Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пейзаж передвижников.



 

Передвижники Живопись художников-передвижников
   
 

 

 
Иванов Сергей
Крамской Иван
Куинджи Архип
Левитан Исаак
Маковский Владимир
Нестеров Михаил
Перов Василий
Прянишников Илларион
Савицкий Константин
Суриков Василий
Ярошенко Николай
 
 

                 

            В1862г. Совет Санкт-Петербургской академии художеств принял решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство исторической живописи. Золотую медаль теперь присуждали независимо от темы картины, учитывая только её достоинства.

             В 1863г. молодые художники – участники академического конкурса подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые сего пожелают, помимо заданной темы». Совет академии ответил отказом. То, что произошло дальше, в истории русского искусства называют «бунтом четырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии, демонстративно подали прошение - о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну – Артель художников, которую возглавил живописец Иван Николаевич Крамской. Артельщики принимали заказы на исполнение различных художественных работ.

            В 70-х гг. по инициативе художника Григория Григорьевича Мясоедова возникло новое, не зависящее от академии объединение – Товарищество передвижных художественных выставок. Эта организация устраивала ежегодные выставки, показывала их в разных городах России и распределяла доходы между членами Товарищества.

             Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было обусловлено кризисом салонного академического искусства, общим подъемом демократической культуры в 50—60-е годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с Иваном Крамским.

               Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, и прежде всего о русской жизни, - реалистическое искусство. Быть верными действительности для художника-реалиста означало не только точно воспроизводить узнаваемые подробности быта, обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли задуматься над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен и обездолен, радоваться жизни и удивляться умению живописцев передавать красоту русской природы.

             Товарищество русских художников-передвижников объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов второй половины XIX — начала XX века. Это Перов и Крамской, Мясоедов и В. Маковский, Савицкий и Ге, Саврасов и Шишкин, Куинджи, В. Васнецов и Поленов, Репин и Суриков, Серов и Левитан, Ярошенко и Нестеров и многие другие. На некоторых выставках передвижников в качестве экспонентов участвовали Константин Маковский, Верещагин, К. Коровин, С. Коровин и другие.

              В 70—80-е годы 19 века деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. Передвижники оказали огромное влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. Многие из них стали основоположниками реалистического, демократического искусства своих народов.

                  Велика роль передвижников в художественном образовании. Многие крупнейшие художники-передвижники долгие годы преподавали в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества ( Перов, Саврасов, Прянишников, Левитан, Серов, Поленов, Архипов и другие). С 1894 года в состав профессуры Петербургской Академии художеств вошли Репин, В. Маковский, Куинджи, Шишкин.

                   Художники передвижники подняли на новый уровень общественное восприятие живописи. Товарищество просуществовало до 1923 года. После его распада качество изобразительного искусства существенно ухудшилось. И даже в более поздние годы Советской власти живопись не смогла достичь прежних высот.

           Среди художников передвижников особое место занимали следующие живописцы:

            Василий Григорьевич Перов (1834-1862) окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За несколько жанровых полотен он стал самым популярным художником 60-х гг. За работу «Проповедь в селе» (1861) Академия художеств присудила ему Большую золотую медаль, наградила поездкой заграницу. Большинство картин Перов писал в бытовом жанре. В его картинах преобладает печаль и скорбное настроение, это такие работы, как «Тройка», «Проводы покойника», «Чаепитие в Мытищах». Хотя есть и бытовая сатира: «Сельский крёстный ход на Пасхе», «Охотники на привале». Среди его портретов очень известен портрет Ф. М. Достоевского.

           Иван Николаевич Крамской (1837-1887) родился в небольшом городе Острогожске в семье чиновника. Приехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Он работал в жанре портрет «Мина Моисеев», «Портрет Л. Н. Толстого», «Неизвестная». Но, художник стал очень популярен, написав картину на библейский жанр «Христос в пустыне».

            Николай Николаевич Ге (1831-1894) был правнуком французского эмигранта, но родился в обрусевшей семье. Он закончил Академию художеств. За конкурсную работу он получил Большую золотую медаль и съездил за границу.

             В Италии Николай Ге написал работу «Тайная вечеря», которая хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. А вернувшись в Россию, на выставке передвижников, он выставил свою работу «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».

           Кроме библейского и исторического жанра художник писал много портретов, Это портрет Александра Ивановича Герцена, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого и других людей того времени. В последние годы жизни, художник много размышлял на библейские темы. Николай Николаевич Ге пишет работы на евангельские сюжеты. Это такие полотна, как «Что есть истина? », «Голгофа».

           Иван Константинович Айвазовский, сын купца из города Феодосии на побережье Чёрного моря, закончил Санкт-Петербургскую академию художеств. Осн6овная тема его живописных работ – морской пейзаж.

