Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Метод проекта во внеурочной деятельности как средство развития познавательных универсальных учебных действий



 

 

Метод проекта во внеурочной деятельности как средство развития познавательных универсальных учебных действий

младших школьников

ГПОАУ АО «Амурский педагогический колледж», г. Благовещенск

Студентка 3 курса Неведрова Екатерина,

специальность: 44. 02. 02 «Преподавание в начальных классах»

Научный руководитель: Рита Николаевна Сорокина

Россия, г. Благовещенск

Новые социальные требования к системе образования, сформулированные в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, звучат следующим образом: «Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности» [4].

В настоящее время особую остроту вызывают вопросы формирования универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе (1-4 классах). Это связано с изменениями в структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в виде целевых ориентиров [3].

Среди этих изменений имеются характеристики познавательного развития ребенка на уровне завершения начального общего образования: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Решение этих вопросов без формирования познавательных универсальных учебных действий невозможно, они являются основной для развития познавательной деятельности, являясь мотивом для ее возникновения, а также наивысшей формой проявления познавательной потребности у детей.

Цель исследования: доказать эффективность использования метода проекта на внеурочных занятиях для развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. В своей работе мы описываем использование метода проекта на внеурочных занятиях, где обучающиеся начальной школы создают наиболее благоприятные условия для формирования познавательных УУД во внеурочной деятельности, так как основу познавательных действий составляют психические процессы, которые активно формируются в этот возрастной период.

Учебный проект с точки зрения учащегося это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности [1].

Создание проектов во внеурочной деятельности позволяет развивать такие умения, как информативный поиск с использованием компьютерной техники, преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область во внеурочной деятельности, находить решения проблемы путем решения задач, вытекающих из проблемы образовательного проекта[2].

Опытно - экспериментальная работа проходит в Муниципальном образовательном бюджетном учреждении «Сосновоборская СОШ», Зейский район, 4 класс.

Для определения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий было проведено экспериментальное исследование, которое включало констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Цель проведения констатирующего этапа эксперимента заключалась в проведении первичной диагностики с применением методики «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», автора Г. Ю. Ксензова и описании реальной ситуации уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

При обработке результатов исследования по методике «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», автора Г. Ю. Ксензова были получены следующие результаты:

Низкий уровень показали 6 детей, что составляет 30% сформированности познавательных универсальных учебных действий, что свидетельствует об эпизодическом включении школьников в учебную деятельность и слабым проявлением качественных характеристик познавательных универсальных учебных действий.

Средний уровень показали 11 детей это 55 % сформированности познавательных универсальных учебных действий, что говорит о включении учащихся в творческие направления учебной деятельности и более активным проявлением ведущих характеристик познавательных универсальных учебных действий.

Высокий уровень выявлен у 3-их обучающихся, что составляет 15%, что характеризуется включением школьников во все направления учебной деятельности и высокой степенью проявления качественных характеристик познавательных универсальных учебных действий.

Результаты диагностики «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», автора Г. Ю. Ксензова представлены графически в рисунке 1.

Рисунок 1- Результаты диагностики «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (в процентах) на этапе констатирующего эксперимента

Полученные данные явились основанием для использования метода проектов на внеурочных занятиях. Цель формирующего этапа - развитие уровня познавательных универсальных учебных действий на внеурочных занятиях, в ходе которого был разработан проект по ПДД «Дорожные знаки».

Проект «Дорожные знаки» состоит из: 1 этап – подготовительный (подбор методической литературы, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий, муз. произведений); 2 этап – основной (проведение комплекса мероприятий с использованием компьютерной техники); 3 этап – заключительный (Театрализованный урок - игра праздник «Путешествие в страну Дорожных Знаков»); 4 этап – просмотр видео материалов.

В рамках формирующего эксперимента разработаны и проведены внеурочные занятия с включением детей в парную, групповую и коллективную познавательную деятельность. Решение поставленных задач осуществлялось с помощью специально подобранных игр-путишествий в страну дорожных знаков, инсценировок дорожных ситуаций, с применением мультимедийных технологий, способствующих развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Для формирования познавательных учебных действий подбирались задания, для которых правильный результат выполнения нельзя найти в учебнике в готовом виде, но в текстах и иллюстрациях учебника и справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Эффективным средством включения в процесс учения на внеурочных занятиях была инсценировочная деятельность. Цель инсценировок - активизировать внимание детей к правилам ПДД, сделать процесс учения интересным, развивать с их помощью познавательные универсальные учебные действия[2]. Не всегда изучаемый материал вызывает у учащихся интерес. В этом случае помогает другой источник познания - сам процесс деятельности. Правильно организованный процесс самостоятельной, совместной групповой или коллективной деятельности выступает как условие формирования познавательных универсальных учебных действий.

Таким образом, формирующий эксперимент позволил выявить ряд условий, необходимых для формирования познавательных универсальных учебных действий.

Для определения результативности исследования, на его завершающем этапе проведена контрольная диагностика с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе. Динамика формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников наглядно представлена на рисунке 2.

Рисунок 2- Результаты диагностики «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (в процентах) на этапе контрольного эксперимента

Произошла положительная динамика формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников: так показатели низкого уровня понизились на 10% (с 30% до 20%), среднего увеличились на 5% (с 55% до 60%), а показатели высокого уровня увеличились за счет снижения низкого уровня на 5% (с 15% до 20%). Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что цель исследования о том, что использование метода проекта на внеурочных занятиях по развитию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, реализована.

Список литературы

1. Долгова Г. И. и Н. В. Матвеева Проекты в начальной школе. Методическое пособие/Г. И. Долгова. - М.: Просвящение, 2021

2. Моторин, В. Воспитательные возможности компьютерных игр /В. Моторин// Дошкольное воспитание. -2015. -№11. - С. 17-19.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]-2013 – М.: Просвещение, 2013.

4. http: //fcoz. ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/1112. php



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.