Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тайны имеют градацию по степени секретности. Так, Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 О государственной тайне (с последующими изменениями.



Лекция

 

Сегодня невозможно представить себе жизнь современного общества без информационных ресурсов.

Само определение информации вызывает сегодня большие споры. У разных авторов мы можем найти различные толкования этого термина. Вероятно, было бы ошибкой отметать устоявшиеся понятия и отдавать приоритет лишь какому-то одному из них. Определения информации имеют ассимилированный характер т. е. все они несут отпечаток той области знаний, где сформулировано это определение. Российское законодательство определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Возрастание роли информации практически во всех областях жизнедеятельности обусловлено многими факторами и, прежде всего, формированием информационного сектора экономики. Затраты на сбор, хранение, обработку и поиск информации на сегодняшний момент превосходят затраты в области энергетики. В настоящее время большими темпами развивается электронный документооборот. Соотношение электронных и бумажных документов достигло след. цифр 15-17% к 83-85%, здесь видно значительное….., однако цифры 15-17 уменьшаться не будут….. Медведев….

Особое значение для России имеет проблема электронизации национальных библиотек, различных БД, решение которой явится существенным вкладом в активизацию информационных ресурсов страны.  

Самый крупный ИР России сосредоточен в ВИНИТИ: объем машинного ретрофонда реферативной информации составляет 16 млн. документов.

По данным Миннауки РФ ежегодный прирост информационных массивов составляет 11-12%.

Для управления таким специфическим сектором экономики нужна хорошо проработанная правовая база. И она была создана….. Лист с законом….. Для правильного понятия…. Рассмотрим часто встречающиеся стандартные ситуации…их 10…. Обсуждение основанное на ежедневном опыте - не пытаться подвести закон…..

Отдать старосте примеры адм. и уголовных дел в области информации и классификацию Интерпола.

 

ИР могут быть определены как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Уровень «живого знания» в каждой стране определяется историческим наследием, уровнем образования, профессиональной квалификации и т. д.

С живым знанием как национальным богатством связана известная проблема «утечки мозгов» из России. Наиболее «выездной» возраст 31-45 лет. По прогнозам Комиссии Совета Европы по образованию, убытки России от этого процесса могут достигнуть 50-60 млрд. $ в год.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

 

 

В перспективе все информационные ресурсы будут обобществлены. Информация принадлежит всем - этот принцип уже узаконен ЮНЕСКО. Однако, отдавая «свою» информацию (знание) обществу, каждый должен получить компенсацию за труд, затраченный на ее получение. Неразработанность механизмов реализации права на интеллектуальную собственность существенным образом сдерживает развитие национальных информационных ресурсов.

Для потребителей информации важно иметь справочно-навигационную службу в мире информационных товаров и услуг. Эту задачу решает НТЦ «Информрегистр», создавая электронный каталог отечественных баз и банков данных, в котором к настоящему времени находится более 10 тыс. сведений о БД и их владельцах.

В России насчитывается до 30 тыс. БД, содержащих сотни гигабайт информации. Однако, баз данных, доступных для широкого круга пользователей, насчитывается лишь около 3 тыс.

Качество БД, в частности достоверность содержащейся в них информации, во многом определяется оперативностью их актуализации. Однако, 15% БД обновляются ежегодно, примерно 11% - ежеквартально, 13% - ежемесячно, около 7% - ежедневно. Окупить созданные базы данных возможно лишь при многократном тиражировании и многоаспектном использовании, так как стоимость создания и ведения, например, документальной базы данных в расчете на один документ лежит в пределах 40-200 $.

Лидером подготовки БД, доступных на мировом рынке, являются США (более 5 тыс. БД в год). К странам, в которых подготавливается более 100 БД в год, относятся Россия, Великобритания (641), Канада (480), Австралия (182), Франция (288), Германия (342), Япония (153). БД, доступные на мировом рынке, представлены на 29 языках мира.

Защите подлежат:

- информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к служебной информации ограниченного распространения (служебной тайне), и другой конфиденциальной информации;

- информационные ресурсы, содержащие важную информацию с точки зрения ее коммерческой ценности и влияния на управленческую и хозяйственную деятельность;

- средства вычислительной техники, информационно - вычислительные комплексы, сети и системы, операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение, автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных, технические средства звукозаписи, звукоусиления, звуковоспроизведения, переговорные и телевизионные устройства, средства изготовления, тиражирования документов и другие технические средства обработки графической, смысловой и буквенно-цифровой информации, входящей в состав информационных ресурсов;

- технические средства и системы, не обрабатывающие защищаемую информацию, но размещенные в помещениях, где обрабатывается (циркулирует) конфиденциальная информация, а также сами помещения, предназначенные для ведения переговоров, раскрывающих содержание этих ресурсов (конфиденциальных переговоров).

 

Расширенная структура информационного законодательства отражает как его реальное состояние, так и соображения по развитию этого законодательства в направлении постепенного перехода к кодифицированному акту в информационной сфере - Информационному кодексу РФ.

Эту структуру можно представить следующим образом:

1. Информационно-правовые нормы международных актов.

2. Конституция Российской Федерации (конституционные информационно-правовые нормы).

3. Акты отрасли информационного законодательства:

- законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

- законодательство о гражданском обороте информации;

- законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);

- законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

- законодательство об информационной безопасности;

- законодательство об интеллектуальной собственности;

- законодательство о средствах массовой информации;

- законодательство о библиотечном деле;

- законодательство об архивном фонде и архивах;

- законодательство о государственной тайне;

- законодательство о коммерческой тайне;

- законодательство о персональных данных.

4. Отрасли законодательства РФ, акты которых включают отдельные информационно-правовые нормы:

- конституционное и административное законодательство (в части закрепления информационных прав и свобод и установления компетенции государственных структур по формированию информационных ресурсов и предоставлению информации из них потребителям информации);

- гражданское законодательство (в части учета особенностей информации как объекта информационного правоотношения);

- законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции (в связи с появлением новых возможностей осуществления предпринимательства в сетях);

- законодательство о труде (в части новых форм и видов трудовой деятельности в информационных сетях);

- законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере (уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность).

Тайны имеют градацию по степени секретности. Так, Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 " О государственной тайне" (с последующими изменениями.

Устанавливает три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности: «Особой важности», «Совершенно секретно» и «Секретно» (ст. 8 указанного закона). Собственником информации могут использоваться также грифы «Конфиденциально» и «Для служебного пользования».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.