1. - Готовимся к ОГЭ. Повторяем материал к заданиям 5 и 3. В группах классов ВК выложен теоретический материал к заданию 5 – правила орфографии. При выполнении заданий можно воспользоваться этими правилами.
Упражнение 1
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. Дайте письменно пояснение, почему вы не выбрали оставшиеся ответы в каждом варианте.
1) (войти в) ЗДАНИЕ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
2) БАРАБАННЫЙ (бой) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
3) ЗАТИРАТЬ (швы на кафеле) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (ребёнок) ПЛАЧУЩИЙ — в причастии, образованном от глагола I спряжения, пишется суффикс -УЩ-.
Спишите предложения в тетрадь. Расставьте знаки препинания. После каждого предложения укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении. Сделайте в предложениях обозначения, объясняющие постановку знаков.
1)За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.
2)Однажды(1) возвращаясь из Петровского(2) я заблудился в лесных оврагах(3) где под корнями дубов(4) вязов(5) и клёнов бормотали неугомонные ручьи(6) а на дне самых больших оврагов(7) можно было угодить (8)и в маленькие озёрца.
3)К счастью(1) окраины ледяных полей были сильно поломаны(2) айсберги отсутствовали(3) и только иногда(4) гряды мелкого льда(5) нагроможденные местами(6) на полях(7) представляли серьезную опасность.
4)По-моему(1) надо идти (2) в глубь леса(3) но мои подружки(4) врассыпную разбежавшиеся по поляне(5) уже сыплют в корзинки(6) кроваво-красные ягоды.
5)В четком строю(1) то выныривая(2) то пропадая(3) дельфины промелькнули по левому борту(4) и мне показалось(5) что они бегут(6) будто спасаясь(7) от чего-то.
Упражнение 3
Спишите. Укажите союзы, главную и придаточную части, основы. Задайте вопросы от главной части к придаточной. Укажите виды придаточных предложений, используя таблицу в учебнике из параграфа 13 «Виды придаточных предложений».
1) Лёд уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.
2) Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее.
3) Несмотря на то что доктора лечили его, давали пить лекарства, он всё-таки не выздоровел.
4) Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.
5) Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.
6) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.
7) Где тонко, там и рвётся.
8) Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы.