Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предмет «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений».



Предмет «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений».

Тема: «Использование новейших аудиовизуальных технологий в структуре сценария театрализованных представлений и праздников».

    Аудиовизуальные технологии чрезвычайно мощный инструмент воздействия на подсознание человека. Сегодня существует множество аудиовизуальных средств, которые внедряются в ТП: звук, свет, лазерное шоу, проекционное шоу, VR - технологии и т. д.

    Но как бы хороши не были эффекты, создаваемые техническими средствами, ничто и никогда не сможет подменить содержание.

    При написании сценария театрализованного представления и праздника мы придумываем образы, художественные и режиссерские приемы, а их воплощение мы чаще всего возлагаем на аудиовизуальные технологии.

    Но площадка будет требовать соответствующих технических возможностей и дополнительного дорогостоящего оборудования.

    Но режиссер должен исходить всегда из своих идейно-художественных задач постановки. Условия сценической площадки и жанр диктуют нам количество видеопроекционных экранов и их размеры.

    В современных постановках режиссеры все чаще используют разного рода экраны, как единственное средство декорационного решения, тем более что их технические возможности позволяют это. Часто такие решения позволяют достичь нужного эффекта еще в большей степени, чем сооружения громоздких декорационных конструкций.

    Например, режиссер открытия Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 году прибег к одному из самых зрелищных средств визуализации. На всю площадку стадиона проецировалась картина заснеженного пола, где мирно обитают местные жители (канадцы). Но в один момент льды на площадке начинают трескаться и расплываться, а актеры, находящиеся на площадке, перепрыгивают с одной льдины на другую, пытаясь спастись. Таким образом режиссер ушел от надобности постройки невообразимых в размере декораций льдин ради 3 минут действия их на площадке.

    Распространена проекция на разного рода здания и архитектурных сооружений. Это называется 3-d mapping.

    В Великом Новгороде, на праздновании 1150-летия, проекция шла на стену Новгородского Кремля. Шли кадры всех периодов Российской истории, которые «видела» эта стена. Режиссер показал за несколько секунд, насколько важен, в историческом плане, Новгородский Кремль и Новгород в общем, не вкладывая в уста ведущих невообразимо длинный и ненужный текст про всю историю Новгорода.

    Иногда использование экранов и проекций, как единственное сценографическое решение.

    В концерте Аниты Цой в КЗ Октябрьский было использовано до 16 проекторов и светодиодный экран на заднике сцены, это создавало иллюзию единого экрана и играло единым сценографическим решением благодаря художникам из трех стран мира, которые управляли этими невероятными светопроекционными шоу.

     

 

    Основным режиссерским методом создания зрелища как мультимедийного продукта является монтаж. Режиссер выстраивает монтажные фразы аудиовизуальной драматургии. Происходит объединение разрозненного набора фрагментов в единый временной, пространственный и смысловой контекст. Визуальная составляющая современного массового зрелища также прошла эволюционный путь. В 1915 это марлевые экраны, на которых отражались разноцветные сполохи во время премьеры спектакля А. Н. Скрябина «Поэма огня» в Карнеги-холл. Сейчас это современные огромные светодиодные и проекционные экраны. Экран становится новым средством художественной выразительности.

Появились позволяющие создавать специальные световые эффекты лазерные и пиротехнические установки, используется компьютерная графика и анимация 3D. Новые технологии позволили авторам массовых зрелищ создавать световые и звуковые сценарии в разных форматах - текстовом и цифровом. Эволюция цвето- и светомузыки проходила по мере развития новых мультимедиа технологий. Синтезирование музыкального и светового материала позволяют авторам зрелищ осуществлять с помощью сложных пространственно-графических световых проекций в сочетании с музыкой. Результатом эволюции стало появление лазерных шоу, водных и электронных феерий.

Современные цифровые, компьютерные технологии и спецэффекты способны создавать совершенно новые реалистические и виртуальные пространства. Особенно это актуально для телевизионных зрелищ и проектов. Появление на телевидении новых способов интерактивного общения вызывает эффект форсирования визуальных и акустических средств эмоционального воздействия на зрителя.

Лазерные эффекты нашли широкое применение в современных массовых музыкальных и театрализованных представлениях. Лазеры способны рисовать различные изображения, от простейших фигур до любых надписей и образов на сцене, стенах и даже на облаках. Трудно представить себе современное шоу и без пиротехнических эффектов. С подобными эффектами (пламяобразующими, искрящимися, цветными), можно особенно ярко подчеркнуть нужный музыкальный эпизод. Компьютерная система управления позволяет точно попасть в любую долю, заполняя пиротехническим эффектом более продолжительные временные отрезки.

 

Дальнейшее развитие технических средств аудиовизуальных представлений будет также основываться на внедрении новейших достижений научно-технического прогресса и современных технологий. В частности, это внедрение средств компьютерной графики, технологий мультимедиа. «Голографическая проекция, технология “прорезания” по цвету (применяемая сейчас в основном в кинематографе и на телевидении), внедрение мобильных технологий с целью создания атмосферы интерактивности, участия в действе каждого зрителя - вот элементы сценографии завтрашнего дня». Уже сейчас возможно осуществить выступление на одной сцене нескольких исполнителей, которые находятся в настоящий момент в разных местах. Современные средства коммуникации это позволяют, в том числе и сеть Интернет.

 

Очевидно, что современному зрителю недостаточно эффектного зрелища, необычных трюков и спецэффектов. Невозможно бесконечно удерживать интерес без яркой художественной идеи. Идеи, воздействующей на его эмоции и воображение. Анализ наиболее успешных мультимедийных массовых зрелищ последнего десятилетия, созданных с помощью самых современных технологий, показывает, что их авторы стараются опираться на реальные явления и события. Одним из ярких примеров такого мультимедийного зрелища стала церемония открытия XXIX Олимпиады в Пекине в 2008 г. на национальном стадионе «Птичье гнездо». Здесь присутствовало сочетание сложнейшего аудиовизуального синтеза с драматургией нового типа. Режиссером-постановщиком является известный китайский кинорежиссер Чжан Имоу. За его шоу наблюдали более 4 млрд телезрителей всего мира.

Начало программы символизировали три восьмерки (восьмой месяц, восьмое число, восемь часов вечера). Оркестр из 2008 музыкантов громким ударом гонга возвестил о начале театрализованного представления. Церемония состояла из двух частей - «Выдающаяся цивилизация» и «Славная эра». В центре арены был развернут свиток, весящий 800 кг, что символизировало важнейшее китайское изобретение - бумагу. Затем зрители увидели сцены, символизирующие строительство Великой китайской стены, изобретение книгопечатания, компаса, фарфора. Действо включало также сюжеты, посвященные китайской опере, живописи, письменности, Великому шелковому пути, изобретению в Китае в VIII в. пороха, впервые использованного для фейерверка. Уникальный визуальный ряд был обеспечен компьютерной графикой, мультипликацией и ЗD-проекциями. Спецэффекты естественно сочетались с движениями сотен тел спортсменов, создающих различные сценические композиции.

Таким образом, на рубеже ХХ-XXI вв. эволюция массовых зрелищ проходила под воздействием активного развития новых аудиовизуальных технологий. В результате активное стремление к синтезу стало основной тенденцией. Поэтому можно сделать вывод, что феномен мультимедиа, ставший основным творческо-технологическим методом создания современного массового зрелища, играет основную роль в развитии жанра.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.