Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РУСИ



ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РУСИ

X-XIII ВЕКОВ

И тако украсил добре, яко не могу сказати оного ухищрения по достоянию довольно, яко многим происходящим от Грек и иных земель глаголати: " Нигде же сицея красоты бысть! " -

" Житие Бориса и Глеба", описание работы русского мастера начала XII века

 

В ДРЕВНЕЙ РУСИ для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово — узорочье. Весь быт был пронизан любовью к красоте, стремлением украсить жизнь художественной выдумкой. Серость бревенчатых построек скрашивалась хитроумной резьбой, однообразие домотканого холста — яркой вышивкой. До нас дошло лишь незначительное количество произведений древнего искусства.

Памятники прикладного искусства знакомят нас с различными видами ремесленной техники, существовавшими с древнейших времен.

Истоки русского народного искусства уходят в глубину тысячелетий. Древние славяне на своем историческом пути соприкасались со скифами и сарматами, с предками литовцев, латышей, заходившими ранее далеко на юг, и с финно-угорскими племенами лесного северо-востока.

Славяне восприняли многое из фольклора и изобразительного искусства соседей северо-запада и северо-востока.

В середине X века, примерно в эпоху князя Святослава, у стен Чернигова был насыпан огромный курган над останками двух князей. При раскопках были найдены турьи рога, из которых были сделаны сосуды для питья.

Широкие устья обоих рогов оправлены серебром. На тулове каждого рога находилась ромбическая серебряная бляха с растительным орнаментом. Особого внимания заслуживает большой рог, серебряная оковка которого обрамлена растительным узором, наведенным чернью.

Основной фон прочеканен и позолочен. На этом золотом поле рельефно выделяются причудливо изогнутые и переплетенные между собою светлые фигуры птиц, зверей и фантастических животных.

 Некоторые из них кусают друг друга, иные стоят отдельно. На лицевой стороне посреди всех чудищ и зверей художник изобразил сцену: двое охотников стреляют в птицу. В руке одной из фигур (мужчина в рубахе или кольчуге с непокрытой головой) лук, но стрелы уже нет, она только что спущена с тетивы. Вторая фигура — женская, и, судя по длинным косам, это девушка. В руках у нее тоже лук и опустевший колчан. Самое интересное заключается в том, что стрелы летят не в птицу. Одна стрела поломана и находится позади мужчины, вторая летит вверх, а третья - прямо в голову мужчине. Все это похоже на сказку. Загадочный сюжет разъясняется одной черниговской же былиной об Иване Годиновиче, известной по записи, сделанной еще в XVII веке. В былине повествуется о молодом дружиннике, увезшем из Чернигова невесту Марью. По дороге на них напал царь Кащей, за которого Марья уже была просватана. Иван победил было Кащея, но тот склонил Марью на свою сторону и связал Ивана. В это время прилетела вещая птица и напророчила гибель Кащею. Дальнейшие события и изображены на турьем роге: Кащей велит Марье принести лук и стрелы и пытается убить вещую птицу, но заговоренные стрелы летят обратно, и одна из них убивает Кащея. Вероятно, эта древняя былина отражала какое-то важное событие из жизни Чернигова, если се главным момент – смерть страшного Кащея Бессмертного от вмешательства птицы (изображение птицы вошло в герб города Чернигова) оказался вычеканенным на священном сосуде князя-жреца эпохи Святослава.

 

Из всего многоцветного богатства древнего прикладного искусства (вышитые ткани, резное дерево, расшитая кожа и т. п. ) время сохранило до нас только металлические дополнения к женским костюмам: бляшки от кокошников, височные кольца (" усерязи" ), наборы монист (" гривной утвари" ) из бус и металлических подвесок, своеобразные амулеты-обереги, браслеты и перстни. Эти вещи археологи находят в курганах во всех концах славянского мира.

 

 На некоторых  височных кольцах мы встречаем тонкий кружевной узор и интересную композицию из двух коней и сильно стилизованной фигуры – композицию, напоминающую многочисленные вышивки на полотенцах.

 

В составе ожерелий часто встречаются лунницы, связанные с культом луны. Если руководствоваться мифологией, то их следует считать принадлежностью девичьего убора, так как богиня Луны была покровительницей девушек.

 

Лунница:

На браслетах-обручах чаще всего изображались символы воды: плетенка, волнистый узор, змеиные головы. Это связано прежде всего с назначением браслетов: они надевались девушками во время праздника Русалий.

 

Древние славяне называли браслеты «обруч», т. е. «то, что охватывает руку», а также «зарукавья». Их украшали драгоценными камнями и жемчугом, вставляли в них золотые цепочки. Большое значение придавалось застежкам браслетов, которые украшали эмалями.

