Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лабораторная работа



 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра                              «Коммерция и бизнес-информатика»                           

Лабораторная работа

на тему:

             История возникновения и развития мирового и российского информационного рынка

                                                                                                                                                                

Автор работы                                 

    Дробышев В. А.     

                                                                          Группа

                                                                                          ББИ-191     


1. Развития мирорвого рынка информационных систем

Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Каче­ственные изменения он претерпел в середине 1960-х гг. с появлением вычислительной техники и ее использованием в области обработки и передачи информации. В этот период основными источниками ин­формации являлись государственные информационные службы, учеб­ные заведения, различные общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области, библиотеки.

Пользователям — специалистам в различных областях науки и тех­ники — предоставлялась библиография, реферативная и аналитиче­ская информация. Пользователь мог обратиться за информацией в библиотеку либо по запросу получить копию первоисточника. Об­служивание производилось, как правило, на некоммерческой основе.

Первые автоматизированные информационные системы получили название «Информационно-поисковые системы» (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями первых ЭВМ —малый объем памяти, последовательный просмотр записей на магнитных лентах — в ИПС хранились вторичные документы — поисковые образцы доку­ментов. Первичные документы хранились по-прежнему в библиоте­ках и архивах. В результате поиска во вторичных документах выда­вался адрес хранения первичного документа, т. е. его место в хранилище. Такие системы работали в двух режимах: избирательного распростра­нения информации и ретроспективного поиска. При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поис­ки в массиве новых поступлений в соответствии с постоянно действу­ющими запросами и оповещение пользователя о найденных докумен­тах. При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.

При внедрении ИПС была автоматизирована лишь часть функций информационного обслуживания. Хотя коренных изменений в каче­стве обслуживания пользователя не произошло, информационно-по­исковые системы сыграли свою положительную роль в качестве базы для дальнейшего развития автоматизации информационных процессов.

Следующим шагом, который стал возможным в связи с развитием вычислительной техники, ростом объемов памяти и быстродействия, явилось возникновение фактографических информационных систем. , Эти системы содержали уже формализованную информацию в виде зна­чений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т. д. ).

Пользователь таких систем мог получить ответ на свой вопрос, не обращаясь к первоисточникам. Информация в фактографических си­стемах организовывалась в виде баз данных. В этих базах могли хра­ниться также библиографические описания документов и рефератов.

Фактографические системы позволили производить обработку ин­формации по указанию пользователя.

С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационном рынке, что отражено на

Рис. 1. Доли государственных и негосударственных служб на информационном рынке

Например, 1998 г. : государственные — 13%, коммерческие — 80%, некоммерческие — 7%, смешанные — 0%.

Однако следует учитывать, что определенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования и т. д.

1977 г. 1993 г.

1988 г. 1998 г.

Становление рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировалось три группы ин-формационных служб:

•   центры-генераторы (производители информации). — специализируются на добыче информации, формировании баз данных и поддержании их в актуальном состоянии;

•   центры распределения (поставщики информации, так называемые вендоры) — занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на ком-мерческой основе центрами-генераторами;

•   информационные агентства — помимо функции сбора информации, формирования и ведения баз данных осуществляют и функции обслуживания пользователей.

К концу 2000 г. в мире функции центров-генераторов выполняли 3520 компаний, а функции центров-поставщиков — 4220 компаний.

Большое влияние на развитие сферы информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных. Это обстоятельство, наряду с ростом возможностей вычислительной техники, породило возникновение принципиально новых информационных технологий, что в свою очередь обеспечило коренное улучшение качества информационного обслуживания. Одно из главных достижений в этой сфере — появление возможности диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных (режим on-line). Новейшие информационные технологии и расширение номенклатуры и качества информационных услуг повысили производительность труда в информационной сфере. Переход к применению компьютеров при подготовке печатных изданий позволил резко сократить затраты на формирование баз данных с использованием этих источников.

Необходимо отметить, что первопричиной скачка в развитии сферы информационного обслуживания явился резкий рост потребностей пользователей, связанный с ростом производства и развитием науки и техники. Данное обстоятельство определило выгодность вложения денежных средств в эту отрасль и создание свыше 7500 крупных информационных корпораций.

2. Развитие информационного рынка в России.

