|
|||
Заповеди воспитанияСтр 1 из 3Следующая ⇒
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 30 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»
ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ НАС ВОЛНУЮТ: ТРУДНЫЙ ДИАЛОГ С УЧЕБОЙ»
Подготовила: Мордакина Е. А.
Енакиево 2021. Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Задачи: 1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей. 2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений. 3. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка. Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Сегодня мы продолжаем беседы, связанные с вашими детьми, их учебой, увлечениями, поведением и т. д. На доске вы видите высказывания разных людей. Давайте вместе их прочитаем и проанализируем. «Воспитание — это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». Эрнест Легуве «Великая трудность воспитания — это держать детей в повиновении, не портя их характера». Левис. «Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, — это чересчур торопиться». Ж. Руссо «Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью». А. Чехов У вас на столах лежат тексты «Заповедей воспитания». Давайте вместе с Вами обсудим их. Заповеди воспитания • Найдите в ребенке что-нибудь, достойное похвалы. У ребенка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение — это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше. • Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой! », «У тебя что, мозги не работают? » и т. д. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем словам, сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представить. Всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не только чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным. • Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается? » Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали. • Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним все части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценивать себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов. • Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильн дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится. • Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать. • Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить, ее на видном месте. А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай все, что положено по про грамме и т. д. • Никогда не забывайте, что воспитание — это длительный пр цесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд. Подготовка тренинговых упражнений для групповой работы родителей: Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы о ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам неси лен в математике? Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил исто рию. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге — лишь «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать? Ситуация третья: придя с работы, застаете ребенка в слезах. Пого ворив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура — вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его? Анкетирование родителей. Анкета для родителей 1. Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности? 2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам? 3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ре бенка учебные предметы. 4. Часто ли вы обсуждаете с ребенком их учебу (трудности, успе хи, взаимоотношения с педагогами)? 5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым люби мым у вас и у вашего мужа (жены)? 6. Назовите, что в течение последней недели читали (или про чли) вы и ваш муж (жена)? 7. Назовите, что в течение последней недели прочел (или читал) ваш ребенок? 8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанные книги, га зеты, просмотренные телепередачи? 9. Наказываете ли вы своего ребенка за промахи в учебе? 10. Любит ли ваш ребенок учиться? Этап проведения. Учитель: Учеба наших детей — это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак — оценка — увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности. Могут помочь следующие заповеди доктора Добсона: 1. Не унижайте ребенка. Не используйте фразы: «А лучше ты придумать не мог? У тебя вообще есть голова на плечах? » и т. д. 2. Не угрожайте: «Если ты еще раз так сделаешь, ты у меня получишь! » Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. Угрозы всегда относятся к будущему, а ребенок живет в настоящем, к тому же совершенно бесполезны: от них поведение не улучшится и положительных результатов" не прибавится. 3. Не вымогайте обещаний. Обещания тоже относятся к будущему. Слово — это одно, а дело — совсем другое. Учитель: Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности — учебе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться — это значит, получать одни «пятерки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, что уметь учиться — это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения. Для начала надо усвоить, что цель — это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад получен ному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребенка, чем хорошая оценка. Если появились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил (участникам раздается их текст либо просто озвучивается):
|
|||
|