Практическая работа.
Тема: Анализ стихотворения " Жираф” Н. С. Гумилёва
Цель работы: обучать приемам анализа стихотворения; развивать творческое мышление и навыки письменной речи; формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста.
- Краткая теория
- Образец клише, которое поможет проанализировать стихотворение
1. Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)
| Стихотворение «…» принадлежит к ………….. лирике
Стихотворение представляет собой яркий пример …….... лирики
Стихотворение может быть отнесено к ………….. лирике
| 2. Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя
| В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
Можно сказать, что лирический герой…
| 3. Тема - вопрос, которого касается автор
| Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…
| 4. Идейный уровень(идея, эмоция)
| Автор хотел донести до читателя мысль о том…Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
… звучит мотив грусти…
| 5. Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция
| Стихотворение состоит из … строф…
Произведение построено…
Оно имеет четкую структуру..
Кульминация стихотворения приходится на…
| 6. Истолкование названия
| Стихотворение названо так потому, что…
| 7. Характеристика образов (существительные-образы)
| В первой строфе возникают образы (существительные)…
Во второй строфе автор говорит…
| 8. Художественно-выразительные средства
| Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…
| 9. Действия и состояния (глаголы-проблемы)
| Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы
... отмечает (что? )... описывает (что? )... касается (чего? )... обращает внимание (на что? )... напоминает (о чем? )
| 10. Пространство, время
| Пространство представлено весьма интересно…(описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)
| 11. Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис)
| Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику
Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …
| 12. Фонический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)
| …В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения -...
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…
| - Ход работы
Задание 1. Сделать анализ стихотворения
Стихотворение " Жираф”
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелиться только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, как много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
Задание 2. Написать сочинение-миниатюру: «Размышление над стихотворением Н. Гумилева «Жираф».
- Контрольные вопросы
- Почему стихотворение называется " Жираф”?
- В чём значение обращения к экзотике в этом стихотворении?
- Почему именно это животное автор делает героем своего стихотворения?
|