Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Культура и искусство во времена Екатерины Великой



Культура и искусство во времена Екатерины Великой

Русская культура при Екатерине II вступила в пору своего расцвета, а самое главное, европеизированная культура вышла за пределы дворцов императорской четы и ближайших сподвижников. Петербург постепенно приобретал державный вид имперской столицы, европейские здания появились в Москве и некоторых других городах. Наконец, очагами новой культуры стали дворянские усадьбы, например, имения Шереметевых в Кускове и Останкине, недалеко от Москвы, или роскошная резиденция Кирилла Разумовского в Батурине на Украине. Можно сказать, что XVIII век был веком освоения верхами русского общества культурных ценностей Европы, и этот процесс был уже близок к завершению.

Главной основой высокой культуры в эпоху Екатерины II была философия Просвещения, а господствующим стилем в искусстве был классицизм. Для классицизма характерно четкое разграничение возвышенного и низкого, цивилизованного и варварского. Образцом возвышенности и цивилизованности считалась Античность, которой следовало подражать. Ей противопоставлялось все варварское: народное, дикое, необузданное, неблагонравное — достойное, в лучшем случае, снисходительной усмешки.

 

Литература и театр

В своем месте уже говорилось о том, какой толчок получила литература в связи с принятием Манифеста о вольности дворянству 1762 года, покровительством Екатерины II и разрешением в 1783 году открытия вольных типографий. Впрочем, русский книжный рынок был слишком плохо развитым и не мог выйти на самоокупаемость, что объясняет отчасти позднее появление вольных типографий. Сама Екатерина II немало трудилась на ниве литературы, и судя по всему, является самым плодовитым литератором XVIII века, писавшим на русском языке. Помимо издательской деятельности Новикова и нападок на действительность со стороны Радищева, памятниками литературы эпохи Екатерины II служат пьесы Дениса Фонвизина, в том числе знаменитый «Недоросль», Василия Капниста и Якова Княжнина. Пьесы строились по канонам классицизма, были возвышены и нравоучительны и представляли борьбу «Правдиных» и «Стародумов» с «Невеждиными» и «Простаковыми». Актеры вели себя на сцене неестественно, а их персонажи были плоскими и неправдоподобными. Но такой театр исполнял свою главную функцию — нести зрителю идеалы Просвещения. Подчеркивалось, что дворянин должен ставить долг служения выше личных чувств.

Основателем поэтической традиции в России был Ломоносов, а его дело продолжил в своих одах Гавриил Державин, воспевавший победы и успехи Екатерины II. Впрочем этот же поэт начал отход от возвышенного пафоса и заложил основы более интимной поэзии и таких жанров, как элегия и лирическое стихотворение.

Уже в 1790-е годы свой талант начал раскрывать Николай Карамзин. Его «Письма русского путешественника» поражали современников новым, более простым языком, зрелыми рассуждениями молодого дворянина и фактически служили образцом того, как должен чувствовать образованный европеец. «Мы не таковы, как брадатые предки наши[…], — с гордостью заявлял Карамзин, — для нас открыты все пути к утончению разума и к благородным душевным удовольствиям».

Живопись

В живописи второй половины XVIII века царствовали два жанра — парадный портрет и историческая сцена. Заказчики предпочитали итальянскую природу как более возвышенную и одухотворенную унылым русским пейзажам, и поэтому этот жанр практически не развивался в России XVIII века. К концу столетия стали появляться изображения крестьян, написанные, впрочем, более из этнографического интереса, чем из желания вызвать к ним сочувствие.

                                       Лосенко А. Владимир и Рогнеда. 1770

 

Один из первых русских профессоров в Академии художеств Антон Лосенко обращался к героическим античным образам, как в картине «Прощание Гектора с Андромахой», а также к образам русской истории, как в картине «Владимир и Рогнеда». В этом выборе тем проявилось желание показать, что герои древней русской истории столь же величествены, как и герои античных мифов. Тема долга, государственного служения и высокой торжественности превалировала и в портретах, о чем свидетельствует знаменитый портрет «Екатерина II в храме Правосудия» кисти Дмитрия Левицкого.

 

Совсем не таков поздний портрет Екатерины II, написанный восходящей звездой русской живописи Владимиром Боровиковским. На нем Екатерина II изображена на прогулке в Царском Селе в простом платье, лишенная царственности и блеска. Только жест императрицы, направленный в сторону Чесменской колонны, напоминает зрителю, что перед ним императрица, покорившая турок. Любопытно, что Екатерина II не стала приобретать картину и, похоже, не была в восторге от такого образа.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.