Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ



ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1. 02. 22. - ФП-2-14. 00-15. 35

            ДС-2- 8. 00-9. 35

           НХТ-1- 11. 30-13. 05

Сущность движения передвижников. Реализм в живописи.                                                                                      

 Осознанный поворот к реализму, народности, современности ясно обозначился к концу 50-х годов 19 столетия. Этот поворот совпал с революционной ситуацией в стране, с революционным призывом Чернышевского, Добролюбова, острой критикой Салтыкова-Щедрина, гражданской поэзией Некрасова.

Московское училище (МУЖВЗ ) не пользовалось привилегиями Петербургской Академии Художеств, но зато меньше зависело от укоренившихся догм. Преподаватели не подавляли авторитетом, как академик Бруни в Петербурге. Студенты съезжались со всей страны, было разнообразие, пестрая смесь племен, наречий, состояний, стремлений поведать о том, что было им близко.

Но эти тенденции находят продолжение и в Петербурге. Вторая половина 19 века ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в нее. Окончательно утвердился реализм – правдивое и всестороннее отражение жизни народа. Центральной темой искусства становится народ – не только угнетенный и страдающий, но народ - творец истории, народ- борец, создатель всего лучшего, что есть в жизни. Утверждение реализма в искусстве происходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии Художеств.

В начале 60-х годов XIX века Российская империя вступила в эпоху Великих реформ Александра II. Составной частью реформ в области образования также было и реформирование Императорской Академии художеств. Известно, что деятели Академии внушали своим ученикам, что искусство выше жизни, предлагая молодым художникам библейскую или мифологическую тематику. Несмотря на то, что в 1859 году был принят новый устав Академии, вводивший целый ряд прогрессивных изменений в её работу, консервативные подходы в формах проведения конкурса на большую золотую медаль в конечном итоге привели к  острому конфликту с прогрессивной и наиболее одаренной частью студенчества.                                    

9 ноября 1863г большая группа выпускников Академии Художеств отказалась писать работы на предложенные темы из скандинавской мифологии и покинули Академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич Крамской (1837-1887). Молодые художники  объединились в артель и стали жить коммуной. Через семь лет коммуна распалась, но к этому моменту зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок» - профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях. Они были едины в своем неприятии академизма с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью, стремились изображать живую жизнь. Ведущее место в творчестве этого объединения занимают жанровые (бытовые) сцены. Особой их симпатией пользовалось крестьянство. Живописцы показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В 60-70гг. 19 в. идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности живописи.

