|
||||||||||||||||||||||||||
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУРЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2021/2022 уч. г. 11 КЛАСС Задания
Задание 1 Представьте, что в русском алфавите нет ни мягкого, ни твёрдого знака, а также букв Е, Ё, И, Ю, Я. Буква Й в этой графической системе обозначает или мягкость парных согласных, или свой собственный звук [j'] во всех позициях. Как в этом случае были бы написаны следующие строки из стихотворения С. Маршака? Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи. Вылезайте, муравьи, После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвёл подснежник. Задание 2 Ученику предложили для словообразовательного анализа прилагательные русского языка, употреблённые в следующих словосочетаниях: говорливый юноша, пугливый заяц, щекотливый вопрос, крикливый ребёнок. Исходя из особенностей словообразовательной мотивации и лексического значения, ученик разделил данные прилагательные на две группы: 1) говорливый, пугливый, крикливый; 2) щекотливый. Какие рассуждения, касающиеся словообразования и лексических значений, стали основаниями для такого деления? Задание 3 Перепишите данные слова, вставив пропущенные буквы: Е либо И. Объясните графически условия выбора данной орфограммы в каждом случае, основываясь на сведениях из орфографии, словообразования и этимологии. став.. нка завал.. нка ряж.. нка паш.. нка ссад.. нка
Задание 4 Даны три предложения:
1) Стоит ли есть поедом кого -либо, если его не перевариваешь? 2) Когда вокруг несут дичь – звереешь. 3) Лошадь любила выпить и закусить удила. Выпишите из этих предложений фразеологизмы, укажите их значения и определите, что произошло с их значениями в данном контексте. Задание 5 В сочетании слов (в том числе «квазислов»1) посредством анаграммирования2 зашифрован лингвистический термин. Например: собрание азоловов (ответ: словообразование).
1 Квази– этопервая часть сложных слов, означает в переводе с латинского – как бы, псевдо, нечто, вроде, как будто. Что ненастоящее, мнимое, ложное. Псевдослово в данном контексте, то есть несуществующее. Какой частью речи может быть при такой форме, определите, и сразу станет ясно, какую роль играет в предложении. Разгадайте анаграмму Этимон и Санея, напишите лингвистический термин.
Какие из приведённых ниже словоформ – канат, коррелят, батут, внучат, дебют, ушат – можно было бы теоретически принять за глагол в форме третьего лица множественного числа настоящего или будущего времени, а какие – нет? Ответ обоснуйте. Задание 7. Прочитайте фрагмент текста.
Чужой глаз нужен тебе и помощь чужая Нужнее, чтоб знать назвать черту, что, копая, Воин пред собой ведет, укрываясь, к валу, Чтоб различить, где стены часть одна помалу Частым быстро- пагубных пуль ударом пала, Где, грозно расседшися, земля вдруг пожрала, К чему тут войска одна часть в четверобочник Строится, где более нужен уж спомочник Редким полкам …
(А. Кантемир3)
2 Анагра́ мма(от греч. α ν α - «пере» + γ ρ ά μ μ α «буква») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. В ряде случаев анаграммами принято также называть иные в функциональном отношении (то есть не являющиеся литературным приёмом) перемешивания буквенного или звукового состава слов.
Выпишите из текста словосочетание(-я), в котором(-ых) нарушены современные нормы управления. Приведите это(-и) словосочетание(-я) в соответствие с современной грамматической нормой. Задание 8 Ниже приведён параграф из книги М. В. Ломоносова «Российская грамматика» (1755 г. ) с пропусками примеров: § 265. Первообразные и производные глаголы суть простые или сложенные. Простые состоят сами собою без приложения какой-нибудь другой части слова даю, ставлю. Сложенные составляются 1) из имени и глагола: ;
2) из местоимения и глагола: ;
3) из наречия и глагола: ;
4) из одного предлога и глагола: ;
5) из двух предлогов и глагола: ;
6) из трех предлогов и глагола: ;
7) из предлога, имени и глагола: .
Используя данные ниже слова, заполните пропуски: благодарю, отреноживаю, прославляю, преодолѣ ваю, своевольствую, прекословлю, отдаю, разопредѣ ляю, обоготворяю, оживотворяю.
3 Князь Антио́ х Дми́ триевич Кантеми́ р(10 [21] сентября 1708, Константинополь, по другим данным Яссы — 31 марта [11 апреля] 1744, Париж) — русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского — Ломоносова). Отмечают, что его творчество сыграло значительную роль в развитии русского литературного языка и стихосложения Задание 9 Какое значение имеют предложно-падежные сочетания с предлогами ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД в следующих примерах: 1) Вечером из-за крыш города – золотой свет большой низкой луны. (И. Бунин). 2) Всё случилось из-за какого-то пустяка. 3) Пустые банки из-под консервов нельзя оставлять на месте пикника. 4) Друзья оказались земляками: оба из-под Вологды. 5) Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю Я коней своих нагайкою стегаю- погоняю! (В. Высоцкий) Задание 104 Познакомьтесь с текстом берестяной грамоты. Разделите текст на слова. Переведите на современный русский язык. О каком «граде» идёт речь? Отгадайте загадку.
4
|
||||||||||||||||||||||||||
|