            К двадцати пяти годам художник приобрёл европейскую славу. К двадцати семи - стал живописцем Главного морского штаба, а в двадцать девять – профессором. За свою жизнь художник написал около шести тысяч картин, объездил Европу, Америку, Восток, стал членом академий разных стран, обладателем многих наград. Друзьями Айвазовского были живописцы, литераторы, адмиралы, сам царь посещал его мастерскую.

            В тридцать один год Айвазовский поселился в Феодосии, в доме возле моря. Здесь он создаёт свои лучшие произведения и самое известное из них – «Девятый вал» (1850). Известные его работы это «Чёрное море», «Чесменский бой», «Кораблекрушение», «Лунная ночь» и т. д.

            Художник часто писал по памяти и мог создать картину за два часа. Айвазовский любил широкие панорамы на огромных холстах, сияющие краски, необыкновенные световые эффекты. Всю жизнь он оставался верен романтическому идеалу прекрасной, одухотворённой природы.

           Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился в Харьковской губернии. Он поступил в Санкт – Петербургскую Академию художеств и стал сторонником идей передвижников. Он написал такие известные картины как «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Портрет М. П. Мусоргского». Это был многожанровый художник.

             Василий Васильевич Верещагин произошёл из старинного дворянского рода.

Василий ВасильевичВерещагин (1842-1904), русский войн, путешественник в Череповце (ныне Вологодской области) в семье местного предводителя дворянства.

             Василий в возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. По окончании этого заведения, после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств.

             С 1863 г. Верещагин много путешествует. Рисунки и картины художника – точные, почти документальные свидетельства о природе далёких земель, о нравах и обычаях разных народов, об архитектурных памятниках и разных событиях (Двери Тамерлана, «Мавзолей Тадж-Махал в Агре»). Однако в историю русской живописи. Верещагин вошёл прежде всего как художник-баталист (от франц. Batallie – «битва», «сражение»). До него сражения изображали по государственному заказу и в соответствии с официальной идеологией. А Верещагин стал писать, что такое война в её неприукрашенном виде. Его картины «Апофеоз войны», «Представляют трофеи», «Шипка – Шейново», «Смертельно раненный» показывают всю отвратительную жестокость войны, ужасные последствия, которые она несёт с собой. Интересно, что сам Верещагин описал жанр своей картины «Апофеоз войны» так — «если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского — мёртвая природа…»

           Для него как будто не существует границ: он живет в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, в конце жизни - в Москве. Предпринимает длительные путешествия - на Кавказ и в Туркестан, в Индию и Палестину, по Европе и России, на Филиппины и Кубу, в Америку и Японию. Как офицер, он принимает участие во всех военных действиях, которые ведет русская армия, - в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Это человек громадной энергии, несокрушимой воли, незаурядной отваги и мужества, разнообразных умений, " бывалый человек", привычно и уверенно чувствующий себя и за мольбертом, и в седле, и в походной палатке, и во фронтовом окопе.
            В начале русско-японской войны (1904 – 1905 гг. ) отправился на дальний Восток. В марте 1904 г. Он погиб на взорванном вражеской миной броненосце «Петропавловск».

           Василий Иванович Суриков (1848 – 1916) родился в казачьей семье в городе Красноярске в Сибири. С детства он увлекался рисованием. Закончил Санкт – Петербургскую Академию художеств.

Он любил писать большие полотна на исторические темы. Это такие работы как «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы». Картина «Взятие снежного городка» - написана в бытовом жанре.

            Сурикову нравилось изображать древнюю русскую архитектуру, старинные костюмы. Перед тем как написать большую картину, он рисовал много портретов людей, которые могли быть героями его работ.

             Произведения художника хранятся в Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в  Санкт – Петербурге.

                Ещё один замечательный художник Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926), картины которого восхищают зрителя своей любовью к России. Основная тема его произведений сказки и былины.

                Он родился в самой глубине России в Вятской губернии, среди русской природы и живого фольклора. Отец художника был сельским священником, его воспитание сохраняло традиционные мировоззрения.

                Васнецов закончил Санкт – Петербургскую Академию художеств. Иллюстрировал книги. Самые известные его произведения по сказкам и былинам: «Богатыри», «Алёнушка», «Витязь на распутье», «Иван царевич на сером волке», «Ковёр самолёт». Васнецов настолько глубоко проник в дух русских былин, что его живопись стала лучшим образцом русского искусства, она радует сердца людей.

                Заслуга художника в том, что он напомнил о задаче живописи: искусство должно украшать жизнь человека, делать поэтичным мир, дарить любовь.

              

                 

 

 

Пейзаж передвижников.

