Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция № 6.1 Психология профессиональной деятельности.Этническая психология



Лекция № 6. 1 Психология профессиональной деятельности. Этническая психология

Знать:

- основные направления психология профессиональной деятельности.

Формирование: ОК 1., ОК 2., ОК 4, ОК 8.

План занятия

1. Понятия «профессионализация», «профессиональная адаптация», «профессиональное становление», «профессионально важные качества».

2. Этапы профессионального становления.

3. Организационная культура. Типы организаций.

4. Понятия «менталитет», «национальный характер», «толерантность».

5. Болезнь и здоровье в религии и культуре

1 - Болезнь – большое несчастье в жизни человека, и для каждого медика, сознательно выбравшего свою профессию, смысл и счастье жизни состоит в том, чтобы побеждать недуги, облегчать страдания людей, спасать их жизнь. Уже само название «медицинская сестра» (раньше говорили «сестра милосердия») говорит о том, что больной ждет именно сестринского отношения к себе. Хотя условия работы сестер весьма трудны, многие из них самоотверженно окружают больного теплом и заботой, аккуратно выполняют свои обязанности, стараются облегчить страдания.
Нередко приходится слышать от среднего медицинского персонала, работающего в больнице или поликлинике, жалобы на физическую усталость, плохое настроение, неудовлетворенность работой. При этом усталость и раздражительность чаще всего бывают вызваны не объемом выполненной работы, а эмоциональной нагрузкой, которой она сопровождается. Особенно это касается работы медсестры и фельдшера, зачастую играющих роль промежуточного звена между врачом и пациентом. Если фельдшер, акушерка или сестра выполняют свои обязанности автоматически, ограничиваясь выдачей лекарств, проведением инъекций, измерением температуры и прочими манипуляциями, то при всей их важности и необходимости на первый план выступает лишь технический подход. К сожалению, в такой ситуации отсутствует благоприятное психологическое воздействие, в котором человек нуждается в наименьшей степени.
- Психологи выделяют разные типы профессионального поведения среднего медперсонала и реакций больных на их поведение. Примером может служить типология медсестер, описанная И. Харди.
- Вспомните, какие типы медсестер выделил И. Харди.
О психологической работе с больным можно говорить лишь тогда, когда медработник обладает навыками ухода за пациентом. Именно физический уход за больным человеком является основой контакта между ним и медсестрой, служит прочной связующей нитью. Добросовестная работа фельдшера, акушерки, медсестры по уходу за больным придает ему уверенность в выздоровлении, формирует благоприятное психологическое взаимодействие между ними и таким образом повышает эффективность лечения. Забота и внимание важны как в чисто физическом, так и в психологическом аспекте, так как эти две сферы невозможно разделить. Больной человек стремится освободиться от болезни, выздороветь ожидает помощи, поддержки, заботы. Нереализованность этих ожиданий, само болезненное состояние вызывают повышенную обидчивость, раздражительность, избыточную чувствительность.
То, как медсестра подает больному лекарство, как обращается с ним при выполнении процедур, может передавать всю гамму чувств, связывающих ее с больным. Слова и действия при этом имеют не только конкретное значение, но и эмоциональный контекст и воздействие. Мягкость, ласковость, терпеливость и нежность - и есть те основные элементы хорошего стиля работы, в которых выражаются внимание и человеческая любовь к больным.
В работе медсестры или фельдшера для больного часто важнее не то, «что» она делает, а то «как» она это делает.
Методы, формы проявления заботы и внимания зависят от конкретного пациента и ситуации, в которой осуществляется уход. Забота и любовь будут проявляться по-разному, если больной – ребенок, взрослый или пожилой человек. Отношение со стороны медицинского работника никогда не должно носить интимного характера, побуждать больных к панибратству. Если медсестра хорошо контролирует ситуацию, предупреждает недвусмысленные отношения, устраняет возможные недоразумения, то ей не грозит опасность быть неправильно понятой. Определенное постоянство в поведении, общении; ровное, хорошее настроение располагают к ним пациентов.
Умение хранить тайны больных также повышает доверие к медработникам. Медицинская сестра, не владеющая служебной этикой, может рассказывать, что случилось в палате, отделении, больнице. Может распространять ненужные сведения, тем самым вызывая страх и беспокойство у пациентов и их родственников.
Понимание страхов, надежд, сомнений больного помогает медсестре (фельдшеру) психологически правильно влиять на его общее эмоциональное состояние, вселять веру в выздоровление. Поэтому для медсестры очень важны умение и желание понять больного. Очень полезно познакомиться с особенностями личности больного; знать, чем он занимается, каковы его интеллектуальный уровень, образование.
Чуткость в работе медсестры или фельдшера тесно сочетается с профессиональной наблюдательностью. Внимательный медработник заметит малейшие изменения в самочувствии, настроении, поведении больного и сможет предпринять необходимые действия. Грубая, небрежная, вспыльчивая и раздражительная медсестра производит тяжелое впечатление на пациентов.
- В каждом направлении медицины (хирургия, терапия, педиатрия и др. ) существуют свои специфические особенности работы, свои особенности больных, зависящие от формы заболеваний. Все это требует специальных знаний. Частично мы будем изучать их в курсе медицинской психологии, частично вы будете осваивать непосредственно на практике у постели больного, в процессе наблюдения за работой опытных медработников.

