|
|||
Тема « Повторение и обобщение материала»
7. 02. 2022 год
Урок русского языка в 9 классе Тема « Повторение и обобщение материала» 1. - Готовимся к ОГЭ. Повторяем материал к заданиям 5 и 3. В группах классов ВК выложен теоретический материал к заданию 5 – правила орфографии. При выполнении заданий можно воспользоваться этими правилами.
Упражнение 1 Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. Дайте письменно пояснение, почему вы не выбрали оставшиеся ответы в каждом варианте. 1) (войти в) ЗДАНИЕ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З. 2) БАРАБАННЫЙ (бой) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем. 3) ЗАТИРАТЬ (швы на кафеле) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения. 4) (ребёнок) ПЛАЧУЩИЙ — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -УЩ-. 5) ВОДОПРОВОДНЫЙ (шланг) — сложное существительное пишется слитно 1) (далеко) НЕ ИНТЕРЕСНАЯ (книга) — НЕ пишется раздельно с причастиями, если есть зависимые от причастия слова. 2) (девочка) РУМЯНА — в наречии пишется столько же -Н-, сколько в слове, от которого оно образовано. 3) КОСНУТЬСЯ (темы) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса. 4) (дом) СТРОЯЩИЙСЯ — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-. 5) (отрезать) ПОЛ-ЛИМОНА — слова, начинающиеся с Л, пишутся с ПОЛ- через дефис. 1) БЕСПОЛЕЗНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. 2) ПОКРАШЕННЫЙ (забор) — в суффиксе -ЕНН- прилагательного пишется -НН-. 3) ВЫРАСТИТЬ (урожай) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения. 4) (охватывает) ДРОЖЬ — в существительных III склонения после шипящего буква Ь пишется. 5) (съел) ПОЛ-ЯГОДКИ — слова с ПОЛ- всегда пишутся через дефис. 1) (хорошо) ОБДУМАТЬ — приставка ОБ- неизменяемая. 2) ЗАСТЕЛЕНА (покрывалом) — в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-. 3) (маленький) РОСТОК — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях. 4) (тяжело) ДЫШИТ — в безударном окончании глагола I спряжения пишется И. 5) (думает) ПО-ДРУГОМУ — наречия с приставкой ПО- всегда пишутся через дефис. 1) (мне) БЕЗРАЗЛИЧНО — неизменяемая приставка БЕЗ-. 2) ОТОРВАННАЯ (пуговица) — в суффиксе полного причастия пишется -НН-. 3) ЗАПЕРЕТЬ (на ключ) — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях. 4) ТАЮЩИЙ (снег) — в причастии, образованном от II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-. 5) (встретиться) ПО-ДРУЖЕСКИ — наречия на суффикс –И с приставкой ПО- пишутся через дефис.
2) – Отрабатываем навыки постановки запятых к заданию 3 «Пунктуационный анализ» Упражнение 2
Спишите предложения в тетрадь. Расставьте знаки препинания. После каждого предложения укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении. Сделайте в предложениях обозначения, объясняющие постановку знаков. 1)За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.
2)Однажды(1) возвращаясь из Петровского(2) я заблудился в лесных оврагах(3) где под корнями дубов(4) вязов(5) и клёнов бормотали неугомонные ручьи(6) а на дне самых больших оврагов(7) можно было угодить (8)и в маленькие озёрца. 3)К счастью(1) окраины ледяных полей были сильно поломаны(2) айсберги отсутствовали(3) и только иногда(4) гряды мелкого льда(5) нагроможденные местами(6) на полях(7) представляли серьезную опасность. 4)По-моему(1) надо идти (2) в глубь леса(3) но мои подружки(4) врассыпную разбежавшиеся по поляне(5) уже сыплют в корзинки(6) кроваво-красные ягоды. 5)В четком строю(1) то выныривая(2) то пропадая(3) дельфины промелькнули по левому борту(4) и мне показалось(5) что они бегут(6) будто спасаясь(7) от чего-то. Упражнение 3
Спишите. Укажите союзы, главную и придаточную части, основы. Задайте вопросы от главной части к придаточной. Укажите виды придаточных предложений, используя таблицу в учебнике из параграфа 13 «Виды придаточных предложений».
1) Лёд уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно. 2) Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее. 3) Несмотря на то что доктора лечили его, давали пить лекарства, он всё-таки не выздоровел. 4) Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах. 5) Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу. 6) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его. 7) Где тонко, там и рвётся. 8) Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы.
|
|||
|