Крамской Иван Николаевич (1837-1887 ) Родился в Острогожске Воронежской губернии. Отец – писарь, художественный талант открыл ретушер Туляков, дружба с которым скрашивала его детство. В 15 лет мать отдала в обучение к местному иконописцу, а через год – нанялся ретушером к харьковскому фотографу. Вместе с ним путешествовал по России. В 1856г перебрался в Петербур г, где работал у лучших столичных фотографов. В 1857г. поступает в Петербургскую академию художеств. С первого года обучения отвергает консервативные устои и учения, принятые в Академии. У художника сложились взгляды, близкие воззрениям Белинского, Чернышевского, Добролюбова. В 1861г. Крамской работал над эскизом картины «Поход Олега на царь-град» ( выполнялась на соискание второй золотой медали). Изучал историческую эпоху, пытался развить свое творческое воображение. Метод, основанный на раскрытии выразительности    жизненной ситуации, Крамской противопоставляет поиску красивых, но условных форм (академическому методу сложившемуся ранее). Вторую серебряную медаль художник получил за картину «Смертельно раненный Ленский».                                                               В 1863г. 14 выпускников во главе с Крамским отказались писать «Пир во Валгале» (картину из скандинавской мифологии). Этот поступок положил начало новому художественному направлению, новой силе, способной противостоять косному, оторванному от жизни академическому искусству. Скандал получил широкую огласку. 15 студентов отчислили из Академии, за Крамским был установлен  полицейский надзор. В этой ситуации проявился организаторский талант Крамского. Он возглавил артель, которою они образовали. Художники поселились на одной квартире, обменивались планами и идеями, поддерживали друг друга материально. Крамской в это время преподавал в школе общества поощрения художников. Пользовался особым авторитетом у молодежи. Среди учеников был Репин. Крамской расписывал храмы, создавал иконы. В 1860г. разработал новую технику исполнения портретов – мокрым соусом с добавлением белил. Были написаны портреты своей  супруги, Шишкина, Мясоедова, автопортрет.                                                                         Вначале дела артели шли превосходно, затем – у участников объединения  стали проявляться личные амбиции, появилось желание восстановить связь с Академией. Крамской не мог принять этого, вышел из артели (хотя самостоятельное существование такого рода объединения было утопично). Выход совпал с зарождением Товарищества передвижных художественных выставок, главной целью которого было приблизить искусство к народу посредством передвижений выставок по городам России. Крамской стал председателем и идейным руководителем Товарищества, участвовал на выставках с 1871 по 1887год. В 1872г. создает большое полотно «Христос в пустыне».                                                                    Признание к художнику пришло в 70-80е годы. П. М. Третяков, собирая для галереи портреты выдающихся деятелей русского искусства, большинство заказов отдал Крамскому. Так появились портреты Грибоедова, Шевенко, Кольцова, Толстого, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Репина. В 70-е годы появляются картины и других жанров – «Русалки» на сюжет Гоголя, жанровая картина «Деревенская кузница», пейзажи  «Жуковка», «Сиверская. Река Оредеж». В 1883г. написана картина «Неизвестная» - один из самых ярких портретов в русском искусстве. Женский образ производит впечатление изящества и благородства. Все детали – густые ресницы, бархатистая кожа, перелив атласных лент, шелковистый мех - гармонично дополняют друг друга. Последнее большое произведение – «Неутешное горе» (1884 ). Картина посвящена трагедии человеческой жизни, воплотившейся в образе женщины, потерявшей детей. В последние годы угнетало тяжелое ощущение от жизни. Писал Третьякову, что сломлен жизнью и не сделал того, что хотел и что был должен. Скончался 25 марта 1887г.                     

Итак,   передви́ жники ) — объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 года. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники , до 1890-х годов целенаправленно противопоставляли себя академистам. Утверждали, что вдохновляются народничеством. . Организуя передвижные выставки, художники вели активную просветительскую деятельность и обеспечивали сбыт своих произведений; экономическая жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Идея объединения московских и петербургских художников на основе создания передвижной выставки изначально была изложена в письме группы московских художников к своим коллегам в Санкт-Петербургскую Артель художников. Артель, кроме И. Крамского и К. Лемоха, идею создания Товарищества не восприняла, но иные художники-петербуржцы, приходившие на «четверги» в Артель, горячо её поддержали. В сентябре 1870 года учредители Товарищества (14 человек ) подали прошение министру внутренних дел А. Е. Тимашеву с просьбой утвердить проект устава Товарищества. Второго ноября 1870 года устав был утверждён.

В § 1 устава провозглашалось: «Товарищество  имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах:               а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством…                                                                                                               б) развития  любви к искусству в обществе;                                                              в) облегчения для художников сбыта их произведений. ».                                                                

Первая выставка Товарищества была открыта 29 ноября 1871 года в Петербурге в здании Академии художеств. На выставке были показаны работы 16-ти художников. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. Всего было показано 82 произведения 20-ти художников. Особый успех на выставке имели картина «Грачи прилетели» Саврасова , картина Н. Н. Ге « Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе », скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». В целом выставка была успешной  и стала значительным событием в культурной жизни России. Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе. Большую роль в его развитии сыграл известный общественный деятель, исследователь искусства и критик В. В. Стасов; коллекционер и меценат П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.

За полвека своего существования Товарищество провело 47 передвижных выставок. Помимо ежегодных выставок Товарищество устраивало и параллельные выставки для городов, куда основные выставки не попадали. Эти выставки составлялись из произведений передвижников, не проданных на основных выставках. По мере накопления таких произведений и организовывалась выставка. География показа параллельных выставок была обширней, чем у основных выставок. Так , первая параллельная выставка была показана в 12-ти городах России.

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущим стилем  в искусстве передвижников был реализм. Я. А. Тугендхольд отмечал, что «… в основе „идейной“ и „гражданской“ живописи наших передвижников лежали чисто-русские и глубокие причины: „болезнь совести“, психология кающегося барства… „передвижничество“ на долгое время застраховало нас от последующих художественных открытий „аморального“ запада! » (под «открытиями запада» он имел ввиду импрессионистов и их последователей).

Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-е годы.   В состав передвижников в разное время входили             Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов и, конечно, Иван Крамской, предводитель движения.   

В своих работах художники старались передать обыденную жизнь разных слоёв населения государства, показать глубину социального неравенства в обществе. Творения кисти русских художников-передвижников пронизаны патриотизмом, любованием красотой России, восхищением её историей. Деятели товарищества углубляли свои познания в области искусства не только изучением русской живописи. Многие из художников-передвижников бывали в зарубежных странах и стремились впитать накопленный ими богатый опыт в искусстве, изучить стилевые особенности различных эпох. Впечатления от таких путешествий Саврасов А., Шишкин И., Маковский К., Левитан И., Поленов В., Ге Н., Репин И. выразили в своих полотнах, впоследствии ставших мировыми шедеврами. Творения этих художников имели успех не только на Родине, они часто удостаивались высших премий и наград на Парижских и Лондонских выставках.
Каждый участник товарищества передвижников привносил нечто новое в художественное искусство, имел собственную неповторимую стилистику, у каждого была своя излюбленная тематика, зачастую к которой до этого никто не смел обращаться. Так, Василий Перов в своих обличительных работах показывал громадную пропасть между богатой прослойкой русского общества и угнетаемыми ими бедняками.                                                   Василий Григорьевич Перов (1833-1882 ) родился в Тобольске в семье прокурора (на момент рождения родители не были женаты, фамилия крестного – Васильев. «Перовым» прозвал дьячок, у которого проходил обучение. Читать и писать стал рано. Отец увлекался искусством, знал языки. Уже в 9 лет у мальчика возник интерес к живописи, который поощряли родители. Три года Перов проучился в уездном училище, поступил в художественную школу А. В. Ступина, но из-за конфликта с товарищами вернулся к родителям в деревню, где написал  картину «Распятие», которую подарил ближайшему селу, в 1851г. – автопортрет, портрет родителей. В 1853г. Василий Григорьевич  поступает в МУЖВЗ  (преподаватели – Васильев, Мокрецкий, Зорянко. Егор Яковлевич Васильев помог молодому художнику в трудную минуту, когда тот хотел бросить  учебу из-за отсутствия денег. Перов дружил с выдающимся пейзажистом И. И. Шишкиным, жанристом И. М. Прянишниковым (на двоих носили одну шубу).                                                    В декабре 1856г. удостоен Второй серебряной медали за картину «Голова мальчика».   В 1857г. пишет картины «Бабушка и внучек», «Приезд станового на следствие» ( за последнюю   присвоили большую серебряную медаль ). В 1860г.    работа «Первый чин» -  была удостоена малой золотой медали.                                                                                                                  Для конкурса на Большую золотую медаль художник пишет эскиз картины «Сельский крестный ход на пасху». Совет отверг произведение  ввиду непристойности изображения лиц духовного звания. Тогда художник представляет другой эскиз – «Проповедь в селе» (в предисловии акцентировал внимание на том,  что священник изображен не в ризе, а в рясе. Совет не  разобрался  в ироничности отображения реакции на проповедь различных людей). Эскиз утвердили, в 1861г. закончил, получив медаль и поездку в Европу в качестве пансионера.                                                                                                   Заканчивает «Сельский крестный ход на пасху». Антицерковное и антикрепостническое произведение положило начало новому направлению критического реализма. Выставил в помещении общества вспомоществования художников в Петербурге. Картина вызвала большой общественный резонанс. Сняли с экспозиции, запретив воспроизводить в печати (картину зрители  увидели только через 44 года). Тему обличения духовенства художник продолжает в «Чаепитии в Мытищах ».                                                               В. Г. Перов был не против веры, а против превращения церкви в бюрократический институт, в котором процветают взяточничество, тщеславие и корыстолюбие.                                                                                    В начале 1863г.  художник  отправляется на 1, 5 года в заграничную командировку (сначала в Германию, потом во Францию ). Там появляются «Похороны в бедном квартале Парижа» (1863), «Слепой музыкант», «Маленький савояр» (1864), «Парижские тряпичники», «Шарманщица на бульваре в Париже», «Праздник в окрестностях Парижа», «Уличая сцена в Париже», «Продавец песен», «Шарманщик», «Итальянец, продающий стауэтки», наброски и эскизы. В 1864г. возвращается в Москву. По возвращении пишет картину «Монастырская трапеза».                                                                                  1870-е годы – период расцвета творчества. В картинах выражает драматические коллизии, которыми была переполнена социальная действительность. Среди лучших – « Проводы покойника» (1865), «Утопленница» (1867), «Последний причал у заставы» (1868), «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду») (1866), Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866).                                                                                   Картины являются как бы новеллами, рассказами о жизни героев. С успехом экспонировались на Всемирной художественной выставке в Париже. В 1866г. Перов получает звание академика. В 1870г. пишет картину «Птицелов», за которую присваивают звание профессора. В 1870г. обращается к портретному жанру – создает портреты филолога В. И. Даля, В. В. Бесонова, поэта А. Н. Майкова, А. Н. Островского, писателя и историка М. Н. Погодина, И. С. Тургенева. Портрет Ф. М. Достоевского И. Н. Крамской назвал одним из лучших портретов русской школы живописи. Некоторые портреты носят жанровый характер – « Фомушка-сыч», «Странник». Картина «Охотники на привале» (1871) вместе с « Птицеловами экспонировалась на Венской международной выставке в 1873г.                                                                                                                                        В 1870г. был одним из организаторов Товарищества передвижных выставок. (вышел в 1877г. в результате творческих разногласий). С 1871г. преподавал в МУЖВЗ. Ученики- Нестеров, Левитан, Рябушкин, Коровин.