 

В курганах находят своеобразные костяные подвески в виде уточек с конской головой и гривой. Такое слияние объясняется древним культом солнца: днем по небу светило везут кони, а ночью, по подземному океану, его влекут плавающие по воде птицы. Поэтому на резных ковшах очень часто изображается солнце и рядом с ним конь или уточка.

 

Художественное творчество мастеров не было безымянным. Нам известны имена нескольких ювелиров: Флор-Братила из Новгорода (начало XII века), Константин из Новгорода (середина XII века), Константин из Вщижа (неподалеку от Брянска), Лазарь Богша из Полоцка (1160-е годы), Максим из Киева.

 

Русский костюм также был способом взаимодействия человека с миром и отражал целостный, гармоничный образ мира. Женский праздничный костюм наполнен символическими образами Мироздания (Вселенной).

Убор княгини состоял, судя по миниатюрам и археологическим данным, из " венца городчатого" – высокого кокошника, увенчанного в верхней части золотой зубчатой короной с эмалевыми изображениями и жемчугом. От боковых сторон венца к плечам на золотых узорчатых цепях (" ряснах" ) спускались колты – округлые подвески, с эмалевыми изображениями. Шею и оплечье украшали бусы, золотые плетеные гривны и золотые монисты из больших медальонов, усыпанных самоцветами.

Мужская одежда:

 

 

К сожалению, до нас почти не дошли другие изделия мастеров прикладного искусства: оружие, мебель – и мы должны довольствоваться отдельными разрозненными вещами.

Мечи и боевые топоры, колчаны со стрелами, сабли и ножи, кольчуги и щиты вырабатывались мастерами-оружейниками. Изготовление оружия и доспехов было сопряжено с особенно тщательной обработкой металла, требовало умелых приемов в работе.

 Почетное место среди изделий оружейников принадлежит стальному мечу русской работы около 1000 года из окрестностей Миргорода. Его выковал, судя по клейму, " Людо(т)а Коваль". Рукоять меча богато украшена орнаментом.

 меч из Миргорода

 

Из парадных, богато украшенных доспехов сохранился шлем, найденный на Липецком поле под Юрьевом-Польским

 Интересен чеканный бордюр тульи шлема, где в сердцевидных клеймах размещены грифоны и птицы по сторонам «древа жизни".

Одной из особенностей прикладного искусства Древней  Руси является использование литья. Во всех местах, где добывалась руда, художественные изделия выполнялись с помощью литья. Литейное искусство Древней Руси — одно из самых распространенных, хотя пользовались популярностью также скань и тиснение.

 

 

«Не хотим есть деревянными ложками, а хотим есть серебряными»

 

 

С древнейших времен на Руси было множество гончарных мастерских, имеющих свое «фирменное» клеймо. Изделия каждой мастерской отличались друг от друга по форме, размерам, технологии обжига. Гончарство в те времена было самым почетным и важным промыслом, который постоянно развивался и совершенствовался.

 

С развитием гончарного искусства мастера достигали всѐ большего совершенства, и их изделия становились настоящими произведениями искусства. Но татаро-монгольское нашествие нарушило развитие керамического производства на Руси, почти полностью уничтожив достижения русских гончаров IX—XII веков. Вследствие чего утварь постепенно становилась грубее и примитивнее. Лишь после избавления от ига гончарное искусство получило своѐ второе рождение.

 

Ремесло резьбы по дереву применялось на Руси с древнейших времён.

Из дерева изготавливали фигурки зверей, птиц, различные обереги, резьбой украшали предметы мебели, посуду, игрушки и другие изделия. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы они были удобные, но и заботился о красоте предметов, чтобы они радовали людей, и превращая работу в праздник.

 

 

Прядение и ткачество было одним из основных занятий женщин.

 

Древнерусское прикладное искусство чрезвычайно разнообразно, мастера реализуют себя как в различных отраслях, так и н видах, типах художественных изделий — от сложных произведений искусства для знатных людей и церкви до самых простых для массового производства. На протяжении IX—XIII вв. сложились художественные школы и направления, повлиявшие на дальнейшее прикладное искусство России.

 

Задание:

Внимательно прочитайте текст, в том числе и на картинках. Конспектировать текст не нужно.

Ответьте на вопросы ( в тетради):

1.  Назовите основные виды прикладного искусства Древней Руси.

2. Как называются элементы женских украшений?

3. Как называются гончарные изделия?

Напишите творческую работу (можно выполнить презентацию) на тему «Прикладное искусство Древней Руси», выбрав один из видов прикладного искусства, о которых вы прочитали в тексте.

Работу нужно правильно оформить: сделать титульный лист с указанием темы, своей фамилии и класса.

Включите иллюстративный материал.

В конце работы приведите ссылки на тот материал, которым вы пользовались (можно интернет)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.