|
|||
Александр ЗакушнякАлександр Закушняк Основоположником нового жанра художественного рассказывания[именно рассказывания, а не чтения. Декламации. Театральной инсценировки чьего-либо произведения] был выдающийся артист Александр Яковлевич Закушняк [1879-1930] Молодым рассказчикам 1. Рассказывая рассказ прежнего автора, самому рассказчику необходимо быть человеком сегодняшнего дня. 2. Основная разница между актером театра и рассказчиком – в том, что театральному актеру. Играя Лапкина[ «Злой мальчик» Чехова ], надо перевоплощаться в этого Лапкина, а рассказчику необходимо Лапкина показать. Лапкин, например, объясняется в любви. Актер театра должен это делать в качестве самого Лапкина, а рассказчик, словно «подсматривая за Лапкиным, показывает, как этот Лапкин объясняется в любви: смешно. Трогательно или грубо (это зависит от отношения рассказчика к действующему лицу). Актер театра, играя толстого человека. Сам должен быть толстым, а рассказчик. Рассказывая о толстом человеке. Может быть худым. Играя хохочущего человека, актер театра действительно должен хохотать, а рассказчик может сказать «Он страшно хохотал» (без хохота) и будет очень смешно. Актер театра. Играя человека. Который очень быстро говорит, и сам должен говорить очень быстро, а рассказчик может показать быстро говорящего человека именно замедленным, с большими паузами темпом и достичь полного впечатления большой поспешности речи. Актер театра. Играя мальчика. Старика и т. п., дает именно этого и только этого мальчика, старика и т. п., а рассказчик, показывая мальчика или старика, должен в этом образе давать то детское или то старческое, что свойственно всем детям, всем старикам. Рассказчику надо творить образ ребенка, старика и т. д. в воображении слушателя. Слушатель должен заинтересоваться и представит себе этого ребенка или старика. 3. У рассказчика нет помощников(грим, костюм, декорации, партнеры и т. п. ), он должен все изобразить собой- всю внешнюю и внутреннюю обстановку. 4. Один и тот же рассказ у пяти талантливых рассказчиков получает пять разных трактовок, так как у каждого из них будет ко всему свое отношение. 5. В отношении рассказчика к действующему лицу и ко всему, что происходит в рассказе, -вся соль искусства рассказывания (отсюда родится интонация). 6. Отношение рассказчика к показываемым им действующим лицам и положениям необходимо утверждать четко и определенно. Например: «И, однако, непоколебимая в своем экзальтированном упорстве, она наотрез отказывалась принять его, узнать его имя, говорить с ним» («В дороге» Мопассана). Выгодно взять для этого куска такое отношение рассказчика: «Подумайте только, какая чудачка! » 7. Рассказчик может особенно любить какое –нибудь действующее лицо. 8. Надо четко разграничивать два положения. Первое: «Я- рассказчик, и это я рассказываю публике». второе: «Я – рассказчик, и я рассказываю за рассказчика, фигурирующего в этом рассказе». 9. Надо вести психологическую линию в рассказе, а не только сюжетную. 10. Рассказчик должен все время наблюдать за действующими лицами; что и как они делают и с каким отношением. Например: «Стоя на крыльце, он увидел Надю» («Невеста» Чехова. Как он, Саша относится к Наде? От этого зависит и как будет произнесено слово «увидел» и вообще вся фраза. Почему Надя любила жениха, почему она разлюбила его. Как она относится к Саше? Все это надо абсолютно точно знать рассказчику. Раз жених Наде не нравится, это должно ощущаться все время. 11. Как найти юмор? Относиться подсмеиваясь. Например: «После венчания не было даже легкой закуски» («Анна на шее» Чехова], то есть «Что же это за свадьба? ». 12. Надо знать, как САМ рассказчик (действующее лицо) чувствует себя, рассказывая какую-нибудь историю. Например. В разговоре с любовницей о возвращении мужа(«Мужики» Чехова): считает ли себя этот рассказчик правым или виноватым? Хочет ли оправдаться и в чем - либо убедить? И в то же время: как его оценивает сам артист? Это надо точно решить и показать. 13. Надо давать самочувствие и положение рассказчика в тот момент, когда происходило то. О чем он теперь рассказывает. 14. необходимо общение с тем, кому в рассказе действующее лицо рассказывает. Так же как и самому артисту-рассказчику – необходимо общение с публикой, которой он рассказывает. 15. Перед тем как начать рассказывать, надо «собрать» публику. Очень важно это ощущение: «Я начинаю». , 16. Начиная рассказывать, надо, чтобы установка была такой: «Какой интересный рассказ я сейчас прочту вам». 17. Хорошо, если будешь чувствовать- хотя бы вообразив его, - что в публике есть человек, который очень хорошо слушает и очень хорошо все понимает. 18. Надо уметь заинтересовать публику, «держать секрет». Например, читая «В дороге» Мопассана: «Он опустился на колени…»( ну а дальше что? ), «…собрал золото…»( ну, ну! Что же дальше? ). 19. Действующие лица надо как бы ПРЕДСТАВЛЯТЬ публике: технически- надо их имена и фамилии произносить выделяя. Громче. Отчетливее. 20. Чтобы подчеркнуть, что именно говорится публике, надо сделать движение ( можно сказать какую-нибудь точно кому-нибудь из публики). 21. Кончая одно положение и переходя к другому, надо успокоиться, оставить все и ОПРЕДЕЛЕННО перейти к другому. Нельзя мазать. 