Византийской империей и Русью.

Русь в X веке.

В 912 г. Олег передал власть сыну Рюрика, Игорю (Старому) (912-945), а сам ушел на север, где по легенде умер от укуса змеи. Новому князю пришлось доказывать свою состоятельность подавлением восстаний древлян и уличей. Нарушение Византийской империей договора 911 г. привело к походу Игоря на Византию в 941 г. , окончившегося неудачей – русский флот был сожжен «греческим огнем» (горючая смесь, способ изготовления которой византийцы держали в тайне). Но второй поход 944 г. восстановил нарушенные греками договоренности.

В 945 г. во время ежегодного сбора дани – полюдье (когда князь с дружиной лично совершал объезд подвластных земель), Игорь был убит древлянами. Ввиду малолетства его сына Святослава, государством стала управлять жена Игоря, княгиня Ольга (Мудрая) (945-962). Она отомстила за смерть мужа  сожжением центра древлян – города Искоростень и истреблением их знати, во главе которой был князь Мал. Для недопущения подобных событий в будущем, Ольга провела первую, в истории нашей страны, «налогово-административную реформу». Новая система сбора дани – повоз, устанавливала размер дани – уроки, и места ее сбора – погосты.

В 957 г. Ольга, во время визита в Константинополь, приняла крещение по византийскому (православному) образцу. Ее крестным стал император Константин Багрянородный. По возвращению в Киев, она склоняла к христианству сына Святослава, но тот, как и вся дружина, поклонялся языческому Перуну.

Став полноправным князем, Святослав (962-972) прослыл великим воином и полководцем (историк         Н. М. Карамзин назвал его «Александром Македонским Восточной Европы») Он изображается широкоплечим, с бритой головой, носящим в ухе золотую серьгу. На врагов шел со словами «иду на вы». Свой восточный поход ( 964-966) Святослав направил против могущественного Хазарского каганата. Но сначала он подчинил себе вятичей и разгромил союзника Хазарии – Волжскую Булгарию. Затем, спустившись в низовья Волги, разорил столицу каганата – город Итиль, после двинулся на Кавказ, где разбил союзных хазарам алан (осетин) и касогов (адыгэ), дойдя до р. Кубань и Таманского полуострова (местная крепость Тмутаракань станет русским форпостом на Кавказе). Так же на Дону была взята мощная крепость - Белая Вежа (Саркел). В результате восточного похода, Хазарский каганат перестал существовать, как сильное государство.

На время похода, в качестве наместников на Руси, Святослав оставил своих сыновей: старшего, Ярополка, в Киеве. Олега – в древлянской земле, а Владимира вместе с воеводой Добрыней в Новгороде. По просьбе Византии, Святослав Игоревич в 967 г. отправился за р. Дунай, против болгар. Здесь, у границ империи, русский князь собирается обосноваться. На Дунае он решил основать новую столицу Руси – Переяславец. Как сказал сам князь: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае…туда стекаются все блага». Такой поворот событий явно не входил в планы византийцев, что в итоге привело к русско-византийской войне (970-971). Армию Византийской империи возглавил сам император, армянин по происхождению, Иоанн Цимисхий. Ему удалось окружить войско Святослава в Дунайской крепости Доростол. Русский князь вынужден был отказаться от притязаний на византийские и болгарские земли, взамен получив право свободного возвращения домой. На обратном пути, в низовьях Днепра, дружина Святослава попала в засаду к печенегам. Сам князь погиб в бою, а печенежский хан Куря, по преданию, велел сделать из черепа Святослава чашу, из которой пил на пирах.

После смерти Святослава на Руси началась первая усобица (внутренняя борьба в феодальном государстве). Киевский князь Ярополк (972-980), подстрекаемый знатным боярином Свенельдом, разбил дружину своего брата - Олега Древлянского (сам Олег погиб). После началось противоборство с Владимиром. Тот сначала бежал к варягам, а вернувшись через два года в Новгород, стал готовить поход на Киев. Помимо Добрыни соратником новгородского князя был викинг Олав Трюггвасон – правнук первого норвежского короля Харальда Прекрасноволосого. По пути в столицу Владимир овладел Полоцком, где насильно взял в жены дочь здешнего князя Рогволода – Рогнеду.  

