Тема урока «Культура речи и речевой этикет в деловом общении»
Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают. В. О. Ключевский
| | | Любой человек, владеющий русским литературным языком, варьирует свою речь в зависимости от того, где, с кем, когда и о чем он говорит. Речь делового человека – это прежде всего культурная речь, т. е. всегда нормированная. Сегодня мы будем говорить об особенностях делового общения.
Что такое, по-вашему, деловое общение? Отличается ли оно от общения дружеского? Каковы цели делового общения? Каковы формы делового общения?
Цели и задачи нашего занятия:
– Учиться соблюдать нормы и правила делового общения, знать структурные элементы деловой беседы, учиться вести деловую беседу.
1. Формы делового общения: устная форма делового общения, письменная форма делового общения.
2. Виды устного делового общения: деловая беседа, разговор по телефону, деловые переговоры.
3. Принцип построения беседы: сознательная настройка на уровень собеседника, простота, логичность, нормативность языка, рациональная организация беседы.
4. Структурные элементы беседы:
а) подготовительный этап (как будет начат разговор, какие могут быть заданы вопросы; б) начало беседы (указание цели, установление контакта с собеседником); в) информирование собеседника («Кто правильно задает вопросы, тот получает правильный ответ») г) аргументирование; д) заключительная часть беседы; е) принятие решения.
III. Практическая часть.
1. Деловая игра.
Любой человек, владеющий русским литературным языком, варьирует свою речь в зависимости от того, где, с кем, когда и о чем он говорит. Речь делового человека – это прежде всего культурная речь, т. е. всегда нормированная. Вы, будущие предприниматели, инструкторы, водители, инженеры помните об этом и не допускайте грамматических и других ошибок в своей речи. Берегите наш язык в любой речевой ситуации!
Вспомним правила групповой работы:
- слушать, не перебивая;
- демонстрировать понимание роли другого;
- четко сформулировать предмет обсуждения;
- выяснить, что вас разъединяет;
- попытаться совместно найти решение.
Задание 1
Какие диалоги могут состояться в следующих ситуациях:
а) в технической библиотеке, в библиотеке иностранной литературы, в справочном отделе об интересующих вас журналах, книгах; б) по телефону, данному в объявлении о курсах иностранного языка, скорочтения; в) по телефону справочной службы выставочного комплекса о дне закрытия выставки; г) в личной беседе с секретарем приемной комиссии о возможности подачи заявления.
Задание 2
– Часто случается, что, прежде чем идти куда-то в официальное учреждение, надо договориться о месте, времени и других условиях встречи.
Как спросить у собеседника о согласии или возможности принять вас?
Восстановите реплики диалогов.
1. –...?
– Да, приходите в пятницу в 12 часов дня, бригадир электриков будет на месте.
2. –?
– Председатель приемной комиссии по русскому языку и литературе освободится во второй половине дня.
3. –?
– К сожалению, эта неделя у меня будет занята.
4. –?
– Преподаватель Михайлова в отпуске. Ее не будет до 24 августа.
Задание 3
Как сказать собеседнику о своем согласии, несогласии или отказе?
Ответьте согласием на просьбы.
– Необходимо принести медицинскую справку о состоянии здоровья.
– Статья должна быть написана ко вторнику.
– Не могли бы вы передать эти письма вашему учителю истории?
– Не смогли бы вы передать эти книги Сидоровой Ане. Она забыла их здесь еще на прошлой неделе.
Задание 4
Как обратиться к официальному лицу?
При желании получить какую-либо информацию принято использовать следующие выражения:
- я хочу,
- хотел бы
- мне хотелось бы (необходимо, нужно)
- получить информацию, сведения о...
- услышать о... узнать о...
- получить информацию, сведения о... услышать о... узнать о...
Скажите, как вы обратитесь:
- к секретарю приемной комиссии института, в который собираетесь поступать, с просьбой перечислить документы, необходимые для допуска к экзаменам;
- к водителю автобуса с просьбой продать абонементную книжку;
- к водителю троллейбуса с вопросом, когда будет остановка «Александровский сад»;
- к начальнику паспортного стола с просьбой рассказать, что необходимо для получения паспорта;
- к работнику мастерской с просьбой выполнить заказ срочно;
- к смотрителю Политехнического музея с просьбой показать зал новых изобретений;
- к преподавателю курсов с вопросом, какие книги требуются для занятий;
- к работнику отдела кадров с вопросом, какие документы нужны для поступления на работу;
- к директору автошколы с вопросом, с какого времени (возраста) можно обучаться в данной школе.
– Ответьте отказом на следующие просьбы, предложения.
Объясните причину отказа.
Используйте выражения: если вы не возражаете...; не могу ли я зайти...; позвольте прийти...; разрешите позвонить...; не согласитесь ли вы принять меня...
При согласии можно использовать следующие выражения: спасибо; не сомневайтесь', не беспокойтесъ; обязательно сделаю; обязательно принесу; не возражаю; я не против этого.
При несогласии используются слова: к сожалению, я не могу; к несчастью, я не смогу; я должен отказаться; вынужден вам отказать, мне жаль, но меня не устраивает; мне ник не подходит.
В условиях делового общения при отказе жeлательно указать его причину, для этого используют следующие предлоги, союзы и союзные слова: из-за, так как; поскольку; потому что; из-за того что ввиду того что; вследствие того что; в связи с тем что.
– Останьтесь после занятий, мне необходимо с вами
поговорить.
– На это вам потребуется всего два часа.
– Вы не можете уделить мне 15 минут?
– Мне было бы интересно поговорить с вами, ведь вы уже три года занимаетесь делопроизводством в школе.
– Иногда бывает, что необходимо уточнить сообщенную вам информацию.
Как построить уточняющее предложение?
Задайте уточняющие вопросы, учитывая условия общения.
Следует использовать следующие выражения: разрешите уточнить; если я не ошибаюсь; если я вас правильно понял(а); я хотел(а) бы уточнить…
В середине вашего разговора с секретарем приемной комиссии института нарушилась связь, вы не сумели расслышать, какие документы необходимы для допуска к экзаменам.
Вы устраиваетесь на работу. В здании учреждения идет ремонт, и вы не знаете, где располагается отдел кадров. Постучитесь в первую дверь и задайте уточняющие вопросы.
Таким образом, деловое общение – это общение в служебной и производственной сфере. Оно предполагает соблюдение этикетных норм, клишированность, точность, лаконизм изложения.
Цель делового общения – организация деятельности.
Особенность деловой речи – строгая регламентированность и формализованность.
V. Домашнее задание.
1. Работа над лексическим значением слов. Обогащение словарного запаса.
Какие из перечисленных качеств помогают найти работу, а какие, напротив, повышают риск лишиться работы?
Энергичность – Самоуверенность – Смелость – Лживость – скромность – сила воли – ум – жадность – фантазия – хитрость –
| пассивность совестливость готовность к риску грубость предприимчивость лень образованность зависть льстивость уступчивость
| 2. Ситуация: на биржу труда обратились два человека. В анкете одного значилось: 23 года, работал шофером 3 года, образование 9 классов, хотел бы работать в коммерческом банке, должность не имеет значения, зарплата – не менее десяти тысяч.
В анкете другого значилось: возраст 40 лет, закончил финансовый техникум, хотел бы работать в коммерческом банке в должности операциониста.
Каковы, на ваш взгляд, шансы обоих претендентов получить работу в коммерческом банке? Письменно аргументируйте ваш выбор.
|