Глобализация является ведущей тенденцией развития информационного бизнеса любой страны. Можно сказать, что абсолютно любой человек может быть потребителем информации, он является потенциальный потребителем. Поэтому возможности рынка являются предположительно беспредельными, даже не смотря на существование довольно жесткой конкуренции между основными устоявшимися производителями. Сформировавшимися лидерами производства информационных продуктов являются США и Япония, а также страны центральной Европы, а именно Германия, Франция и Великобритания. Однако в последние 10 лет выросли конкурентные производители ИР в Азии – Южная Корея, Сингапур и Австралия.

 Российский же информационный рынок характеризуется множеством особенностей. Неоднородность рынка по регионам является первой и значительной особенностью ИР России. Неоднородность заключается в том, что развитие рынка идет от центра, то есть европейской части страны, и в связи с большой территорией государства, развитие в удаленных частях страны значительно ниже. Не смотря на неоднородность рынка, все новейшие средства и технологии в России появляются одновременно с их появлением на мировом рынке, что является яркой особенностью и неким противоречием неоднородности. Также по различным исследованиям и статистике было выявлено, что юридические лица выступают в качестве основных покупателей информационных продуктов, особенно финансовой и коммерческой информации. Несмотря на покупку коммерческой информации юридическими лицами, коммерческие информационные ресурсы довольно дороги и поэтому недоступны для личного пользования обществом и физическими лицами. Стоит отметить и ту особенность, что довольно многие категории информационных ресурсов не имеют какого-либо справочного материала или средства навигации, то есть, по сути, их использование весьма неуправляемое и в целом не может быть корректным. Российские организации владеют большим объемом информации и продуктами, но из-за низкой квалификации многие владельцы информационных ресурсов не имеют возможности по приданию товарной формы информации.

В заключении обозначим основные тенденции развития информационного бизнеса в России. Не смотря на кризис в стране и мировой кризис, наблюдается быстрое увеличение доли домашних компьютеров. За последние 20 лет пользователями стали порядка 30% населения страны. От данной тенденции наблюдается и то, что на компьютерном рынке заметно преобладание IBM-совместимых компьютеров, которые пользуются спросом. Рост сектора рынка, связанного с предоставлением сетевых услуг, прежде всего Интернет, также является ведущей тенденцией развития информационного бизнеса, как и интенсивное развитие программного обеспечения для локальных и глобальных сетей.

3. Перспектива развития мирового информацонного рынка

В последние десятилетия роль мирового рынка информационных технологий вышла на первое место в экономическом развитии всего мира. Под мировым рынком информационных технологий можно понимать международный обмен информационными продуктами. Субъектами мирового рынка высоких технологий являются государства, компании, университеты, специальные фонды и физические лица. Его объектами служат результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной форме (например, новое программное обеспечение и оборудование) и в неовеществленной форме (лицензии, патенты).

   Организационно-технологической основой информационной экономики являются глобальные информационные сети. Движущей силой, наполняющей эти сети динамикой и жизнью, является целесообразная информация.

   В результате быстро набирающей темпы информационной революции одновременно происходит два процесса – резкое снижение цен на товары и услуги, связанные с современными технологиями, и стремительное, практически не имеющие прецедентов распространение ИТ в производственных системах и в сфере домашнего быта.

 Следует рассмотреть современные тенденции развития информационных технологий, как основного инструмента высоких технологий.

  1) возрастание роли информационного продукта;

  2) развитие способности к взаимодействию (совместимости);

  3) ликвидация промежуточных звеньев (непосредственность);

  4) глобализация;

  5) конвергенция.

   Рассмотрим эти тенденции.

Возрастание роли информационного продукта.

   Информационный продукт (ИП) выступает в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения. ИП в форме различного рода информации является источником человеческих знаний. Следовательно, деятельность интеллектуальных работников в большей степени зависит от содержания, точности и своевременности получаемой информации. ИП призвана донести информацию до места создания и использования знаний. Отсюда возрастающее значение ИП, причем в разных аспектах. Информационная часть ИП расширяет кругозор людей, позволяет более эффективно использовать ресурсы, а развлекательная – обеспечивает досуг.

   В мире бизнеса интеллектуальные работники принимают решения, разрабатывают изделия, продают и покупают товары и услуги, предоставляют рекомендации, которые определяют ход дел фирмы. Эффективность работы любой компании напрямую зависит от уровня квалификации сотрудников.

Способность информационных технологий к взаимодействию.

Следующей тенденцией развития ИТ является способность к взаимодействию между всеми физическими и логическими элементами системы. Один из важнейших факторов для обеспечения совместимости взаимодействия — появление новых стандартов на программные и аппаратные средства, дисплеи, базы данных и сети, что повлекло за собой процессы стандартизации.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.