Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема « Повторение и обобщение материала»



 

7. 02. 2022 год

 

Урок русского языка в 9 классе

Тема « Повторение и обобщение материала»

1. - Готовимся к ОГЭ. Повторяем материал к заданиям 5 и 3. В группах классов ВК выложен теоретический материал к заданию 5 – правила орфографии. При выполнении заданий можно воспользоваться этими правилами.

 

Упражнение 1

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. Дайте письменно пояснение, почему вы не выбрали оставшиеся ответы в каждом варианте.

1) (войти в) ЗДАНИЕ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

2) БАРАБАННЫЙ (бой)  — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.

3) ЗАТИРАТЬ (швы на кафеле)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (ребёнок) ПЛАЧУЩИЙ  — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -УЩ-.

5) ВОДОПРОВОДНЫЙ (шланг)  — сложное существительное пишется слитно

1) (далеко) НЕ ИНТЕРЕСНАЯ (книга)  — НЕ пишется раздельно с причастиями, если есть зависимые от причастия слова.

2) (девочка) РУМЯНА  — в наречии пишется столько же -Н-, сколько в слове, от которого оно образовано.

3) КОСНУТЬСЯ (темы)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

4) (дом) СТРОЯЩИЙСЯ  — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-.

5) (отрезать) ПОЛ-ЛИМОНА  — слова, начинающиеся с Л, пишутся с ПОЛ- через дефис.

1) БЕСПОЛЕЗНЫЙ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) ПОКРАШЕННЫЙ (забор)  — в суффиксе -ЕНН- прилагательного пишется -НН-.

3) ВЫРАСТИТЬ (урожай)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.

4) (охватывает) ДРОЖЬ  — в существительных III склонения после шипящего буква Ь пишется.

5) (съел) ПОЛ-ЯГОДКИ  — слова с ПОЛ- всегда пишутся через дефис.

1) (хорошо) ОБДУМАТЬ  — приставка ОБ- неизменяемая.

2) ЗАСТЕЛЕНА (покрывалом)  — в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-.

3) (маленький) РОСТОК  — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.

4) (тяжело) ДЫШИТ  — в безударном окончании глагола I спряжения пишется И.

5) (думает) ПО-ДРУГОМУ  — наречия с приставкой ПО- всегда пишутся через дефис.

1) (мне) БЕЗРАЗЛИЧНО  — неизменяемая приставка БЕЗ-.

2) ОТОРВАННАЯ (пуговица)  — в суффиксе полного причастия пишется -НН-.

3) ЗАПЕРЕТЬ (на ключ)  — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.

4) ТАЮЩИЙ (снег)  — в причастии, образованном от II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.

5) (встретиться) ПО-ДРУЖЕСКИ  — наречия на суффикс –И  с приставкой ПО- пишутся через дефис.

 

2) – Отрабатываем навыки постановки запятых к заданию 3 «Пунктуационный анализ»

Упражнение 2

Спишите предложения в тетрадь. Расставьте знаки препинания. После каждого предложения укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые в  предложении. Сделайте в предложениях обозначения, объясняющие постановку знаков.

1)За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.

 

2)Однажды(1) возвращаясь из Петровского(2) я заблудился в лесных оврагах(3) где под корнями дубов(4) вязов(5) и клёнов бормотали неугомонные ручьи(6) а на дне самых больших оврагов(7) можно было угодить (8)и в маленькие озёрца.

3)К счастью(1) окраины ледяных полей были сильно поломаны(2) айсберги отсутствовали(3) и только иногда(4) гряды мелкого льда(5) нагроможденные местами(6) на полях(7) представляли серьезную опасность.

4)По-моему(1) надо идти (2) в глубь леса(3) но мои подружки(4) врассыпную разбежавшиеся по поляне(5) уже сыплют в корзинки(6) кроваво-красные ягоды.

5)В четком строю(1) то выныривая(2) то пропадая(3) дельфины промелькнули по левому борту(4) и мне показалось(5) что они бегут(6) будто спасаясь(7) от чего-то.

Упражнение 3

Спишите. Укажите союзы, главную и придаточную части, основы. Задайте вопросы от главной части к придаточной. Укажите виды придаточных предложений, используя таблицу в учебнике из параграфа 13 «Виды придаточных предложений».

 

1) Лёд уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

2) Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее.

3) Несмотря на то что доктора лечили его,  давали пить лекарства, он всё-таки не выздоровел.

4) Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

5) Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

6) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.

7) Где тонко, там и рвётся.

8) Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.