22. Если в одном рассказе есть несколько глав. Несколько картин. То каждая должна отделяться от другой ТЕМБРОМ голоса. Начало, середина и конец рассказа, первая и вторая части и т. д… введение и эпилог – это все разные вещи. Каждый раз. Начиная другое положение в рассказе, необходимо менять тембр голоса. 23. Когда в рассказе кто –нибудь появляется впервые, надо решить. Важен он как действующее лицо или не важен. И вообще решить о нем все. Отсюда рождается фантазия. 24. При всех повторных появлениях действующего лица необходимо создать его СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ, соединять. Вести его образ через весь рассказ. 25. Взяв в качестве рассказа определенные краски для какого-либо образа. Тем самым берешь на себя обязательство сохранить эти краски до конца рассказа. Если нет прямой речи, а есть что-то. Относящееся к данному образу. Краски должны быть все те же, характерные для этого персонажа. Но даваться должны они легче. Иногда только намеком [эхо]. 26. Слушатель вместе с самим рассказчиком должен ВИДЕТЬ всю историю. 27. На ритм рассказа важно положить два отношения: 1/отношение действующего лица, рассказывающего историю, и 2/отношение того артиста. Который этот рассказ рассказывает публике. Например; Вот скоро этот Кузька и родился» («Мужики» Чехова]. С каким отношением говорит это действующее лицо рассказа и какое отношение к Кузьке, его рождению у артиста? Какое отношение действующего лица к природе. О которой он рассказывает [так же и как относится к природе сам артист? ]? 28. РИТМОМ разрешается [характеризуется] ее или его [действующего лица]настроение. 29Рекомендуется ломать ритмы. Вдруг сказать одну или несколько фраз кому-то другому. Например: разговор о возвращении мужа в тех же «Мужиках». ГДЕ происходит этот разговор? КАКОЙ забор? КАКОЕ крыльцо? Всю обстановку надо видеть и знать точно. Через “забор” подсматривать до тех пор, пока у автора забора больше не будет. 30. Ритм не должен обкрадывать эмоции. Найдя крепко ритм, надо жить в нем ярко разнообразными эмоциями. 31. Перед всяким эмоциональным действием надо сначала увидеть, ощутить. А уж потом сказать, сделать. 32. Надо давать совершиться действию. Например: ”Приезжий умылся. Помолился…” ит. д. Кроме того. Так как здесь несколько глаголов и каждый выражает особое действие. От этого должен быть и разный тембр в каждом действии. Как он молится? Как он. умывается? Как постилает полость?.. 33. Нельзя забывать того. Что было сказано на первой странице рассказа. Например: ”Дело происходило летом”. Это обязывает навесь рассказ. 34. Необходимо во время рассказа точно знать(видеть) расположение всех действующих лиц: где кто стоит, сидит, лежит, откуда входит куда уходит и т. д. 35. Если действие происходит, к примеру. В цирке («Мексиканец» Лондона) или на вокзале («Анна на шее»), то интонация должна возникнуть от самого еста действия. Надо говорить так, чтобы передавалась атмосфера. Ритмы цирка. Вокзала. 36. Передавая действие. Происходящее в саду. На улице и т. п.. как правило надо говорить громче. Чем в том случае. Когда происходят сцены в доме. 37. Надо знать, ОТКУДА и КУДА говорит действующее лицо. Например: «Здравствуйте, Иван Кузьмич» («Дочь Альбиона» Чехова] говорится с крутого берега – вниз. Значит, и самый звук голоса должен быть соответствующим. Сидя действующее лицо говорит иначе, чем стоя. Зимой - иначе, чем летом. 38. Когда говорит толпа надо её показать разными тембрами голоса. 39. Огромное значение в искусстве рассказывания имеют ПАУЗЫ. Необходимо выучиться их держать и владеть ими. 40. Интонации зависят друг от друга. Как сказал партнер-это очень важно для ответа (услышанная интонация рождает ответную). 41. Выгоднее вести речь на глаголах (они выражают движение). Произнося глаголы (например: «Они опустились, уселись…» и т. п. -«Злой мальчик Чехова»), надо передавать ТЕМП этих поступков. 42. Глаголы для выражения эмоции (например: «Поликей растирал лекарство»- в «Поликуше» Л. Н. Толстого) надо ВЫДЕЛЯТЬ и, ощущая каждую букву, передавать интонацией само действие (изобразительно). 43. Необходимо ощущать пространство сценической площадки. 44. Действующих лиц рассказа выгодно помещать вправо и влево от себя. почти наравне с первым рядом зрителей. Не держать мелких профилей. Боком можно становиться только в редком случае. 45. Все буквы в словедолжны «играть». Буква-помощник интонации. 46. Чем быстрее произносятся слова, тем важнее артикуляция. 47. Надо давать выпуклость, скульптурность в рассказе. 48. Места, произносящиеся как ДОКЛАД, говорятся громко, отчетливо. Иногда крикливо. 49. Если какое-нибудь место в рассказе никак не выходит. Можно в крайнем случае прибегнуть к техническому приему: неудающееся место говорить как доклад. 50. Кто родил слова, тот их правильно дал; он их пережил, и потому они эмоционально несут в себе то состояние, которое их родило. 51. Работая, можно пропускать. Переставлять или менять некоторые слова и фразы. Можно добавлять восклицания и т. п. Важно добиться правильного самочувствия, а потом уже можно очистить текст. Уточнить. 52. И снова: всегда помните, что. Рассказывая рассказ прежнего автора, самому рассказчику необходимо быть человеком СЕГОДНЯШНЕГО дня.
|
|||
|