Положение Ярополка осложнялось тем, что он, воспитанный принявшей крещение, своей бабкой Ольгой, покровительствовал христианам. Значительная часть киевской дружины были за язычника Владимира. Это привело к гибели Ярополка. Владимир (Святой, Красное солнышко) стал киевским князем (980-1015).

Крещение Руси.

В благодарность за поддержку язычников, Владимир приказал поставить близь Киева статуи языческим богам, во главе с Перуном. Этим он так же хотел упорядочить пантеон славянских богов. Но со временем понял, что многобожие не отвечает задачам государственного строительства, а наоборот, может вызвать противоречия между племенами. Так единую страну не построить. Кроме того практически все европейские страны уже приняли христианство. Единая религия укрепила бы и власть киевского князя. Владимир стал рассматривать три монотеистических ( монотеизм от греч. – «единобожие») религий: христианство (католичество, как в Западной Европе или православие, как в Византии), ислам (исповедовали в Волжской Булгарии) и иудаизм (был государственной религией Хазарии). Выбор пал на православное христианство. Их обряды и церковная служба понравились князю.  Да и очень многое уже связывало Русь и Византию, дальнейшее укрепление связей с таким развитым государством было в интересах Владимира.

В обмен на военную помощь, император Византии Василий II Болгаробойца, согласился не только крестить киевского князя, но и выдать за него замуж свою сестру Анну. Промедление с выполнением условий договора византийцами, вынудило Владимира 988 г. завладеть греческой колонией в Крыму – Херсоном (славяне называли ее Корсунь), где он женился на принцессе Анне и вместе с дружиной принял крещение (крестился под именем Василий ).

Вернувшись в Киев, Владимир приказал опрокинуть деревянных идолов языческих богов, вместе с Перуном, которого сбросили в Днепр. На следующее утро жители города пришли к реке, где произошло их крещение. Но не везде этот процесс проходил так мирно. Например, в Новгороде воевода Добрыня лишь после подавления восстания, смог провести обряд крещения. А в отдаленных районах языческая вера еще долгие годы сохраняла свои позиции, возникало двоеверие (соединение языческих и христианских обрядов). Тем не менее, значение крещения Руси переоценить сложно. Оно дало толчок строительству церквей и монастырей, которые стали центрами сосредоточения и развития знаний, грамотности, книжного дела, культуры. Расширялись связи с Византией. Русь стала частью европейского христианского мира. Изменился и сам Владимир, стараясь вести праведную жизнь христианина (отпустил своих наложниц, строил церкви, помогал нищим)

Русь в XI-середине XII века.

Помимо крещения, Владимир прославился в военном деле, совершив множество походов (в том числе против Болгарии и Польши). Для обороны от печенегов, на южной границе сооружалась линия крепостей – « засечные полосы ». Сюда созывались опытные воины со всей Руси, так сложился тип былинных богатырей Никиты Кожемяки, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Местом сбора русских сил на юге стала крепость Белгород.

Умер Владимир I Святославович в 1015 г., готовясь выступить против своего сына Ярослава, поднявшего мятеж в Новгороде. Началась новая усобица. Киевским князем стал Святополк (1015-1019) получивший прозвище «Окаянный» (проклятый), за то, что убил своих братьев Бориса и Глеба (первые русские святые) и собирался истребить остальных. Против Святополка выступил Ярослав, поддержанный новгородцами. Киевский же князь рассчитывал на помощь своего тестя, первого польского короля Болеслава I. В решающем сражении на реке Альте (1019) Святополк был разбит и бежал в Польшу, а Ярослав утвердился в Киеве (хотя до 1036 г. его соправителем считался Мстислав Владимирович Храбрый, князь Тмутараканский)

На правление Ярослава Мудрого (1019-1054) пришелся расцвет Древнерусского государства. При нем были приняты первые письменные законы – « Русская Правда» (дополненная позже законами сыновей Ярослава – « правда Ярославичей »). Ее анализ позволяет нам понять структуру древнерусского общества. Киевскому князю и местным князьям, в управлении вотчиной (княжеское землевладение) помогает верхушка дружины – боярская дума. Из дружины назначались посадники (управляющие городами), воеводы (военачальники), мытники (сборщики торговых пошлин), данники (сборщики поземельных податей), вирники (сборщики штрафов), тиуны (управляющие княжеской вотчиной). Местные князья, бояре и чиновники после сбора дани, часть ее оставляли себе, в качестве платы за службу великому князю – такой порядок назывался « кормление ». Свободное население составляли люди и смерды. Но появилось зависимое население: закупы («купа» от др. рус., ссуда, долг) и рядовичи («ряд» от др. рус., договор). Были так же рабы - челядь и холопы.

