Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История создания



Соната посвящена, близкому другу и почитателю творчества Бетховена - князю Лихновскому.

Во время написания произведения композитор находился на пороге тридцатилетия. Тогда стали заметны первые признаки скорой глухоты. Работа над сочинением велась около года. Это было тяжелое время в жизни: ежедневно слух становился все хуже и хуже, а прогнозы врачей были неутешительны. Бетховен не оставил собственное музыкальное ремесло, он все с тем же рвением сочинял грандиозные и совершенно новые по стилю произведения, но которые наполнялись кардинально иными смыслами. Вся боль и вера в лучшее были реализованы в « Патетической сонате ».

Впервые соната была опубликована в 1799 году. Это была настоящая премьера для общества. Не каждый человек мог понять настоящего новаторского языка, поэтому разгорелся нешуточный спор между догматичными людьми, желавшими сохранить старое и между новаторами, которые хотят идти вперед и не боятся нового и интересного. Прежде ни одно фортепианное произведение не вызывало столь бурного обсуждения. Бетховен же спокойно отнесся к реакции общества, он привык к тому, что его музыка вызывает у людей неоднозначные чувства.

 

Интересные факты:

· Именно, глухота побудила Бетховена на сочинение многих из произведений, имеющих драматичную или даже трагедийную концепцию. Первые признаки потери слуха были замечены в 1797 году. К моменту написания Восьмой сонаты он уже плохо слышал. Стоит отметить, что к появлению данного недуга привела привычка Людвига перед очередным сочинением произведений опускать голову в ледяную воду.

· Вдохновленный музыкой Бетховена драматург Микола Кулиш в 1929 году сочинил одну из самых провокационных пьес в истории коммунистического СССР, которая называется «Патетическая соната». Примечательно, что она имеет мало общего с сюжетом произведения, так как героями становятся обычные советские люди, но музыка сопровождает спектакль от начала до конца, наполняя его эмоциональной окраской.

· Впервые услышав Восьмую сонату Бетховена, Гайдн, будучи бывшим учителем Людвига, сказал, что у него появилось чувство, будто композитор имеет несколько голов вместо одной, несколько горячих сердец вместо одного и несколько душ вместо одной! Его до глубины души поражает воображение и фантазия автора. Потом Гайдн помолчал и добавил, что в его музыке всегда можно найти что-то непреодолимо мрачное и угрюмое, такое, что по-настоящему выражает стиль композитора.

 

· Соната является по-настоящему революционным произведением, так, после первого исполнения композиции, слушатели разделились на два лагеря. Одни говорили, что это новаторство, которое заслуживает поощрения автора, другие же полагали, что нельзя выставлять напоказ чувства, и считали сочинение вульгарным и недостойным. К счастью, поклонников творчества Бетховена было больше чем ненавистников.

· Отражение многих музыкальных впечатлений композитора можно найти в данной сонате. Например, театральность произведения является откликом восхищения от услышанной оперы Глюка «Орфей и Эвридика». Героический стиль, минорный лад, грандиозный масштаб и диалогичность – вот, что доказывает родственность и близость с оперным жанром, а именно с произведением Глюка. Нередко борьбу человека с судьбой сравнивают со столкновением между Орфеем и фуриями.

 

· Знаменитый пианист Игнац Мошелес в возрасте 10 лет разучил на память нотный текст произведения и исполнял его перед самой разнообразной публикой. По его рассказу, всегда находились люди, которые либо были безмерно восхищены новаторством, либо те, кто скучал, не понимая красоты музыкально-выразительных средств, используемых автором. Примечательно, что ноты маленький пианист не мог приобрести за неимением средств, поэтому переписал их ночью, пока никто не видел. Все было бы хорошо, если бы однажды он не проболтался о своем «героическом» поступке учителю. Тот был в бешенстве и выгнал его из учебного заведения. Но все к лучшему, ведь мальчик попал на обучение к Бетховену.

· В консерваториях Вены запрещали играть данное произведение, так как единственными по-настоящему ценными композиторами, полезными для изучения, там считались Бах, Моцарт и Клементи.

· Автор верил в то, что сможет преодолеть все невзгоды, уготовленные ему судьбой, что когда-нибудь он вновь сможет слышать музыку. Возможно, поэтому финал носит столь оптимистичный характер. В дальнейшем тема судьбы станет непреодолимой болью композитора.

Содержание «Патетической сонаты»

Мало кому известно, но Людвиг ван Бетховен всерьез увлекался философскими учениями современных для него мыслителей. Свое название соната получила именно от автора, что было достаточно редко, так как Бетховен не особо часто старался создавать программные сочинения. Композитор отсылает нас к термину «Патетика», который впервые был употреблен известнейшим философом Фридрихом Шиллером. Патетика означает силу трагедии, страсть к торжеству справедливости, а также стремление к концепции преодоления.

 

Ромен Роллан подчеркивал, что в основе произведения лежит именно театрализованная драма. Так он предполагал, что композиция строится именно по средствам драматургии, в том числе с использованием стандартной схемы:

1. Экспозиция главных героев (судьбы, как назначение рока, и борьбы человека). Лейтмотив судьбы звучит уже в первых тактах. Впервые вступление становилось темой, которая пронизывала сочинение от начала до конца.

2. Завязка конфликта происходит в первых тактах произведения.

3. Кульминация. Достижение высшей драматической точки произведения.

4. Развязка в коде третей части. Человек победил злой рок.

«Патетическая соната» Бетховена имеет классическую структуру из трех частей:

1. Первая часть в темпе Allegro con brio с медленным вступлением в темпе Grave.

2. Вторая часть написана в темпе Adagio cantabile.

3. Третья часть создана в форме скорого рондо.

 

 

Вопросы:

            1 Годы жизни Л. ван Бетховена: 1770 –...
                           а) 1809 б) 1827в) 1828 г) 1791
             2. Название фортепианной сонаты op. 13, c-moll Бетховена:
                   а) “Лунная” б) “Патетическая” в) “Прощальная” г) “Аврора”
               3. Столько лет было Бетховену, когда он стал органистом и пианистом-концертмейстером боннской капеллы.
              4. Страна, в которой Бетховен жил с 1792 года.
              5. Немецкий город, родина Бетховена
               6. Болезнь, признаки которой проявились у Бетховена в 26-27 лет.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.