|
|||
Управление Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской областиУправление Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области
ПАМЯТКА для граждан «Осторожно, коллекторы! Права граждан при взыскании долгов»
В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон Указом Президента Российской Федерации от 15. 12. 2016 № 670 Федеральная служба судебных приставов осуществляет контроль за деятельностью юридических лиц, занимающихся возвратом просроченной задолженности с физических лиц включенных в соответствующий государственный реестр. Согласно его нормам юридические лица, деятельность которых направлена В соответствии со статьей 7. Закона определен порядок осуществления отдельных способов взаимодействия с должником: 1. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) 1) со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом; 2) с должником с момента получения документов, подтверждающих наличие оснований, свидетельствующих, что он: а) является лицом, лишенным дееспособности, ограниченным в дееспособности, б) находится на излечении в стационарном лечебном учреждении; в) является инвалидом первой группы; г) является несовершеннолетним лицом (кроме эмансипированного). 2. В случае непредставления документов, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 части 1 настоящей статьи, их наличие считается неподтвержденным. 3. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником: 1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах; 2) посредством личных встреч более одного раза в неделю; 3) посредством телефонных переговоров: а) более одного раза в сутки; б) более двух раз в неделю; в) более восьми раз в месяц. 4. В начале каждого случая непосредственного взаимодействия по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, должнику должны быть сообщены: 1) фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, осуществляющего такое взаимодействие; 2) фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах. 5. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи: 1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах; 2) общим числом: а) более двух раз в сутки; б) более четырех раз в неделю; в) более шестнадцати раз в месяц. 6. В телеграфных сообщениях, текстовых, голосовых и иных сообщениях, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, 1) фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах; 2) сведения о факте наличия просроченной задолженности (без указания 3) номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего 7. Во всех сообщениях, направляемых должнику кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в целях возврата просроченной задолженности посредством почтовых отправлений по месту жительства или месту пребывания должника, обязательно указываются: 1) информация о кредиторе, а также лице, действующем от его имени и (или) а) наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и отчество (при наличии) (для физического лица), основной государственный регистрационный номер (для индивидуального предпринимателя); б) почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона; в) сведения о договорах и об иных документах, подтверждающих полномочия кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах; 2) фамилия, имя и отчество (при наличии) и должность лица, подписавшего сообщение; 3) сведения о договорах и об иных документах, являющихся основанием возникновения права требования к должнику; 4) сведения о размере и структуре просроченной задолженности, сроках и порядке ее погашения (в случае, если к новому кредитору перешли права требования прежнего кредитора в части, указывается объем перешедших к кредитору прав требования); 5) реквизиты банковского счета, на который могут быть зачислены денежные средства, направленные на погашение просроченной задолженности. 8. Весь текст в сообщениях, направляемых должнику посредством почтовых отправлений, и в прилагающихся к ним документах должен быть отображен четким, хорошо читаемым шрифтом. 9. Кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, для осуществления непосредственного взаимодействия с должником посредством телефонных переговоров разрешается использовать только абонентские номера, выделенные на основании заключенного между кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, и оператором связи договора об оказании услуг телефонной связи. При этом запрещается скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется сообщение должнику, либо об адресе электронной почты, с которой направляется сообщение, либо 10. Взаимодействие с должником должно осуществляться на русском языке или 11. Положения, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи, устанавливающие ограничения частоты взаимодействия с должником, применяются кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, 12. Положения, предусмотренные пунктом 2 части 5 настоящей статьи, устанавливающие ограничения частоты взаимодействия с должником, применяются кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, 13. Должник и кредитор вправе, в том числе при проведении переговоров Нарушение указанных требований влечет административную ответственность по ст. ст. 14. 