Во внешней политике Ярослав добивается крупных успехов. В 1036 г. он под Киевом практически уничтожил печенежское войско. После этого поражения набеги печенегов фактически прекратились. Ярослав стал проводить активную династическую политику, породнившись с правящими родами многих европейских стран. Например, его дочь Анна стала женой французского короля Генриха I. При поддержке киевского князя был избран первый русский митрополит (титул в православии уступающий лишь главе церкви -   патриарх у) Иларион. До этого митрополитами были только греки, таким образом, Ярослав Мудрый подчеркивал независимость Руси от Византии.

Еще при жизни, во избежание новых усобиц, Ярослав установил порядок престолонаследия – престол занимал старший в роду( Лествичное право ). В 1054 г., после смерти Ярослава, его занял Изяслав Ярославович (1054-1078). Противоречия Изяслава с братьями, Святославом и Всеволодом, все же привели к череде усобиц, между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого. В этой борьбе активное участие принимал новый враг Руси – половцы (кипчаки), кочевые племена, вытеснившие в середине XI в. разгромленных печенегов. Особо на силу половцев опирался сын Святослава Ярославовича – Олег, прозванный за это на Руси, Гореславовичем. В свою очередь, сын Всеволода Ярославовича ( киевский князь 1078-1093 ) Владимир Мономах, прославился непримиримой борьбой с половцами (в половецких становищах именем Владимира пугали детей) Прозвище « Мономах », он получил потому, что по материнской линии был внуком византийского императора Константина Мономаха. Не смотря на свою славу, Владимир Мономах после смерти отца в 1093 г. уступил киевский престол старшему брату Святополку Изяславовичу (1093-1113)

В 1093 г. в битве у Треполя, Святополк Изяславович и Владимир Мономах были разбиты Олегом Святославовичем и союзными ему половцами. Половецкая угроза Древнерусскому государству становилась все острее. Для борьбы с ней и прекращения междуусобиц, по инициативе Владимира Мономаха, был созван Любечский съезд 1097 г. На нем князья договорились объединить усилия для борьбы с половцами, но вместе с тем отстояли свое право на землю – «… пусть каждый владеет вотчиной своей ». По сути это узаконило начавшийся на Руси процесс феодального раздробления государства. Однако объединенный поход в степь, против половцев, все же состоялся в 1111 г. Русские войска разгромили половецкие орды и разрушили их степную столицу – город Шарукань. Владимир Мономах назвал этот поход крестовым.

В 1113 г., после смерти Святополка Изяславовича, в Киеве началось восстание против произвола ростовщиков, которые давали в долг под непосильные проценты. Верхи Киева пригласили на великое княжение уважаемого многими Владимира Мономаха (1113-1125) Он, подавив восстание, дополняет Русскую Правду « уставом Владимира Мономаха » (или « устав о резах »), в котором были установлены нормы по ссудным процентам. По поручению Владимира была создана вторая редакция «Повести временных лет». Свое виденье, каким должен быть русский князь, Владимир Мономах изложил в произведении – « Поучение ».

Следующим киевским князем стал сын Владимира Мономаха - Мстислав Великий (1125-1132). Единство Руси держалось лишь на его авторитете. После смерти Мстислава, Древнерусское государство распалось на самостоятельные княжества. Русь не избежала закономерной участи большинства европейских стран эпохи средневековья, начался период феодальной раздробленности.

Феодальная раздробленность Руси.

Причины раздробленности:

-торговый путь «из варяг в греки», бывший связующим звеном Древнерусского государства, теряет свое значение

-междуусобная борьба князей за лучшие земли

-упадок киевской земли, в результате набегов степняков, с одной стороны и рост местных центров (Владимир, Ростов, Смоленск, Чернигов, Рязань и др. ) с другой

Раздробленность имела как положительные стороны, так и отрицательные. Благом было то, что местные князья, заинтересованные в поддержке населения, способствовали развитию хозяйства, культуры, росту городов. Но главным недостатком политической раздробленности стала уязвимость русских земель перед внешним врагом. Разобщенным князьям сложно было координировать действия и дать организованный отпор.