Произведения В. Г. Перова оказали сильнейшее впечатление на прогрессивную часть русского общества
Одним из самых выдающихся среди художников-передвижников был Иван Шишкин. Будучи великолепным пейзажистом, своими полотнами он пытался донести красоту природы России, показать дикие уголки страны, где редко бывал человек. Благодаря детальной прорисовке всех элементов, Шишкин создавал невероятно реалистичные полотна. Мало кто сегодня не видел такие шедевры великого художника, как « Утро в сосновом лесу», «Рожь», «На севере диком» на репродукциях или оригиналы на выставках.
Яркий гениальный талант Ильи Репина обогатил русскую культуру живописи, показывая истину существующих нравов при помощи красок и холста. Полотна Репина « Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии » призывают задуматься о несправедливости существующего тогда строя и судьбе русского народа, погрязшего в бедности и гнёте. Художник писал шедевры на исторические («Письмо запорожцев турецкому султану», «Иван Грозный убивает своего сына»), революционные (« Арест пропагандиста», «Не ждали » и др. ) тематики. Зачастую жанр его работ вызывал шок и критику со стороны публики – слишком выразительно изображалась правда.
История Руси, её баллады и былины стали основой работ такого известного живописца, как Виктор Васнецов. Художника притягивал русский фольклор своей колоритностью и во многих моментах даже сказочностью. « Алёнушка», «Иван царевич на сером волке», «Ковёр Самолёт » знакомы большинству ещё с детства по картинкам в сказках. Свою самую известную работу «Три богатыря» Васнецов писал почти 20 лет. Картина пронизана ощущением спокойствия и величия, мощью русского духа и его непобедимостью.
Зарождение и существование товарищества художников-передвижников можно считать золотым веком в русском художественном искусстве. Их работы стали не только глотком свежих идей в живописи, но и помогли сформировать новые взгляды и ценности на окружающую реальность. Благодаря шедеврам художников 19-го века, сегодня можно осознать причины многих событий тех времён, сформировать представление о жизни и убеждениях людей нелёгкой эпохи реформаций в России.

Тем не менее, в стремительно меняющихся условиях, и обстановке                 появления новых художественных тенденций организация утрачивала свою былую привлекательность и востребованность, оказавшись неспособной к обновлению.  В 1901 год у из Товарищества вышли сразу 11 художников. На ослабление Товарищества работала и появившееся тенденция к местничеству между Петербургским и Московским отделениями. Последним главой Товарищества, избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов. Он стремился возродить Товарищество, но усилия оказались тщетными. В 1922 году состоялась последняя выставка передвижников, и в 1923 году Товарищество прекратило своё существование

 

Домашнее задание:

1. Законспектировать и выучить материал.                                           2. Прочитать учебное пособие Кравченко «Культурология» с. 201-207 http: //yanko. lib. ru/books/cultur/platonova-culturology-8l. pdf

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.