Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект урока. Основное содержание урока



Конспект урока

   Много веков тому назад Британские острова населяли кельты. Кельтские музыканты назывались бардами. Под аккомпанемент арфы они нараспев исполняли легенды и баллады о народных героях.

Арфа изображена на гербе Ирландии. Музыкальный символ Шотландии – волынка. Под её аккомпанемент исполнялись народные песни и танцы.

Профессиональные композиторы Великобритании – Генри Пёрселл и Бенджамин Бриттен.

 

Основное содержание урока

Истоки музыкальных традиций Великобритании восходят к тем временам, когда Британские острова населяли кельтские племена. Остатки кельтской культуры археологи находят на территории почти всей современной Европы. Но именно на Британских островах её влияние сохраняется до сих пор.

Находки учёных в древних курганах и поселениях свидетельствуют о том, что музыка играла в жизни кельтов важную роль. Звучание рогов, труб сопровождало и весёлые пиры, и военные походы кельтов. О героических сражениях и славных героях рассказывали профессиональные поэты и певцы - барды.

Это слово – БАРД – впоследствии сохранилось и в Средневековье. Дошло оно и до наших дней. Сейчас бардами называют тех, кто сам сочиняет и слова, и музыку своих песен и сам исполняет их в сопровождении какого-либо музыкального инструмента.

О чём же пели кельтские барды? - О легендарной Боудикке, возглавившей восстание народа против войск Римской империи. О мудром и справедливом короле Артуре и его городе Камелоте; о рыцарях круглого стола и их подвигах…. Героем многих песен и преданий стал и Робин Гуд – благородный разбойник, который грабил богатых и отдавал их деньги беднякам.

Самих кельтских бардов нередко изображали с арфой в руках. Этот инструмент, конечно, отличался от современной арфы. Но техника игры на нём была очень похожа. В современном мире возрождается интерес к кельтской арфе. Для многих слушателей её звук кажется волшебным отголоском древних легенд и преданий.

Арфа была очень распространена на Британских островах. На гербе одного из государств, расположенных здесь – Ирландии – даже изображена кельтская арфа. В состав же самой Великобритании входит Северная Ирландия, а также Шотландия, Уэльс и Англия. Поэтому полное название страны звучит так: Соединённое Королевство Великобрита́ нии и Се́ верной Ирла́ ндии. А на гербе Великобритании рядом с ирландской арфой соседствуют символы Англии, Уэльса и Шотландии.

Многие музыкальные традиции народов, населяющих Великобританию, похожи друг на друга. Но существуют и яркие черты, сохранившие печать самобытной культуры каждого из этих частей современной Великобритании. Так, национальным музыкальным символом Шотландии по праву считается волынка. А в Уэльсе по-прежнему жив валлийский язык и валлиийские песни, которые современные исполнители также бережно сохраняют и записывают.

Британские острова со всех сторон окружены морями. «Морская тема» звучит во многих народных песнях. Девушки ждут моряков на берегу и поют песни о своих любимых. Моряки поют о родном доме, о приключениях и далёких странах. А ещё – помогают себе песнями в нелегкой матросской работе. Песни моряков – шанти – заметный пласт британского фольклора. Любопытно, что для каждого вида корабельных работ существовали свои мелодии. Управление парусами, перетаскивание канатов, подъем якоря и другие работы требовали объединённых усилий команды. И песенный ритм подсказывал, в какой момент матросы должны сделать рывок все вместе.

На берегу сельские жители пели песни о своём крестьянском труде – в поле, на пастбище или на мельнице. После работы – танцевали незамысловатые деревенские танцы.

Совсем другая музыка звучала во дворцах и замках аристократии. Законодателем мод в этих вопросах, конечно же, был королевский двор. Особенно плодотворное влияние на развитие английской культуры оказала королева Елизавета I, которая правила государством во второй половине XVI века. Это время называют «золотым веком» Англии. Подлинного расцвета в эту эпоху достигли музыка, литература, и, конечно, театр.

Имя английского драматурга Уильяма Шекспира сегодня возглавляет список имён величайших поэтов всех времен и народов. «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь» и другие его сочинения несколько веков подряд вдохновляют художников и скульпторов, режиссеров и музыкантов на создание новых произведений искусства.

Одним из таких музыкантов был английский композитор Генри Пёрселл. Он родился в семье профессиональных музыкантов. Учился в придворной капелле, а став взрослым – служил органистом знаменитого Вестминстерского аббатства и личным клавесинистом короля…

Генри Пёрселл создал множество духовных песнопений, оды и гимны для торжественных королевских церемоний. Но самой яркой страницей его творчества является музыка для театра. Правда, единственным спектаклем, на всём протяжении которого звучит музыка, стала опера «Дидона и Эней». Остальные театральные произведения Генри Пёрселла относятся к жанру семи-оперы. Это слово можно перевести как «полу-опера». В таких сочинениях оперные арии и ансамбли сочетаются с разговорными диалогами, оркестровыми номерами и танцами. В таком жанре композитором было создано несколько десятков музыкальных произведений, в том числе «Король Артур» - на сюжет, повествующий о любимом персонаже английского фольклора. Несколько семи-опер создал Пёрселл по мотивам пьес Уильяма Шекспира, в том числе и знаменитую «Королеву фей». В основе либретто «Королевы фей» - лежит пьеса Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». С сюжетом этой семи-оперы Вы можете познакомиться в дополнительных материалах урока.

Генри Пёрселла называли «Британским Орфеем», сравнивая с мифологическим певцом Древней Греции. Его гений вознёсся так высоко, что в течение двухсот лет никто из английских композиторов не мог встать с ним в один ряд.

И лишь в начале XX века появился талант, по силе и масштабу дарования не уступавший своему великому предшественнику. Бенджамин Бриттен – современник Дмитрия Шостаковича. И он также стал свидетелем трагических событий ХХ века. Памяти четырех друзей композитора, погибших во Второй мировой войне, посвятил он «Военный реквием». В этом произведении он сумел передать и ужас смерти, и отчаянную молитву, и тихий покой примирения врагов на том свете…

Бриттен высоко ценил талант Дмитрия Шостаковича. Шостакович также считал Бриттена подлинным мастером симфонического жанра и даже посвятил ему свою предпоследнюю, четырнадцатую симфонию. Бриттен действительно был большим знатоком оркестровых красок. Подтверждением тому является его сочинение с оригинальным названием «Путеводитель по оркестру для юношества». Созданное на основе темы Генри Пёрселла оно ярко показывает возможности всех инструментов симфонического оркестра. Регистр и характер звучания каждого инструмента, типичные приемы звукоизвлечения и жанры …. Это произведение Бриттена по праву считается настоящей энциклопедией симфонического оркестра.

   
   

Подпишите названия следующих музыкальных инструментов:

 

 * выделенное желтым цветом конспектируем в тетрадь + пишем в тетрадь названия инструментов, изображенных на этих картинках: 1..... 2..... 3.....



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.