|
||||||||||||||||||||||||||||
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВРЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Муниципальный этап 2021/2022 уч. г. 7-8 классы Задания Задание №1 Отгадайте загаданное ниже слово, указав его фонетический состав. Сделайте орфографическую запись этого слова. Сформулируйте вывод о совпадении или несовпадении количества букв и звуков в этом слове и причинах этого совпадения или несовпадения. Первый звук – согласный, звонкий парный, мягкий парный, этот звук образуется смыканием верхней губы с нижней губой; есть в слове прибежали, победа. Второй звук – гласный, безударный (в безударной позиции этот звук изменил своё качество); этот звук есть в словах ледяной, нести, прекрасный. Третий звук – согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный; этот звук есть в уменьшительной форме женского имени и совпадающем с ней по произношению и написанию гидрониме. Четвёртый звук – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный, есть в словах ясный, адъютант, объём. Пятый звук – гласный, ударный, в его произношении активное участие принимают губы; есть в словах принёс, оспа. Задание №2 Определите слова в схеме, учитывая приведённую для каждого слова информацию и отмеченный стрелками порядок словообразовательных связей. В словах отметьте словообразовательные средства (приставки, суффиксы и т. д. ). [1]│ → [2] (чередование г – ж ) [1]│ → [3] (чередование г – ж ) [1]│ → [4] [1]│ → [5] (чередование г – ж ) → [6] [1]│ → [7]
[1] – имя существительное, имеющее значения «атмосферные осадки, выпадающие в виде белых звездообразных кристаллов или в виде хлопьев, представляющих собою скопление таких кристаллов», «сплошная масса, слой таких осадков, покрывающий какое-либо пространство». [2] – имя существительное, образованное суффиксальным способом; суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение. [3] – имя существительное, образованное суффиксальным способом; данный суффикс при добавлении к основе имён существительных образует имена существительные женского рода со значением частицы (обычно небольшой) однородной массы, названной образующим словом. [4] – имя прилагательное, образованное суффиксальным способом; данный суффикс образует прилагательные со словообразовательным значением «сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо». [5] – имя прилагательное, образованное суффиксальным способом; данный суффикс образует прилагательные со словообразовательным значением признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, названному исходным словом. [6] – имя существительное, образованное суффиксальным способом; данный суффикс образует существительные со значением отвлеченного признака. [7] – имя существительное, образованное сложносуффиксальным способом, т. е. сложением 2-х основ с помощью интерфикса (соединительной гласной) и в сочетании с нулевым суффиксом. Второе слово, корень которого используется для образования этого существительного, означает «идти (об атмосферных осадках)». Задание №3 Ниже, в правой колонке таблицы, приводятся значения фразеологизмов, в состав которых входит одно и то же слово в разных формах. Заполните левую колонку таблицы, назвав эти фразеологизмы.
Задание №4 В произведении Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» при описании полёта Вольки Костылькова и Хоттабыча на ковре-самолёте читаем: «За неимением лучшего Волька решил согреться так, как это делали в стародавние времена, задолго до Волькиного рождения, извозчики. Этот способ как-то показал ему на катке его отец, который ещё хорошо помнил извозчиковна московских улицах. Волька стал размашистыми движениями хлопать себя по плечам и бокам и тут же, не успев даже пикнуть, соскользнул с ковра в бездну». Определите значение выделенного слова, указав его начальную форму. К какому запасу языка оно относится? Образуйте от данного слова прилагательное. Назовите способ словообразования этого прилагательного и морфему, с помощью которой вы образовали это прилагательное. Было ли какое-либо дополнительное словообразовательное явление, сопровождающее образование этого прилагательного?
Задание №5 Назовите три суффикса, которые чаще всего встречаются в русских фамилиях. При этом учтите, что орфографические варианты суффикса считаются одним суффиксом. Приведите по 4 (четыре) примера на каждый суффикс. Расположите суффиксы фамилий от более частотного к менее частотному.
Задание №6 А. Рассмотрите словарные толкования из разных словарей. Какое слово соответствует этим значениям? Запишите это слово и поставьте в нём ударение. Какое значение у этого слова возникло первым? В каком(-их) значении(-ях) употребляется это слово в современном русском языке? Что стало с другим(-и) значением(-ями)? Б. В каком слове современного русского языка, представляющем собой сложное заимствование из французского языка (в русском языке это заимствование не является сложным), сохранилось данное слово в одном из своих значений? Предположите, как могло получиться, что одним и тем же словом стали называть столь разные предметы?
Задание №7 Прочитайте фрагмент из Государственного Гимна Российской Федерации. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите тип каждого предложения по устройству грамматической основы (двусоставное или односоставное; определите типы односоставных предложений). Укажите типы сказуемых. Объясните постановку знаков препинания (тире, запятых). (1)Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. (2)Могучая воля, великая слава – Твоё достоянье на все времена!
(3) Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! (4) Славься, страна! (5)Мы гордимся тобой! (6) От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. (7) Одна ты на свете! (8)Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля!
Задание №8 А. Какой частью речи является слово одна в тексте Государственного Гимна Российской Федерации (см. предыдущее задание)? Б. Назовите начальную форму слова славься (см. предыдущее задание), постоянные и непостоянные морфологические признаки слова славься. Какую форму примет это слово, если изменить по очереди один, а потом другой непостоянный признак? Укажите две формы. Дайте необходимые пояснения. В. Какие слова способствуют торжественному звучанию этого фрагмента из Государственного Гимна Российской Федерации? Назовите как можно больше таких слов, но не более 7-ми (семи). Какой(-ие) общий(-е) признак(-и) есть у названных вами слов?
|
||||||||||||||||||||||||||||
|