Лабораторная работа №5. Тема: Внешнее строение и особенности передвижения рыбы . Ход работы.
Лабораторная работа №5
Тема: Внешнее строение и особенности передвижения рыбы
Цель: Изучить внешнее строение и способы передвижения рыбы. Оборудование: таблица, презентация «Внешнее строение рыбы».
Ход работы.
1. Внимательно прочитайте информацию о внешнем строении рыб:
Сжатое с боков тело рыб имеет обтекаемую форму, что уменьшает сопротивление воды при их передвижении. В нём можно различить голову, туловище и хвост.
|
| Рыбы имеют конечности - непарные и парные плавники. Непарные - это спинные, хвостовой и анальный (подхвостовой). Снизу по бокам расположены парные плавники (конечности): передние - грудные и задние - брюшные.
|
| Кожа рыб двухслойная, тонкая, слизистая, покрытая костной чешуёй. Чешуя постоянно растёт, и на ней образуются годовые кольца, по ним можно определить возраст рыбы.
Слизь, выделяемая кожными железами рыбы, обеспечивает ей скольжение, уменьшает трение при плавании.
|
| По бокам тела рыбы находятся органы боковой линии -каналы, лежащие в коже под чешуёй, на дне которых расположены чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. При помощи органа боковой линии рыба воспринимает направление течения и давление воды, наличие препятствий, звуковые колебания.
|
| На голове спереди расположен рот, которым рыба захватывает пищу и втягивает воду, необходимую для дыхания. Выше рта расположены ноздри, открывающиеся в органы обоняния, с помощью которых рыба воспринимает запахи веществ, растворённых в воде.
Глаза рыб довольно большие, они имеют плоскую роговицу, шарообразный хрусталик. Век нет. Рыбы видят на близком расстоянии и различают цвета.
|
Органы слуха (внутреннее ухо) расположены по бокам головы внутри черепа.
Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела, перемещения вверх и вниз.
| 2. Зарисуйте рыбу с обозначениями: 1-10
| Ответы:
|
|
| 3. Исходя из собственных наблюдений и текста учебника (§ 49) сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.
Вывод: ________________________________________________________________________________
|