|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическое занятие № 20:Определение максимального потребления кислорода (ОМПК)Практическое занятие № 20: Определение максимального потребления кислорода (ОМПК) Цель работы: Определение функционального состояния систем дыхания и кровообращения, оценка состояния здоровья и резервных возможностей адаптационных систем. Задание: 1. Внимательно прочитать данное методическое руководство. 2. Самостоятельно определить МПК в соответствии с порядком выполнения работы. 3. Сделать вывод о функциональном состояния систем дыхания и кровообращения, состоянии здоровья и резервных возможностях адаптационных систем организма. 4. Оформить отчет по проделанной работе в соответствии с требованиями. 5. Ответить на контрольные вопросы, приведенные в конце данного методического руководства. Требования к оформлению отчета: Отчет должен содержать: 1) название и цель практической работы; 2) краткое описание методов работы; 3) описание расчетов МПК; 4) анализ полученных результатов и вывод по работе. Теоретическое введение. Для оценки резервных возможностей адаптационных систем и состояния здоровья используют тест максимального потребления кислорода (МПК). Этот тест позволяет судить о резервных возможностях дыхательной, сердечно-сосудистой и других адаптационных систем. Величина МПК зависит, главным образом, от развития систем дыхания и кровообращения. Поэтому Всемирная организация здравоохранения считает тест МПК объективным и информативным интегральным показателем функциональных возможностей человека. Наиболее распространен косвенный метод определения МПК. С этой целью применяют метод «степ-теста» (восхождение на ступеньку высотой 30–35 см для детей и 50 см для взрослых). Порядок выполнения работы: 1. Перед выполнением нагрузки у испытуемого определяют массу тела. 2. Затем по команде экспериментатора испытуемый начинает восхождения на ступеньку в среднем темпе (20 восхождений в минуту) в течение 4 минут. 3. Затем проводят обработку результатов: Зная массу тела испытуемого, высоту скамейки и количество циклов в минуту, рассчитывают мощность работы по формуле N = P ∙ h ∙ n ∙ K, где N – мощность работы, кг× м/мин; Р – масса тела испытуемого; h – высота ступеньки, м; n – число циклов; K – коэффициент, учитывающий величину работы при спуске со ступеньки, который определяется по табл. Таблица 1. Коэффициенты подъема и спуска для детей и взрослых
4. Затем по формуле Добельна рассчитывают величину МПК в л/мин: МПК= А х N х К, Н-П где N – мощность работы, кг× м/мин; Н – пульс на 5-й минуте, уд. /мин; А – коэффициент поправки к формуле в зависимости от возраста и пола, который находится по табл. 2; П – возрастно-половой коэффициент поправки к пульсу, который находится по табл. 2; К – возрастной коэффициент, который находится по табл. 3.
Таблица 2. Поправочные коэффициенты зависимости от возраста и пола для расчета величины МПК
Таблица 3. Величина возрастного коэффициента
5. Затем рассчитывают относительную величину МПК (на кг массы тела) по формуле
МПК = МПК / Р, где Р – масса тела, кг. 6. Сравнивая полученные результаты с данными оценочной табл. 4, определяют уровень физической работоспособности. По результатам работы сделайте вывод об адаптивных возможностях и состоянии здоровья обследуемого.
Таблица 4. Оценка физической работоспособности по показателям МПК/кг
Пример: После проведения тестирования и выполнения расчетов выявили, что величина МПК/кг у студента 19 лет составляет 31, 6 мл/мин/кг. Полученный результат свидетельствует о том, что у данного студента низкая физическая работоспособность и, соответственно, низкие резервные возможности адаптационных систем организма. Это может послужить причиной снижения устойчивости не только к физическим нагрузкам, но и к различного рода заболеваниям.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|