            В творчестве художников-передвижников значительное место занимал пейзаж. На этих картинах мастера с проникновенным лиризмом и теплотой изображали различные уголки русской природы.

            Один из родоначальников русского реалистического пейзажа Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) родился в Москве в семье купца. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии художеств, а в двадцать шесть лет — преподавателем воспитавшего его училища. Саврасов много путешествовал: посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию.

           Вернувшись в Россию, художник принял участие в организации Товарищества передвижных выставок

           На первой выставке передвижников Саврасов представил произведение, сразу принёсшее ему известность, — «Грачи прилетели» (1871 г. ). Необычайно светлая по колориту, маленькая картина удивила зрителей простотой сюжета. Художник показал начало весны в захолустном уголке Костромской губернии. На переднем плане кривые берёзы и грязный талый снег, справа лужа, в середине облупленная церквушка с колокольней. Перед ней щербатый сарай и покосившийся забор. Из облаков вот-вот пойдёт снег, и даже грачи не оживляют убогого вида: их тёмные силуэты словно пятна на полотне, а гнёзда неуютны и растрёпанны.

           Прекрасна здесь только сама живопись: снег написан нежнейшими оттенками сиреневого, голубого, жёлтого, коричневого, розового. В луже отражается небо, берёзы тянутся вверх, и это как бы расширяет пространство картины, вызывая ощущение пробуждающейся природы.

            На полотне «Просёлок» (1873 г. ) Саврасов изобразил раскисшую мокрую дорогу, уходящую вдаль под облачным небом, с лохматыми вётлами на повороте и островками травы на обочине.

            Поздние маленькие этюды художника написаны лёгкими свободными мазками, свежестью красок, чистотой восприятия. Таков этюд «Дворик. Зима» (конец 70-х гг. ), где зритель как будто из окна видит двор, окружённый деревянными постройками, и утиное семейство, греющееся на зимнем солнышке.

            «Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу», — писал о Саврасове его ученик, знаменитый пейзажист Исаак Ильич Левитан.

            Иван Иванович Шишкин (1832— 1898) родился в городе Елабуге в семье образованного и влиятельного купца. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем Академии художеств в Петербурге (с Большой золотой медалью) он был отправлен в поездку по Европе. В Германии Шишкин завершил обучение и стал академиком. Точность рисунка, суховатая живопись и пристрастие к монументальным композициям выделяют его среди других русских пейзажистов.

           Настоящую славу Шишкину принесла картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», в 1872 г. получившая первую премию на выставке Общества поощрения художников. Впервые в русском искусстве художник показал не опушку леса и не вид на лесные дали, а величавую чащу с громадами стволов. Трещины коры, травинки, камни выписаны с наблюдательностью учёного-натуралиста, без поэтического трепета. Однако внимание зрителя привлекают и унылые пни по сторонам ручья на переднем плане, и наклонившаяся сосна в центре картины, которую поддерживает вершиной соседка, и забавная жадность двух медведей, заглядевшихся на высоко висящую борть (улей).

           Шишкин всегда создавал свои произведения на основе нескольких мотивов, увиденных в разных местах. На картине «Рожь» (1878 г. ) он написал сказочной высоты колосья — по плечи идущим вдалеке крестьянам; а посередине широко раскинувшегося поля могучие сосны, которым здесь не место: их корни не дали бы его вспахать. Эти намеренные ошибки живописца создают, тем не менее, убедительный образ изобилия и богатырской мощи русской природы.

            Картину «Утро в сосновом лесу» (1889 г. ) Шишкин создал вместе

с другом, художником Константином Аполлоновичем Савицким (1844—1905), который изобразил на переднем плане медведицу с тремя медвежатами, играющими на упавших гнилых деревьях, и туман над оврагом справа. Сосновый бор написал Шишкин. Ни тот ни другой художник не считали картину творческой удачей. Однако публика полюбила её, наверное за то, что медведям здесь присущи вполне человеческие отношения: дети балуются, а мама ворчит.

            Своеобразный талант художника оценили и представители Академии художеств, и члены Товарищества передвижных выставок.

            Пейзажист Архип Иванович Куинджи (1841 — 1910) родился в Мариуполе на побережье Азовского моря. Его отец, грек по происхождению, был сапожником. Куинджи не получил систематического художественного образования, но рисовал постоянно. Он некоторое время жил у Ивана Константиновича Айвазовского в Феодосии, а в конце 60-х гг. переехал в Петербург. С друзьями, будущими передвижниками, художник много работал на природе.

            В 1873 г. Куинджи написал картину «На острове Валааме». Ещё незаконченной она привлекла внимание знатоков. Каменистая земля с редкими деревьями справа окаймлена озером. От горизонта надвигается тёмная мгла, поглощая дальний лес.

