Ход урока. Подведем итог.
Ребята, внимательно читайте в теч. недели, а главное слушайте. Ответы на задания присылать не надо. Работаем в тетрадях, проверим на следующем уроке. УДАЧИ!
Ход урока
Послушай
«Хоральная прелюдия фа минор» И. С. Баха
https: //youtu. be/yFbg6w0CpjA)
ЗАДАНИЕ 1: посмотри отрывок из фильма и послушай финал Шестой симфонии П. И. Чайковского. Письменный ответ запиши в тетради, он может начинаться так: «Я думаю……. » или
«Мне кажется………»
| Подумай, о чем хочется вспоминать, размышлять под такую музыку?
Что же это за вечные вопросы жизни? Сегодня, как и вчера, как и во все времена, люди задаются вопросами: Кто мы и что мы такое? Откуда мы происходим? Куда мы идем? Это - прежде всего такие вселенские и природные начала, как хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть, свет и тьма, огонь и вода и т. п. Все это составляет круг вечных тем искусства: жизнь и смерть, любовь, человек и его судьба...
Это волнует всех и всегда. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия.
Эти мысли приходят в голову и совсем юным людям, об этом стихи и проза, драмы и трагедии, произведения музыкального и изобразительного искусства.
Гениальные русский кардиолог Сергей Сергеевич Юдин в своей книге «Размышления хирурга» писал, что перед каждой сложной операцией он непременно проигрывал в уме финал последней Шестой симфонии
П. И. Чайковского (ссылка - https: //youtu. be/qT1kV-3I4Mg )
В этой музыке композитор сумел передать насколько прекрасна жизнь и какой величайшей трагедией является человеческая смерть. Зачем он это делал? (попробуй ответить и ты)
| ЗАДАНИЕ 2: (Работа с учебником стр. 96 – 98 ).
Выписать и прочесть определение, что же такое «Вечные темы в искусстве и в жизни» (коротко).
| Какую цель мы можем поставить себе на сегодняшнем уроке?
Согласны ли вы с предложенными?
1. Выяснить какие темы в искусстве и жизни называют Вечными.
2. Найти примеры музыкальных произведений по теме урока
3. Научиться анализировать и синтезировать услышанные примеры
Ребята, как вы думаете, нужно ли человеку задумываться над Вечными проблемами бытия?
| ЗАДАНИЕ 3: Заполнить таблицу: пройди по ссылкам, прослушай фрагменты, подумай и запиши ответы в пустые ячейки.
Вечные вопросы жизни: (подбери и вставь в ячейки)мироздание и Бог, жизнь и смерть, одиночество, добро и зло, любовь и ненависть.
Композитор
| Произведение
| Жанр
| Вечные вопросы жизни
| Иоганн
Себастьян
Бах
| Хоральная прелюдия Фа минор
(https: //youtu. be/yFbg6w0CpjA)
| полифоническое произведение
| запиши
| Вольфганг
Амадей
Моцарт
| Лакримозаиз «Реквиема»
( https: //youtu. be/TByw_6AX2Gg)
| Заупокойная месса
| запиши
| Людвиг ван Бетховен
| Соната № 14
( https: //youtu. be/IYcHb0q4ExU)
| запиши
| одиночество
| Миаил
Иванович
Глинка
| Марш Черномора
(https: //yandex. ru/video/preview/1656716756051797218)
| сцена из оперы «Руслан и Людмила»
| запиши
| Никколо
Паганини
| Каприс № 24
( https: //youtu. be/ccVx5D1PXM4)
| инструментальная пьеса
| добро и зло
| Петр
Ильич
Чайковский
| увертюра «Ромео и Джульетта»
(https: //yandex. ru/video/preview/12405514880375780474)
| запиши
| запиши
| Петр
Ильич
Чайковский
| Финализ симфонии №6
(https: //youtu. be/qT1kV-3I4Mg)
| запиши
| жизнь и смерть
| Дмитрий
Шостакович
| Тема НашествияизСимфонии № 7 (Ленинрадской)
(https: //yandex. ru/video/preview/992274847105102364)
| запиши
| запиши
| ЗАДАНИЕ 4: Подумай, какому произведению из таблицы принадлежит эта
схема-описание?
Мелодия - жесткая, механистичная
Лад- мажор
Ритм-марш
Темп - средний, подвижный
Тембр – вариации тембров: барабаны, деревянные, медные, струнные
Динамика - нарастает от тихого к громкому.
Регистр - увеличивается
Интонация - уверенная, воинственная.
Запиши ответ: (Автор, произведение)
|
Подведем итог.
К вечным, непреходящим темам обращались и другие композиторы: Шопен, Лист, Рахманинов.
Когда мы слушаем мессы Баха, симфонии Моцарта, оперы Глинки, мы можем попытаться найти ответы на вечные вопросы.
Согласен ли ты с выводом? (прочти и перескажи мысль своими словами)
- В музыке, как и в жизни, есть вечные темы, такие как добро и зло, борьба светлых и темных сил.
- Классическая музыка помогает нам не только разбудить в себе самые прекрасные стороны нашей души, но и подумать о ее темных, скрытых от посторонних глаз качествах.
- Жизнь, смерть и бессмертие, добро и зло, открытость и зависть, щедрость и скупость - вечные вопросы человеческого существования, духовной культуры человечества, отраженные в произведениях литературы, живописи и музыки. И, если человек желает осознанно проходить свой путь, следует обращаться к опыту наших предков, изучать его, чтобы иметь возможность избегать разрушительных ошибок в своем времени бытия.
| ЗАДАНИЕ 4: послушай «Ave, Mаria» Франца Шуберта.
(https: //youtu. be/WjrkUPREddU)
| Вот еще один пример вечной темы в жизни любого человека. Она воплотилась в картинах великих художников, скульптурах, стихах и, конечно, в музыке. Эта музыка рассказывает о великой материнской любви, которая нужна каждому человеку. Поэтому эта музыка всегда будет волновать людей.
|
|