2. Этапы профессионального становления.

 

Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда)
Очевидно, что профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления — к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.
В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:
- предварительный этап — человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности. Первоначально он имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, затем получает информацию о профессиях и их особенностях входе занятий в школе, при наблюдении, в общении, на временных подработках и т. д. В конце этого этапа молодой человек переходит к непосредственному выбору своей будущей профессии;
- подготовительный этап — человек получает среднее и высшее профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно;
- этап адаптации — начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы;
- этап профессионализации — этап превращения специалиста в профессионала, процесс совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. В строгом смысле именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы — только подготовка к нему; о этап уменьшения активности — снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста.
Сегодня подготовительный этап становления профессионала имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях.
Считается также, что современный специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющаяся экономическая ситуация часто приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности. По этим причинам профессиональное образование сегодня выходит из узких рамок «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни. Этим задачам соответствует современная концепция непрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере.
Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.

3. Профессионально-важные качества медицинского работника.

 

- Современное развитие здравоохранения предъявляет к среднему медработнику высокие требования, особенно касающиеся его психологических качеств. Поэтому медсестра, занимаясь самовоспитанием, должна ориентироваться на модель личности современного специалиста-медика (так называемую профессиограмму), в которой обобщены не только необходимые знания, умения и навыки, но и профессионально важные личностные свойства. Личность любой медсестры индивидуальна, и все-таки можно отметить черты, характерные для всех наиболее успешных медицинских сестер.
К необходимым личным качествам медицинского работника стоит отнести:
- энтузиазм и гордость своей профессией;
- уверенность в себе – веру в себя, в свое умение лечить пациента;
- сильный характер – умение проявлять упорство и выполнять намеченные планы;
- порядочность, от которой иногда может зависеть жизнь пациента;
- искренность, которая проявляется в честности с самим собой и пациентами;
- доброжелательность – умение видеть положительное во всех людях и во всех ситуациях;
- инициатива заключается в принятии на себя персональной ответственности за свои действия и настроение;
- оптимизм – понимание важности позитивного мышления и позитивных убеждений;
- аффилиация – потребность в установлении и сохранении добрых отношений с пациентами.


К числу профессиональных психологических качеств медицинских работников стоит отнести следующие способности:
- психологической поддержки пациента;
- индивидуального общения медработника с пациентом;
- общения с пациентами различных возрастных групп;
- общения с пациентом, длительно находящимся в стационаре;
- поддерживать общий доброжелательный настрой медперсонала, его терпимость и готовность помочь пациентам;
- осуществлять психологический уход за умирающим;
- оказывать помощь в преодолении страха смерти;
- оказывать самопомощь регулировать свое эмоциональное состояние.

