В боях за Заполярье
22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут, без объявления войны немцы перешли границу СССР. На земле и в воздухе в первый день немцы, пользуясь преимуществом внезапности, уничтожили около 1200 наших самолетов, полностью захватив господство в небе. Началась тяжелейшая для нашей страны война, которая принесла неисчислимые потери в людях. В России говоря о Великой Отечественной войне, вспоминают поражения 1941-1942 годов, Битву под Москвой, блокаду Ленинграда, сражение за Сталинград, Северный Кавказ, Огненную дугу и ряд других знаменитых операций. Но мало что могут сказать о войне на Кольском Севере. Кольский полуостров занимал большое место в агрессивных планах немецкого военно-политического командования. Во-первых, Берлин интересовал город Мурманск – незамерзающий порт, база Северного флота СССР. Кроме того, Мурманский порт с основной частью страны соединяла Кировская железная дорога, это давало возможность получать грузы военного характера и быстро доставлять их в Центральную Россию. Поэтому, немцы планировали захватить порт и перерезать железную дорогу в кратчайшие сроки. Во-вторых, Гитлера привлекали богатые природные богатства Кольской земли, и особенно месторождения никеля – металла, очень необходимого для германского военно-промышленного комплекса и экономик союзников Германии. В-третьих, эти земли интересовали финскую элиту, по их планам Кольский полуостров должен был стать частью «Великой Финляндии». Великая война в Заполярье началась в ночь с 22 июня 1941 года с массированных авиационных налётов на города, населённые пункты, промышленные объекты, погранзаставы и военно-морские базы. 28-29 июня 1941 года начались активные боевые действия на Мурманском направлении (главный удар). Немецкие силы наступали через Титовку, Ура-Губу к Полярному (главная база Северного флота) и Мурманску. Гитлеровцы планировали захватить базы Северного флота, блокировать и захватить Мурманск, а затем выйти к побережью Белого моря и занять Архангельск. Свою положительную роль сыграли и десанты морской пехоты Северного флота - удары во фланг противнику были нанесены 7 и 14 июля. К осени 1941 года стало понятно, что план молниеносной войны в Арктике сорван. В жестоких оборонительных боях, проявляя мужество и стойкость, советские пограничники, моряки Северного флота обескровили наступающие подразделения врага и заставили немцев взять паузу и перейти к обороне. Немецкому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Несмотря на отдельные начальные успехи, немецким войскам не удалось выйти к Мурманской железной дороге ни на одном участке, а также захватить базы Северного флота, выйти к Мурманску и захватить его.
Огромную помощь соединениям Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР оказали жители Мурманской области. Уже в первый день Великой войны в Мурманской области было введено военное положение, в военных комиссариатах начали мобилизацию военнообязанных, и военкоматы поступило до 3, 5 тыс. заявлений от добровольцев. Всего фронт ушел каждый шестой житель области - более 50 тыс. человек. Летом 1942 года по инициативе обкома партии в области были образованы партизанские отряды «Большевик Заполярья» и «Советский Мурман». Во время рейдов мурманские партизаны нападали на вражеские гарнизоны, нарушали линии связи и коммуникации, проводили разведывательно-диверсионную деятельность, захватывали пленных. Несколько партизанских отрядов также действовали и на Кандалакшском направлении. Примерно 30 тыс. человек мобилизовали на военно-строительные работы. Эти люди на подступах к Мурманску и Кандалакше создали несколько оборонительных линий. С участием гражданского населения велось массовое строительство окопов, щелей, бомбоубежищ. С конца июня 1941 года из области началась массовая эвакуация гражданского населения и промышленного оборудования. Первоначально её осуществляли с помощью железнодорожного транспорта, затем с помощью кораблей и судов – везли в Архангельск. Вывозили детей, женщин, стариков, запасы стратегического сырья, оборудование. Оставшиеся в области женщины, подростки и старики, заменили на производстве ушедших на фронт мужчин. Они осваивали на различных курсах новые профессии, выполняли нормы не только здоровых мужчин, но и ставили рекорды. Рабочий день на предприятиях вырос до 10, 12 часов, а иногда и 14 часов. Рыбаки уже осенью 1941 года возобновили промысел, добывая необходимую для фронта и тыла рыбу в боевых условиях (их могли атаковать вражеские самолёты, субмарины). Хотя сама область и испытывала нехватку продовольствия, но всё же несколько эшелонов с рыбой смогли отправить блокадному Ленинграду. Для того чтобы улучшить продовольственное снабжение населения Мурманской области при промышленных предприятиях были созданы подсобные хозяйства, людьми возделывались огороды. Был организован сбор ягод и грибов, лекарственных трав, хвои. Бригады охотников занимались добычей дичи - лосей, диких оленей, птицы. На внутренних водоемах Кольского полуострова был организован лов озерной и речной рыбы. И всё это делалось в самых тяжёлых условиях прифронтовой зоны, населённые пункты подвергались постоянным ударам с воздуха. Так с лета 1942 года Мурманск подвергался жестоким бомбардировкам, только 18 июня немецкие самолёты сбросили 12 тыс. бомб, огонь уничтожил в городе больше 600 деревянных зданий. Всего с 1941 по 1944 год на главный город области было совершено 792 налета немецких ВВС... В Мурманске было разрушено и сожжено более 1500 домов (три четверти всего жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий. Немецкая авиация регулярно наносила удары по Кировской железной дороге. По количеству и плотности нанесенных по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду. В результате немецких бомбардировок было уничтожено три четверти города. Дорог в Заполярье в то время было мало, да и те плохие. Снежной зимой для обычного транспорта они становились непроходимыми. Но бойцам на фронте нужны были боеприпасы и продукты, самолетам и кораблям – топливо. А с поля боя нужно было увозить раненых. Тут на помощь пришли олени, которые могли и по бездорожью пройти, и в снегу не проваливались. Легкая упряжка мчится по крепкому насту со скоростью 50-80 километров в час, как машина. Северный олень в тундре корм сам найдет и никогда не нарушит тишину – даже раненный не издаст ни звука, и по сугробам может пройти за сутки 250 км.
Война в Заполярье - это морозы и метели, бездорожье и сугробы, огонь врага и бомбежки, под которыми гибли люди и олени. Им приходилось сутками на вражеской территории в опасной обстановке ждать возращения разведчиков с боевого задания, по несколько дней искать в тундре, чтобы спасти от смерти наших летчиков, прыгнувших на парашютах со сбитых немцами самолетов. Однажды оленевод Хатанзей переправлял через линию фронта боеприпасы и снаряжение партизанам. «Райда» - так называется несколько оленных упряжек для перевозки грузов, сцепленных между собой. Немцы обнаружили райду и открыли огонь. 12 оленей упали, сраженные пулеметными очередями. Что делать? Находчивый оленевод не растерялся, быстро обрезал постромки у убитых оленей, и райда продолжила путь. Ценный груз был доставлен на фронт вовремя. Последняя военная операция на Кольском Севере в октябре 1943 года называлась Петсамо-Киркенесской. В ходе неё наша область была освобождена от немецких войск.
|