|
|||
Тестовая часть ОГЭ. Задание 2 № 13925. Задание 3 № 13033. Задание 4 № 13047Тестовая часть ОГЭ Задание 2 № 13925 Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1)Единственными очагами древнерусской письменной культуры среди океана тьмы и невежества считались монастыри, где переписывали священные тексты и вели летописи на пергаменте — недублёной коже животных. (2)Кроме того, археологами найдено уже большое количество древнерусских грамот, написанных на берёзовой коре — бересте. (3)После тщательного изучения этих берестяных писем и записок учёные смогли предположить, что население Новгорода было грамотным по крайней мере начиная с XI века. (4)«В то время как наши предки высекали слова на камнях, славяне уже писали друг другу письма». (5)Это сообщение было опубликовано в одной из шведских газет, когда берестяные грамоты выставлялись в Швеции.
Укажите верные варианты ответов. Запишите их номера. 1) Вторая часть сложного предложения 1 осложнена обособленным приложением. 2) Предложение 2 является односоставным безличным. 3) Грамматическая основа в первой части сложного предложения 3 — учёные смогли. 4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным времени. 5) Сказуемое в первой части предложения 5 составное глагольное.
Задание 3 № 13033 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Глубокая тишина(1) нарушаемая всплесками рыбы(2) да криками какой-то еще (3)не уснувшей птицы(4) возившейся неподалеку(5) казалось(6) лишь подчеркивала(7) неодолимое наступление ночного покоя.
Задание 4 № 13047 Синтаксический анализ. Замените словосочетание «смущённо сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 5 № 13123 Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) (хорошо) ОБДУМАТЬ — приставка ОБ- неизменяемая. 2) ЗАСТЕЛЕНА (покрывалом) — в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-. 3) (маленький) РОСТОК — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях. 4) (тяжело) ДЫШИТ — в безударном окончании глагола I спряжения пишется И. 5) (думает) ПО-ДРУГОМУ — наречия с приставкой ПО- всегда пишутся через дефис.
Прочитайте текст (1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола, как настоящий кухонный король, красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2)Мама когда-то сама пекла пироги к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. (3)Елена Станиславовна предпочитала полуфабрикаты и готовые обеды. (4)Колькин отец женился на Елене Станиславовне через три года после смерти мамы. (5)В дом она пришла не одна: с нею вместе явилась и её дочка Неля. (6)Неля была младше Кольки, но в доме она сразу сделалась старше, как бы важнее, потому что училась в музыкальной школе. (7)В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру… (8)Елена Станиславовна зорко следила за тем, чтобы у Кольки и Нели всего было поровну, но Нелино пианино, её музыкальное будущее не оставляли в доме даже крохотного местечка для Колькиных увлечений. (9)Впрочем, по мнению Елены Станиславовны, увлечения эти пока и не обнаруживались, но, может быть, могли ещё появиться… (10)Лечение птиц в семье серьёзным увлечением не считалось. (11)Когда Колька появился на пороге, Неля бросилась к своему пианино — и грянул марш. (12)Но она не сумела доиграть до конца… — (13)Где моя Чёрная Спинка? — крикнул Колька. (14)Чёрной Спинкой он называл любимую раненую чайку, которую нашёл прошлым летом и всю зиму лечил. — (15)Она… была на кухне, — ответил отец. (16)Колька увернулся от объятий отца и выскочил из комнаты. (17)Все трое — отец, Елена Станиславовна и Неля, — переглянувшись, неуверенно двинулись за ним. (18)В кухне на столе стояла пустая клетка… (19)Эту клетку Колька построил очень давно, с маминой помощью. (20)Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес. (21)Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. (22)В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен. (23)Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри. — (24)Вы давали ей рыбу? — тихо спросил Колька. — (25)Нет… (26)У нас не было времени возиться с рыбой, — ответил отец. — (27)А вот зёрна… (28)Колька жаждал задать главный вопрос, но оттягивал его. — (29)А ногу ей перевязывали? — (30)Да… — (31)Но ведь тут, на кухне, темно, жарко… и пахнет газом. (32)Зачем же вы её… сюда? — (33)Ты знаешь, Николай… — отец в ответственные минуты всегда называл его так. — (34)Ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она много занималась, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (35)Мешала ей… (36)Неля и правда всё лето была в городе, потому что хотела заниматься с известным профессором. — (37)Чёрная Спинка, значит, тебе очень мешала? — избегая главного вопроса, спросил Колька у Нели. — (38)Да, мешала! — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка. — (39)Недаром тебя в школе зовут Писклёй! — (40)Ещё бы… (41)Ведь я сестра Свистуна! — (42)Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам. — (43)А ты мне не сестра… — выпалил Колька. — (44)Вот видишь, мама? (45)Ты видишь!.. — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. (46)Наконец струна лопнула. (47)Неля зарыдала. (48)До сих пор Елена Станиславовна молчала. (49)В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. (50)Она даже хотела признать свою вину, ведь жить одной семьёй — значит разделять или хотя бы принимать интересы членов семьи, бережно относиться к чувствам других и к тому, что так горячо любимо ими. (51)Но последняя Колькина фраза мигом изменила все её намерения. — (52)Как ты м ожешь так, К оля! (53)Неля видит в тебе с воего брата … (54)И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься! — (55)Где же она сейчас? — спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его обожаемой птицы. (56)Елена Станиславовна опустила голову. — (57)Она сдохла, — набравшись мужества, ответил отец. (58)Колька качнулся… (59)Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привёз из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о её смерти вот так прямо и грубо. — (60)Она умерла, а не сдохла. (61)Умерла из-за вас! — крикнул Колька. (62)Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор.
Задание 6 № 13929 Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Мама Коли помогала сыну строить клетку для птиц и сама пекла пироги по праздникам. 2) Птица мешала заниматься Неле, и поэтому решено было выпустить Чёрную Спинку на волю. 3) Птица умерла, потому что родственники в отсутствие Коли не позаботились о ней. 4) Клетка для птицы была слишком маленькой, и шанса выздороветь у Чёрной Спинки не было. 5) Неля не поехала отдыхать, чтобы следить за птицей.
Задание 7 № 13915 Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. 1) «Ты видишь! » — голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. 2) Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес. 3) «Да, мешала! » — звонко, дребезжащим от надвигающегося плача голосом ответила девочка. 4) Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. 5) Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.
Задание 8 № 13931 Лексический анализ. Найдите в тексте синоним к слову ЛЮБИМЫЙ (предложение 14). Напишите этот синоним.
|
|||
|