 

- Как уже отмечалось выше, особое место в обеспечении профессионального успеха медсестры, занимают психические качества и свойства личности, которые можно объединить в психограмму. Вопрос о профессионально значимых качествах медицинской сестры мы разберем подробнее на семинарском занятии. Необходимо подготовить информацию по этому вопросу и составить профессиограмму профессии «Медсестра».

4. Формы профессиональной деформации (СЭВ, СХУ)

 

– Каждая профессия может способствовать развитию человека и совершенствовать его личные качества на пользу общества. Однако может также вызывать и негативные изменения личности, его характера. Работа с больными связана с опасностью профессиональной психологической деформации, которая проявляется в синдроме профессионального выгорания и синдроме хронической усталости.
Избыточная эмоциональная включенность медсестры в переживания больного, повышенный уровень тревоги, неуверенность и опасения в отношении возможных последствий приводит к хроническим эмоциональным перегрузкам. В этом случае развивается СЭВ. Термин «синдром эмоционального выгорания» введен был психологом Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Основными симптомами СЭВ являются:
- усталость;
- психосоматические проблемы;
- бессонница;
- отрицательное отношение к выполняемой деятельности;
- агрессивные тенденции;
- негативное отношение к себе;
- пессимизм;
- тревожные состояния;
- чувство вины.

По мере накопления опыта работы, медсестра получает возможность контролировать степень эмоциональной вовлеченности. Однако, значительное напряжение эмоций, волнение за пациента сохраняется в течение всей профессиональной деятельности медсестры, (а значит, велика вероятность развития СЭВ).
Длительное воздействие стресса на иммунную систему медсестры может привести к возникновению синдрома хронической усталости (СХУ). При этом медсестра ощущает постоянную усталость, чувствует изнуренность и опустошенность, испытывает дискомфорт и депрессию. Быстрому утомлению способствует и отрицательная настроенность к труду, внешне выражающаяся в состоянии раздражения.
Профессиональная усталость медсестры включает, прежде всего, усталость от пациентов, обусловленная постоянным эмоциональным контактом с большим количеством больных людей. Появлению усталости может способствовать также большая ответственность за жизнь и здоровье пациентов, а также организация работы в системе здравоохранения (большой объем работы, дежурства, ночные смены). Немаловажную роль играет общее отношение к жизни, наличие или отсутствие жизнеутверждающей позиции, отношения с коллегами, стиль жизни, проблемы, не связанные с работой.
Для предупреждения профессиональной деформации медсестры важно, чтобы она имела удовлетворяющую ее личную жизнь. Желательно, чтобы специфика профессиональной деятельности как можно меньше сказывалась на ее социальном окружении вне стен медицинского учреждения, на ее взаимоотношениях в семье и с друзьями.

Понятия «менталитет», «национальный характер», «толерантность».

1. Болезнь и здоровье в религии и культуре.

1.      Менталитет – устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущих той или иной этнической группе, нации, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли конкретного человека. Менталитет складывается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности. Черты менталитета ярко проявляются в поведении его носителей и становятся особо заметными, если человек попадает в другую культурную среду.

        Национальный характер - это система отношений конкретной этнической общности к различным сторонам окружающей действительности, проявляющееся в устойчивых стереотипах их мышления, эмоциональных реакциях и поведении в целом. Национальный характер представляет собой сочетание физических и духовных черт, которые отличают одну нацию от другой.

Толерантность - термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

2.       Рассматривая народную медицину как составную часть этнокультурной системы, мы отметили ее фундаментальную роль в жизнедеятельности традиционного общества, в сохранении, накоплении, отборе знаний и традиций. И вполне закономерен вопрос о том, каким образом это достигалось практически.

Известно, что важнейшую роль в этом играла религия, выполняя нормативно-регулятивную функцию. Следует пояснить, что религия в традиционных обществах выступает отнюдь не некоей тотальной идеологической силой, будь то институт церкви или жречества. Можно говорить лишь о комплексе религиозных, мифологических верований, тесно переплетенных с традициями, нормами, ценностями культуры данного народа.