К середине XII в. образовалось 15 княжеств, но из-за дальнейшего распада их число к началу XIII в. возросло до 50. При этом власть великих киевских князей становилась все более номинальной, а влиятельными княжествами стали Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородская земля. Интересно что, подобно древнегреческим полисам (городам), в них сформировались отличные друг от друга, политические системы.

Владимиро-Суздальское княжество расположилось в лесистой местности северо-востока Руси. Леса служили защитой от набегов кочевников, поэтому в эти земли шел миграционный приток населения из южнорусских княжеств, находящихся в степной зоне (Киевское, Переяславское, Черниговское). Начался рост новых городов, а в них не было вечевых традиций самоуправления, что способствовало установлению сильной княжеской власти. В середине XII в. в этих землях княжил младший сын Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий, с именем которого связано первое упоминание о Москве (1147) В 1157 г., после смерти Юрия, «самовластителем» северо-восточной Руси становится его сын Андрей Боголюбский (1157-1174). Он был убит в результате боярского заговора, но брат Андрея, Всеволод Большое Гнездо (1174-1212) разгромив боярскую оппозицию, утвердился на Владимиро-Суздальском престоле.

Галицко-Волынское княжество располагалось на западе Древней Руси и имело обширные связи с европейскими странами. Здесь сложилось богатое и могущественное боярство, которое вело борьбу за власть с князьями. В конце XII в., правнуку Владимира Мономаха, Роману Мстиславовичу удалось объединить Галич и Волынь. Его сын, Даниил Романович Галицкий, стал выдающимся политическим и военным деятелем. Папа Римский пытался склонить его к католичеству, и Даниил даже был коронован папой в 1254 г. как «король Руси», но унии (объединения) с католической церковью не случилось. Хотя Польша, Венгрия, Литва, Папский престол продолжали проявлять интерес к русским землям.

Новгородская земля известна тем, что здесь сформировались элементы республиканской формы правления. Новгород находился на севере Руси, что определило занятие его жителей – торговлю (в том числе с ганзейским торговым союзом германских городов), ремесла и промысел, т. к. сельское хозяйство из-за суровых климатических условий было малопродуктивно. Основным органом власти в Новгороде стало городское вече. Оно избирало посадника (глава исполнительной власти), тысяцкого (помощника посадника), архиепископа (главу церкви). Князья выполняли военные и судебные функции. Однако реальная власть принадлежала боярству и купечеству. Князей приглашали в основном из сильного Владимиро-Суздальского княжества, которое в свою очередь пыталось взять под контроль Новгород. Но город отстаивал свою самостоятельность.

Культура Руси X-XII века.

Крупнейшим культурным событием на заре российской государственности, стало появление письменности. Основоположниками славянской азбуки стали греческие монахи Кирилл и Мефодий. Первоначально, на древнерусский язык, переводилось священное писание и житие святых. Позже появились летописи – эпичное повествование об исторических событиях.

Первые произведения писали монахи. Так были созданы «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», « Остромирово Евангелие » (древнейшая рукопись Руси). В преклонном возрасте Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям», а его сподвижник, игумен Данил, «Хождение к святым местам». « Поучение » и « Хождение » стали своего рода жанрами русской литературы. Выдающееся произведение этого времени - « Слово о полку Игореве », рассказывающее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половецкого хана Кончака в 1185 г.

Принятие христианства дало огромный толчок распространению грамотности. Образование развивалось при церквях и монастырях. Первоначально обучали только мальчиков, но уже во времена Владимира Монамаха была открыта школа для девушек.

В этот период были заложены традиции в архитектуре (зодчестве), выраженные в строительстве храмов. На Русь из Византии пришел классический, крестово-купальный тип храма. Один из первых храмов - Десятинная церковь (построена на десятую часть доходов Владимира Святославовича). Но главным храмом Руси стал 13–главый Софийский собор в Киеве, заложенный в 1037 г. Ярославом Мудрым в честь победы над печенегами. На годы правление Андрея Боголюбского пришелся расцвет архитектуры во Владимиро-Суздальской земле (Золотые ворота, Успенский собор). В XII в., так же распространяется однокупольное строительства храмов (Дмитровский собор во Владимире, храм Покрова на Нерли).

Храмы украшали фресками, мозаикой. Начала развиваться русская иконопись (знаменитый иконописец этого периода – Алимпий Печерский )

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.