57, КоАП РФ за неправомерные методы взыскания. Также административная ответственность наступает за незаконное распространение персональных данных граждан (ст. 13. 11 КоАП РФ). В большинстве случаев работа указанных организаций сведена к нагнетанию вокруг должников тревожной атмосферы посредством психологического и даже физического давления с целью склонения к якобы добровольному погашению задолженности. Неправомерные действия организаций, осуществляющих деятельность по взысканию просроченной задолженности, можно разделить на следующие группы: - нарушение порядка взаимодействия с должником путем осуществления телефонных звонков в неустановленное время; - порча имущества должника и иных лиц с целью взыскания долга; - взаимодействие кредитора с иными лицами (родственниками, друзьями должника) в отсутствие правовых оснований. Порядок действий. Если коллекторы стали непрерывно звонить Вам и предпринимать незаконные действия, необходимо: 1. Связаться с банком (кредитной организацией), перед которым у Вас 2. Звонки коллекторов записывать на диктофон, при поступлении 3. В беседах с коллекторами выяснять их контактные данные, в какой организации они работают и где она находится, откуда им стали известны сведения о долге и Ваши личные данные. Кроме того, просить представить реквизиты компании для уплаты долга и копии договоров, по которым взыскивается задолженность (агентские договоры, договоры переуступки права требования долга и др. ). 4. Если Вам звонят в неустановленное время, - взять у Вашего оператора связи распечатку детализации телефонных звонков на Ваш номер. Без этой информации, выдаваемой по личному запросу либо по запросу суда, проверка правоохранительных органов по заявлению будет безрезультатной. 5. При обнаружении факта порчи Вашего имущества (входной двери, автомобиля и др. ) - вызвать сотрудника полиции и зафиксировать причиненный ущерб. 6. При попытке проникновения коллекторов к Вам в жилище против Вашей воли - незамедлительно вызвать полицию. 7. При совершении в отношении Вас любого из вышеупомянутых - в органы полиции - при совершении преступления или действий, подпадающих под состав административных правонарушений по ч. 1 ст. 15. 26. 1 КоАП РФ; - в Банк России - при совершении незаконных действий сотрудниками банков или микрофинасовых организаций (ч. ч. 2-6 ст. 15. 26. 1 КоАП РФ); - в органы прокуратуры - в случае непринятия уполномоченными органами мер реагирования, нарушения законодательства о персональных данных (ст. 13. 11 КоАП РФ); - в органы Роспотребнадзора - в случае нарушения прав потребителя путем включения в договор условий, ущемляющих права заявителей, и д. р. (ч. ч. 1, 2 ст. 14. 8 КоАП РФ); - в Федеральную службу судебных приставов - в случае нарушения требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, а также юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (ст. 14. 57 КоАП РФ). К заявлению приобщить (при наличии) копии подтверждающих документов, свидетельствующих о нарушении организациями, осуществляющими взыскание задолженности, Ваших прав. К данным документам относятся; - фотографии, свидетельствующие о неправомерных действиях; - копия договора о кредитовании; - распечатка телефонных звонков и входящих смс-сообщений, которую можно получить от оператора сотовой связи и в «личном кабинете» на сайте в сети «Интернет» сотового оператора; - аудиозапись телефонных разговоров, видеозапись на флеш-накопителе USB, CD, DVD - дисках. Кроме того, в целях списания соответствующих долгов перед кредиторами и при наличии необходимых условий граждане вправе обратиться с заявлением В рамках процедуры признания гражданина банкротом финансовым управляющим будут осуществлены мероприятия по реализации имущества гражданина в целях погашения имеющейся задолженности. При этом согласно ч. 6 ст. 213. 27 Федерального закона от 26. 10. 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов, не удовлетворенные Однако в случае признания гражданина банкротом на него будет наложен ряд ограничений: - гражданин будет не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства; - гражданин будет не вправе занимать должности в органах управления юридического лица и другие ограничения. Нормативные правовые акты. - Указ Президента Российской Федерации от 15. 12. 2016 № 670; - Гражданский кодекс Российской Федерации; - Уголовный кодекс Российской Федерации; - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; - Федеральный закон от 03. 07. 2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (положения данного закона применяются с 01. 01. 2017); - Федеральный закон от 21. 12. 2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»; - Федеральный закон от 02. 12. 1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»; - Федеральный закон от 26Л 0. 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и другие нормативные правовые акты.
|
|||
|