Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русский язык 03.11. Олимпиадные задания. Школьный этап. Республиканской предметной олимпиады по русскому языку



Русский язык 03. 11

Олимпиадные задания

Школьный этап

Республиканской предметной олимпиады по русскому языку

8 класс

 

 


Задание 1.

Выпишите из предложений существительные мужского рода.

1)В зоопарк привезли кенгуру, панду, гориллу, лису, енотовидную собаку, черепаху и двух экзотических змей. 2) После прогулки по набережной я зашел в кафе с пирожным. 3) Врач Николаева принимает с 8. 00 до 15. 00. 4) Токио – столица Японии. 5) В нашем салоне вы можете заказать тюль, шторы, жалюзи. 6) Для поступления в ВУЗ необходимо сдать экзамены.

 

Мах – 4, 5 б., за каждое верно выписанное слово – 0, 5 б.

 

Задание 2. Установите семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы (заимствованными). Укажите, как называются получившиеся пары слов.

Апатия                                     Человеколюбие

 

Филантропия                           Улица

 

Актуальный                             Неудача

 

Диспут                                     Бесстрастие

 

Фиаско                                     Злободневный

 

Авеню                                      Спор

 

 

Мах – 6, 5 б, за правильное соотнесение слов и ответ на поставленный вопрос – 0, 5 б.

 

Задание 3. Определите, каким членом предложения является инфинитив.

1) В комнату вошла Марина с приказом спать. 2) Утром спросонок он никак не мог осознать, где находится. 3) Думаю, гражданин, вы войдете в такое положение и наймете его стричь табун. 4) Написать записку по-французски казалось ей неуместным. 5) Он договорился встретиться с братом в полдень.

Мах – 5 б, за каждую правильно названную синтаксическую функцию – 1 б.

 

Задание 4. Какие из приведенных слов состоят из пяти морфем? Прокомментируйте свой ответ графически.

Превзошли, утомлён, по-английски, влюблённый, занимался, улыбнулся.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное слово - 0, 5 б, правильный комментарий - 1б.

Задание 5. Выпишите неполные предложения. Объясните свой выбор.

1)Недалеко виднелся кустарник, а дальше – худенький, ещё сквозной лесок. 2) Девушке страшно. Закрылась платочком. 3) Даша забыла, зачем пришла. 4) – Вы приехали из России? – Да, из России. 5) Рыба омуты ищет. Берлогу – медведь.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное неполное предложение – 0, 5 б, за правильный комментарий – 0, 5 б.

Задание 6. В каких словах неправильно выделен ударный гласный?

КатАлог, квАртал, мальчикОвый, завИдно, мизЕрный, новорОжденный, стоОляр, щавЕль, мусоропрОвод, обеспЕчение.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное и исправленное слово – 1б.

Задание 7. Выпишите слова, имеющие переносное значение. Укажите, какой тип переноса характерен для данных значений (метафора, метонимия).

Внимательная аудитория, интересная книга, служебный вход, блестящий успех, смешной рассказ, рассеянный взгляд, добрый человек, идет дождь.

Мах – 5 б., за каждое правильно указанное слово – 5 б.

 

 Задание 8. Вычеркните в каждом ряде лишний фразеологизм. Свой ответ аргументируйте.

Ходить по острию ножа, гонять собак, гонять лодыря, валять дурака.

 

Повесить голову, держать нос по ветру, повесить нос, как в воду опущенный.

 

Оставить в дураках, валять дурака, оставить с носом, обвести вокруг пальца.

Мах – 3 б., за каждый верно указанный фразеологизм – 0, 5 б., за каждый аргумент – 0, 5 б.

 

  Задание 9 (9 баллов)

Бывает так, что гласные в языках изменяют своё качество под воздействием предыдущих согласных. Например, в старочешском языке гласный а между мягкими согласными изменился в е (krič ati – kř ič eti) (кричать).

Представьте, что в современном русском языке подобным преобразованиям подвергся современный гласный а между мягкими согласными. Расшифруйте фразы, которые могли бы получиться в результате таких преобразований.

Дай педь – теперь я твой зеть.

Сдашь на петь – получишь преник.

Сначала по воде пошла ребь, а затем разверзлись хлеби небесные.

Не надо пелиться на чужие пельцы.

Неня назвала меня мемлей.

Я играл в мечик.

Чей это чей?

Нам надо чеще бывать в той чеще.

Кому велено нести веленую рыбу?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.