Так называемые архаические религии, или языческие культы, тесно взаимосвязаны с народной медициной. Поскольку смысл действий народных целителей может быть понятен лишь немногим посвященным, а предписания их необходимо осознавать и выполнять всем в общности, поэтому врачевание освящалось религиозным культом, наделялось связью со сверхъестественными силами, что усиливало психотерапевтический эффект.

Религия придавала форму нормам и правилам народной медицины, культурным традициям. Однако с развитием социальной структуры общности, все более усложнявшимися религиозными отношениями эта форма нередко получала самодовлеющее развитие, что вело к отрыву от реальнрго содержания народной медицины, культурной традиции.

Так возникло противоречие, и более того, тормозились развитие и функционирование народной медицины.

Хорошо иллюстрирует это создавшееся отношение к народной медицине как к вредному проявлению язычества, изживавшегося в цивилизованном обществе. Например, христианская церковь боролась с народными целителями как с прислужниками нечистой силы, посланниками дьявола еще в средние века: в Европе велась борьба с колдовством, включающим в себя своеобразную форму народной медицины.

Но вернемся к взаимосвязи народной медицины с нормативно-регулятивной функцией религии.

Так как народная медицина призвана не только лечить, но и предупреждать заболевания, обеспечивая профилактическую, санитарно-гигиеническую помощь, предписания ее для здоровых в религиозной форме осуществлялись на всех этапах жизненного цикла человека: от рождения до смерти. И даже еще до рождения — путем регуляции сексуального поведения в период беременности.

Регулированию, регламентации подлежали пища (пищевые! запреты), некоторые формы поведения, участие в ритуалах, в тех или иных видах труда, связанных с особенностями биологии мужчины и женщины и т. д.

Все запреты (табу) можно условно разделить на два вида:

- постоянные, касающиеся всех членов общности (например, запрет на убиение тотемического животного);

- ограниченные определенным место (святое место), временем (сезоном, периодом жизни — детством, подростковым возрастом, старостью либо, функционально — беременностью), а также видом поведения (запреты сексуального поведения).

Так с помощью религиозных предписаний народная медицина воздействует на формы сексуальных отношений, репродуктивное поведение, контрацепцию, рождение и воспитание ребенка, брак и на ритуалы погребальных обрядов.

По-видимому, имеет смысл рассматривать вслед за В. Рейнольдеом и Р. Таннером («Биология религии», 1983) фундаментальное назначение регулятивной функции религии в охране наследственности и репродуктивной стратегии этноконфессиональной общности.

Важнейшая черта народной медицины заключается в стремлении соответствовать особенностям жизнедеятельности людей в конкретных этнокультурных условиях, к которым относятся и тип хозяйства, и природные условия, и специфика биологии организма.

При этом эффективность приемов и средств народной медицины зависит во многом от того, разделяют ли пациенты ценности этнокультуры, насколько усвоены традиционные стереотипы поведения, распространенные в ней.

И эту специфичность действия народной медицины, обусловленную особенностями этнокультурного и экологического окружения, нельзя не учитывать при использовании ее опыта в современной медицине.

И, наоборот, при лечении представителей этнических групп там, где еще сильно влияние традиционной культуры, методами современной медицины необходимо учитывать культурно-психологические и биологические особенности их жизнедеятельности.

Наибольшее внимание следует обратить на те особенности протекания болезней, которые варьируют в зависимости от комплекса культурно-экологических условий.

Важно учесть именно то, что народная медицина есть органическая часть этнокультурной системы, учитывающая определенные биологические, экологические, социально-культурные особенности, среди которых существенную роль играет своеобразие религиозных верований, выражающих этнокультурные ценности данной общности.

Целый ряд религиозных культов непосредственно связан с народной медициной, ее средствами — целебными травами, животными, из которых приготовлялись лекарства, а также минералами, используемыми в терапии. Распространенность таких культов с их магическим ритуалом способствовала усилению психотерапевтического эффекта при употреблении соответствующих лечебных средств.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.