Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анна Андреевна Ахматова



Анна Ахматова – человек высокой духовной и интеллектуальной культуры, сумевший через невероятные испытания пронести царственное достоинство и верность себе, – символизирует величие России, её гордый дух. Она родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Отец Ахматовой был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком её перевезли в Царское Село под Петербургом: там она прожила до 16 лет и училась в Царскосельской женской гимназии. Первые стихи Ахматова написала, когда ей было 11 лет. В 1905 году родители Ахматовой расстались, и мать с детьми уехала на юг. Год семья прожила в Евпатории, где Ахматова дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала множество, по её словам, беспомощных стихов. Последний класс гимназии она заканчивает в 1907 году в Киеве. Там же Ахматова начинает учиться на юридическом факультете Высших женских курсов, затем поступает на Высшие историко-литературные курсы в Петербурге, но не оканчивает их. В 1910 году Ахматов вышла замуж за Н. Гумилёва, и супруги поехали на месяц в Париж. Мировую культуру Анна Андреевна изучала не только по книгам, она много путешествовала: весну 1911 года провела в Париже, в 1912 году проехала по Северной Италии. 1 октября 1912 года родился её единственный сын Лев. В 1911 году Ахматова входит в организованный Гумилёвым «Цех поэтов». До революции 1917 года её дни были активны и насыщены, её окружали незаурядные люди. Ахматова читает свои стихи на «Башне» Вячеслава Иванова, в «Бродячей собаке», в Городской думе Петрограда на литературном вечере, выпускает сборники стихотворений. В первый поэтический сборник Ахматовой 1912 года «Вечер» вошли 46 стихотворений. В ранних стихах Ахматовой главные герои – Он и Она. Стихи похожи на любовный роман – в центре внимания поэта психологические портреты героев, история их отношений, сюжеты чувств. И чаще всего это неразделенное чувство, приводящее к разлуке, «невстрече». Через выразительные детали Ахматова передает оттенки чувств лирической героини, её душевное состояние:  Сразу стало тихо в доме, Облетел последний мак, Замерла я в долгой дреме И встречаю ранний мрак. Плотно заперты ворота, Вечер черен, ветер тих. Где веселье, где забота, Где ты, ласковый жених? Не нашелся тайный перстень, Прождала я много дней, Нежной пленницею песня Умерла в груди моей. В марте 1914 года вышла вторая книга – «Чётки», укрепившая успех ахматовской поэзии. Здесь любовный роман развивается, часто переплетаясь с темой города. Героем лирики Ахматовой становится Петербург, «город, горькою любовью любимый»: Вновь Исакий в облаченье Из литого серебра. Стынет в грозном нетерпенье Конь Великого Петра. Ветер душный и суровый С черных труб сметает гарь… Ах! своей столицей новой Недоволен государь. За десять лет Ахматовой было выпущено пять поэтических сборников. Почти всё это десятилетие Анна Андреевна окружена толпой поклонников; о ней слагают стихи Блок и Мандельштам, её портреты пишут Петров-Водкин, Анненков и Модильяни. Тема ранних стихов Ахматовой – трагедия любви. Вроде бы вечная тема, но в голосе Ахматовой чувствуется своя собственная манера. Особая разговорная манера, внутренняя музыкальность, сюжетность, исповедальность, глубина переживаний. С началом Первой мировой войны, а затем революции 1917 года стихи Ахматовой приобретают новое звучание. Выйдя за пределы личностной тематики, она заговорила уже не голосом женщины, а жены: в стихах крепнет «голос отречения», слышится библейская торжественность. Уже с самого начала в Ахматовой жили качества творческие и человеческие, которые дали ей возможность стать народным поэтом в трагические времена. Она вместе с народом готова пережить выпавшие на долю страны испытания:  Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час; Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. В основе композиции стихотворения лежит принцип антитезы. В первой строфе лирическая героиня словно обозначает резкую границу между собой и «бросившими землю». Вторая строфа посвящена «изгнанникам». «Изгнанники» у поэтессы не только несчастны и их дорога «темна», они – «жалки». Несмотря на то, что в русской поэзии образ изгнанника, странника часто опоэтизирован, у Ахматовой он теряет весь свой романтический ореол. По ее мнению, изгнанничество лишь унижает человека. Третья и четвертая строфы о трагической судьбе своего поколения и великом смысле, значительности этой жизни. Стихотворение 1915 года «Молитва» передаёт ощущение России, любовь к ней, тревогу за неё: Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар - Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. Любовь к родине и тревога за неё определили решение Ахматовой остаться в России после революции 1917 года. Тогда были написаны потрясшие многих строки «Мне голос был…», по поводу которых А. Блок сказал: «Ахматова права – это недостойная речь. Бежать от русской революции – позор». Мне голос был. Он звал утешно. Он говорил: " Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный. Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль порожений и обид". Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный слух.  В 1920-е годы начинается изгнание Ахматовой из литературы. Её поэзию хоронят как «чуждую новому человеку». В 1927 году на Ахматову заводят дело в ОГПУ, начинается шельмование её в пролетарской критике. 16 лет, с 1924 до 1940 года, стихи Ахматовой вообще не появлялись в печати.   Ахматовой выпало на долю такое время и такая судьба, когда люди метались в страхе, горе и отчаянии: расстрел мужа, три ареста сына, вторая мировая война, гибель близких друзей. Все пережитые страдания легли в основу ее знаменитой поэмы «Реквием». Это живая боль, кричащее горе матери, потерявшей сына, сдавленный стон, проникновенная мольба; это скорбный дневник человека, доведенного отчаянием до безумия и смерти: И упало каменное слово На мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь. У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. А не то... Горячий шелест лета, Словно праздник за моим окном. Я давно предчувствовала этот Светлый день и опустелый дом. Великую Отечественную войну Ахматова восприняла как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами. Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны. Из осажденного Ленинграда Ахматову в тяжелом состоянии эвакуируют в Ташкент, где она прожила до 15 мая 1944 года. Там было написано стихотворение «Мужество», его опубликовали в «Правде» 8 марта 1942 года, и на время оно примирило официальную литературу с Ахматовой. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! В 1946 году выходит Постановление ЦК КПСС, практически перечеркивающее все творчество Ахматовой. Её творчество объявляется далеким от народа и ненужным советскому человеку. Ахматову исключают из Союза писателей. Время с конца 1950-х годов самое благополучное в послереволюционной судьбе Ахматовой. Её стихи публикуются в прессе, выходят книги. В 1964 году она впервые после долгого перерыва читает стихи публично. В начале 1960-х годов стихи Ахматовой, запрещенные в СССР, печатаются в зарубежных изданиях, переводятся, изучаются. Приходит мировое признание: в Италии она получает премию, в Англии ей присуждается почетная докторская степень.   В последние годы жизни Ахматова продолжает думать о сущности поэзии, музыки. Трагическая ахматовская летопись завершается господствующей в последних стихах мыслью о том, что мудрость человека и художника состоит в постижении «сладости бытия»: Пусть всё сказал Шекспир, милее мне Гораций. Он сладость бытия таинственно постиг…    

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.