Хмурое небо почти всё озарено необыкновенным светом с переливами, напоминающими сияние драгоценных камней. Мрачные пейзажи Русского Севера впервые были показаны так прекрасно и странно.

            На деньги, уплаченные за это произведение коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым, Куинджи совершил поездку в Европу. Здесь он набрался опыта, особенно его привлекли полотна французских живописцев барбизонской школы.

В своих работах художник прежде всего стремился передать освещение, контрасты света и тени. Пространство картины «Вечер на Украине» (1878 г. ) тонет в сумраке, последние солнечные лучи освещают белые хаты на тёмном пригорке среди садов.

            Не все художники одобряли своеобразную живопись Куинджи, однако зрители ждали его произведений с нетерпением. В их числе необычная по композиции картина «Берёзовая роща» (1879 г. ). На первом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Позади них — силуэты кустов и деревьев, а вокруг — изумрудная зелень болота с прогалиной, полной тёмной воды.

            В 1881 г. Куинджи выставил пейзаж, вопреки ожиданиям публики написанный в спокойных светлых тонах, — «Днепр утром». Сквозь туманную дымку слева виден пригорок. Справа извивается лента реки, а над ней простирается бесконечная глубина неба.

            Эта лирическая работа была последней из тех, которые публика увидела при жизни Архипа Куинджи. Вскоре художник затворился в своей мастерской и до самой смерти почти никому не показывал новых произведений.

 

            Художник Левитан Исаак Ильич (1860—1900) родился 30 августа 1860 г. в литовском городке Кибартае в еврейской семье. Отец был мелким служащим в городском управлении. Вскоре после рождения младшего сына семья переехала в Москву.

В 13 лет Исаака приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С самого начала учёбы Левитан зарабатывал на жизнь уроками и заказными портретами. Блестяще окончил училище, но из-за происхождения ему был вручён диплом учителя чистописания.

            Первую крупную картину «Тихая обитель» он написал после поездки в 1890 г. по Русскому Северу. Полотно приобрёл П. М. Третьяков для своей галереи. В 1892 г. художник был вынужден покинуть Москву, поскольку евреям не разрешалось проживание в столицах. Он поселился в деревне, расположенной вдоль Владимирского тракта, по которому каторжан гнали в Сибирь. Эти места художник запечатлел в картине «Владимирка» (1892 г. ). В 90-х гг. Левитан совершил ещё одно путешествие, на этот раз по Волге. Там родилась картина «Свежий ветер. Волга» (1891—1895 гг. ). Обострение туберкулёза вызвало отъезд художника за границу, во Францию, потом в Италию, хотя хлопоты друзей помогли получить ему разрешение на проживание в Москве.

           Возвратясь домой, с 1898 г. Левитан начал вести класс пейзажа в училище, которое окончил. Здоровье его ухудшалось, и в 1899 г. художник по приглашению А. П. Чехова уехал в Ялту.

           Вернувшись, вновь начал преподавать, но здоровье продолжало ухудшаться, и 4 августа 1900 г. Левитан скончался.

Пейзажи певца русской природы не просто фотографическое изображение натуры — художнику удалось передать её живое дыхание. Недаром критик В. В. Стасов называл картины Левитана эмоциональными поэмами. При этом Левитан был не только великолепным пейзажистом. Его творческое наследие составляют также рисунки, акварели, книжные иллюстрации.

 

           Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) родился в дворянской семье, учился в академии художеств и одновременно в Петербургском университете на юридическом факультете. Закончив обучение, он был направлен в командировку в Германию. Италию, Францию, где копировал работы старых мастеров. Вернувшись в Россию в 1876 г., он получил звание академика.

              В 1878 г. Художник представил на передвижную выставку картину «Московский дворик». Это был первый городской пейзаж в России. Здесь изображен уголок старой Москвы, Арбата. Русские художники были поражены, увидев настоящую пленэрную живопись – свет и воздух, переданные в картине.

            Следующие очень известные его полотна «Бабушкин сад», о уходящем в прошлое дворянском быте. И работа, показанная на передвижной выставке 1885 г. «Христос и грешница». Сюжет произведения взят из Евангелия от Иоанна.

           С 1882 по 1895 г. Поленов преподавал в классе пейзажа и натюрморта Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Из его мастерской вышли такие художники, как Константин Алексеевич Коровин, Исаак Ильич Левитан и др.

            С Товариществом передвижных выставок были связаны почти все знаменитые художники – реалисты 70 – 80-х гг. К середине 90-х гг. Товарищество утратило свою роль. Всего до 1917 г. Прошло сорок пять выставок, последняя, сорок восьмая, была устроена в 1923 г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.