|
|||
Искусство чтецаНа урок литературы учительница Елена Гавриловна пришла со своим маленьким сыном Женечкой: дома не с кем было оставить. — Сиди тихо! Можешь порисовать, — Елена Гавриловна положила перед малышом блокнот, фломастеры и обратилась к нам: — Друзья! К сегодняшнему уроку вы подготовили стихи о природе. Прошу вас читать выразительно, с чувством, чтобы стихи произвели должное впечатление — в этом заключается искусство чтеца. Кто начнёт? Есть желающие? — Я желающая! — вызвалась Алиса Трякилева. — Замечательно! Выходи к доске. — Фёдор Иванович Тютчев! «Весенняя гроза»! — громко и отчётливо, как настоящий чтец, объявила Алиска. А потом вдруг стала читать тихотихо, на одной ноте и совсем без пауз: «Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом…» К концу стихотворения Алиску почти совсем не было слышно. Ну прямо мышка пищит, а не чтец выступает! Мы чуть не заснули. — Алиса, такое чтение никаких эмоций не вызывает. Кроме желания узнать, что стряслось с твоим голосом, — покачала головой Елена Гавриловна. — Никого ты не убедила, что любишь весеннюю грозу. — А я и не люблю её! — у Алиски снова прорезался задорный голосок. — Промокнешь насквозь, и всё! Или вообще молнией ударит, если спрячешься от дождя под одиноким деревом! — Но поэт-то восхищался грозой, — возразила Елена Гавриловна. — А настоящий чтец доносит до слушателей чувства поэта во всей полноте. Садись и не забывай брать зонт, когда идёт дождь. Алиска направилась к своей парте, а маленький Женечка мигом нарисовал на листочке зонтик и сунул ей в руку. — Кто следующий? — спросила Елена Гавриловна и тут же сама предложила: — Давайте послушаем Костю Зябликова. Представь себе, Зябликов, что ты — артист. Читай так, чтоб за душу брало! Зябликов пожал плечами и пошёл к доске. А я подумал: «Ну какой из Костика чтец! Его даже на переменке еле слышно! Снова мышка сейчас запищит или комар». И действительно Зябликов застенчиво прошептал: — Александр Сергеевич Пушкин. «Зимний вечер». Потом он зажмурился, наверное, чтоб войти в образ чтеца, сцепил пальцы в замок и ка-а-ак затянет громко и заунывно: Бу-у-уря мгло-о-ою небо кроет, Ви-и-хри снежные крутя… При каждом ударном слоге Зябликов приподнимался на цыпочки и раскачивался. То, как зверь, она заво-о-ет… И Зябликов зловеще завыл: «У-у-у! » — в точности как собака Баскервилей на болоте из «Приключений Шерлока Холмса». То заплачет, как дитя… И Зябликов захныкал: «Уа-уа-уа! » Мы хохотали как сумасшедшие. А Костик, не обращая ни на кого внимания, — вот что значит перевоплотился! — продолжал: То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит… Зябликов выхватил из кармана газету и с остервенением зашуршал ею, приговаривая: «Шур-шур-шур». То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит… И Зябликов бешено заколотил по доске. Мы тоже начали барабанить по партам в знак солидарности с Зябликовым и, конечно, с А. С. Пушкиным. Маленький Женечка не отставал. Он хохотал и стучал вместе со всеми. — Прекратите безобразничать! — тоже ударила по столу Елена Гавриловна. — Зябликов, ты вызываешь совершенно не те эмоции! Настроение поэта нужно передавать! И без всяких спецэффектов! Костик моментально вышел из образа чтеца и тихо вернулся на своё место. — Я передам настроение поэта! — вскинула руку Людка Пустякова. — Можно? — Попробуй, — кивнула Елена Гавриловна. — Иди сюда. — Аполлон Николаевич Майков. «Весна»! — Людка грозно сдвинула брови, шагнула к учительскому столу и ка-а-ак заорёт, сверкая глазами и потрясая кулаками прямо перед носом у Елены Гавриловны: Уходи, Зима седая! Уж красавицы Весны Колесница золотая Мчится с горной вышины… Тут маленький Женечка вскочил со стула и тоже заорал: — Не смей кричать на мою маму! А то врежу! Он подбежал к Людке и встал в боксёрскую стойку. Людка даже попятилась. Мы снова захохотали и зааплодировали. — Не волнуйся, сынок. Всё в порядке! — успокоила малыша Елена Гавриловна. — А ты, Люда, явно перестаралась — ребёнка напугала. Аполлон Николаевич, безусловно, прогонял зиму. Но уж конечно, не так яростно! Всё хорошо в меру. Даже самые правильные эмоции! Прозвенел звонок. Урок закончился. — К следующему занятию подготовьте, пожалуйста, рассказы по своему выбору, — сказала учительница. А я подумал: «Занятная штука — искусство чтеца. Выучу-ка я отрывок из „Вия“ Гоголя. Очень страшная повесть! Ух, как завтра прочитаю! Весь класс дрожать и рыдать будет. Во главе с Еленой Гавриловной! »
|
|||
|