Виды рифмовки в стихотворении. Виды рифм
Виды рифмовки в стихотворении

Рифма – это повторение более и менее похожих между собой сочетаний звуков, которые связывают окончания двух и более строк или же симметрично расположенных частей строк стихотворения. В классическом стихосложении основным признаком рифмы считается полное совпадение ударных гласных. Рифма отмечает окончание стиха звуковым повтором, а также подчеркивает междустрочную паузу, а значит, и ритм стихотворения. Рифма ощутимо помогает читателю прочувствовать интонационное членение речи и вынуждает соотнести по смыслу те стихи, которые она объединяет.
Виды рифм
Рифмы делятся по слоговому объему на:
женские – ударение направлено на предпоследний от конца слог;
мужские – ударение исключительно на последнем слоге;
дактилические – ударение падает на третий от конца слог;
гипердактилические – ударение на четвертом слоге от конца;
открытые – если рифма оканчивается гласным звуком;
закрытые – если она оканчивается согласным звуком.
Рифмы различаются по точности созвучий (характеру звучания):
богатые;
бедные;
приблизительные;
точные;
ассонансы;
тавтологические;
составные;
неравносложные;
диссонансы;
разноударные.
Рифмы делятся по положению в стихотворении:
внутренние;
начальные;
конечные.
Рифмы различаются по положению в строфе:
перекрестные;
смежные;
опоясанные или охватные.
В отношении кратности повторов рифмы делятся на:
тройные;
парные;
четверные;
многократные.
Знаете ли вы? Стихотворения без рифмы называются белыми, а с наличием неточных рифм – «рифмоидами».
Для рифмы существует несколько поэтических приемов и терминов:
Панторифма – это когда рифмуются между собой все слова в строке и в последующей за ней. К примеру: рифмуем первое, второе и третье слова двух строчек.
Сквозная рифма – это рифма, которая проходит через все стихотворение. К примеру: одна рифма в каждой строке.
Эхо-рифма – это вторая строчка, которая состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.
Примеры некоторых рифм
Мужская рифма, которая подразумевает ударение на самом последнем слоге. К примеру: Зима весёлая пришла И много снега принесла. Женская рифма, способная охватить те слова, чье ударение падает на предпоследний слог. К примеру: Пусть счастье будет ярче света, А радость станет жарче лета. Дактилическая рифма, которая способна отвести нас еще дальше на один слог. Речь пойдет о третьем слоге с конца. К примеру: К малышу сегодня в садике Приходили вновь солдатики. Гипердактилическая – это самая сложная рифма, которая на практике встречается достаточно редко. Отсчитываем ровно три слога и подбираем слово с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. К примеру: Березу день расчесывает, Березу день причесывает… Точные и неточные рифмы. Точную рифму сразу замечают и узнают, ею восхищаются и ее принимают. Звук точной рифмы стопроцентно совпадает и ничем не выделяются на слуху. К примеру: Я сегодня рано встала И поэтому устала. Все элементарно и предельно просто. Однако зачастую используются и неточные рифмы, в которых фонетическое созвучие лишь частично. К примеру: Мне сегодня вдруг не спится, Я взяла тихонько спицы… Казалось бы, улавливается что-то похожее, однако если составить транскрипцию, то можно увидеть, пусть и небольшое, но все же различие. Однородная рифма относятся к одной и той же части речи. также это могут быть два имени существительных, два местоимения или два глагола. К сожалению, по непонятным причинам, подобное сочетание не особо жалуют и почему-то считают крайне примитивным. К примеру: Посмотри же на меня, Хороша ль сегодня я? Разнородная рифма подразумевает непосредственное сочетание глагола с именем существительным или же имени прилагательного с наречием и так далее. Подобных сочетаний можно изобрести очень много. К примеру: Ты принёс мне сегодня цветы, Перейдем же с тобою на «ты»! Составная рифма дополнительно задействует различные служебные части речи. Например, частицы и союзы. К примеру: Подойди-ка, подойди-ка, Моя девица – гвоздика. Тавтологическая рифма – это крайне примитивный прием, который, так или иначе, встречается в литературе. В таком случае полностью повторяется слово или же словоформа. Впрочем, если подобную рифму использовать с умом, то вполне возможно дойти и до степени шедевра. К примеру: Я тебя когда-то забыл, Знаю я, что напрасно забыл… Омонимическая рифма подразумевает под собой совпадение не только звучания, но и написания. При всем при этом слова имеют абсолютно различные значения. К примеру: Наш с тобою крепкий брак Выявил сегодня брак. Каламбурная рифма совершенно не случайно стоит рядом с омонимической. Они действительно довольно схожи. Данная рифма строится исключительно на созвучии слова со сходным сочетанием нескольких слов. К примеру: Не дойти никак до сада. Вот такая вот досада! Паронимическая рифма представляет собой сочетание слов, которые сходны по звучанию только частично. Их значения тоже различны, хотя и довольно близки. К примеру: «Скоро вышлет ответ адресат», – Уверял всё себя адресант. Богатая рифма – это сочетание, в котором совпадает предударный согласный. К примеру: Оторвался лепесток – Стал печальнее цветок. Бедная рифма – это рифма, в которой согласуются только гласные и обязательно ударные звуки. К примеру: Я выпил сегодня вино И жить мне стало легко. Банальные рифмы – это нечто такое: вечность-бесконечность, любовь-кровь. Оригинальные рифмы частенько встречаются в наши дни, поскольку каждый поэт стремится превзойти не только других авторов, но и самого себя. Макароническая рифма представляет собой сочетание слова русского языка с неким зарубежным. К примеру: Неважно сколько тебе лет, Если красишься Palette. Абсолютная рифма включает в себя союз полностью одинаковых слов. Исключением может быть лишь ударный звук. К примеру: Пусть бушуют в доме грозы, Пусть смакует сердце грёзы. Графическая рифма – это бесполезное в поэзии явление, поскольку в ней сочетаются не звуки, а буквы. К примеру: точно – нарочно.
|