Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Для обратной связи с преподавателем отправляйте выполненные задания на электронную почту: gerasimova412210@yandex.ru



  Для обратной связи с преподавателем отправляйте выполненные задания на электронную почту: gerasimova412210@yandex. ru

                     

 Тема урока: Практическое занятие « Создание А. И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность»

Цель:  сформировать у студентов представления о социалистических идеях А. И. Герцена, охарактеризовать его издательскую деятельность в середине XIX века.

Задание

Прочитайте отрывок из учебника!

 

 Прочитайте текст (Приложение 1) и ответьте письменно на вопросы:

1)Перечислите работы, где А. И. Герцен изложил свои идеи

 «о русском социализме».

2)Как возникла теория общинного, или русского, социализма?

3)«Русский социализм» был ориентирован на ….

4)Главные цели «русского социализма»?


                          Приложение 1

 «Основные положения теории «русского социализма» А. И. Герцена»

В 30-х годах XIX в. в России начинают развиваться идеи утопического социализма. Под утопическим социализмом понимается совокупность тех учений, которые выразили идею желательности и возможности установления такого общественного строя, где не будет эксплуатации человека человеком и иных форм социалистического неравенства.

Утопический социализм отличался от прочих утопий тем, что в нём зародилась и получила развитие идея общего, подлинного равенства. Предполагалось строить это идеальное общество на базе или с учётом достижений материальной и духовной культуры, которые несла с собой буржуазная цивилизация. Новая трактовка общественного идеала: совпадение, соединение личных и общественных интересов. Социалистическая мысль принимала в России особые формы, развиваясь российскими мыслителями желавшими «приспособить» общие принципы социализма к условиям своего отечества. Противоречивость проявлялась прежде всего в том, что основной формой утопического социализма в России закономерно оказывался социализм крестьянский («русский», общинный, народнический), выступавший идеологическим оформлением интересов революционного и демократического, но всё же буржуазного развития.

Основоположником русского социализма стал Александр Иванович Герцен (1812-1870 гг. ). Своё духовное пробуждение Герцен связывал с восстанием декабристов. Открывшийся четырнадцатилетнему мальчику «новый мир» не был ещё ясно осознанным. Но это восстание пробудило в душе Герцена первые, хотя ещё и смутные, революционные устремления, первые мысли о борьбе против несправедливости, насилия, произвола. «Сознание неразумности и жестокости самодержавного политического режима развило в Герцене непреодолимую ненависть ко всякому рабству и произволу».

Большой интерес вызывала у Герцена философия истории. В начале 40-х г. г. он приходит к выводу, что где нет философии как науки, там не может быть и твёрдой, последовательной философии истории. Такое мнение было связано с тем представлением о философии, которое сложилось у него в результате знакомства с философией Гегеля. Он не интересовался теоретической основой философии, она интересовала его постольку, поскольку её можно было применить на практике. Герцен нашёл в философии Гегеля теоретическое основание своей вражды с существующим; тот же тезис о разумности действительности он раскрыл совсем по-другому: если существующий общественный порядок оправдывается разумом, то борьба против него оправдана - это непрерывная борьба старого и нового. В результате изучения философии Гегеля Герцен пришёл к выводу, что: существующая русская действительность неразумна, поэтому борьба против неё оправдана разумом. Понимая современность как борьбу разума, воплощённого в науке, против неразумной действительности, Герцен соответственно этому строит целую концепцию всемирной истории, получившую отражение как в работе «Дилетантизм в науке», так и в «Письмах об изучении природы». Он усматривал в гегелевской философии высшее достижение разума истории, понятого как дух человечества. Этот воплощенный в науке разум Герцен и противопоставил неразумной, безнравственной действительности.

«Былое и думы» - величайшее произведение Герцена, написанное в жанре мемуаров. У истоков замысла лежит трагедия любви, крушение личного счастья писателя. Книга писалась 6 лет. Первая часть посвящена детским годам и периоду студенческой поры. Вторая часть - годам тюрьмы и ссылки. Часть третья повествует о жене Герцена - Наталье Александровне и о жизни во Владимире. Четвертая часть посвящена поре духовной возмужалости Герцена. В пятой части он повествует о начале своего знакомства со странами Западной Европы. Часть шестая охватывает период жизни Герцена в Англии с 1852 по 1864 г. Содержание седьмой части охватывает историю Вольной русской типографии и «Колокола», отношения их создателей с русской политической эмиграцией в 50 - 60-е годы. Восьмая часть запечатлела последний этап идейной и творческой эволюции Герцена.

Работы Герцена конца 60-х годов посвящены эволюции взглядов на «русский социализм». Впервые идеи «русского социализма» были изложены Герценом в статье «Россия» (август 1849 г. ). Термин «русский социализм» он вводит в статье « Порядок торжествует! » В статье «Россия» он пишет, что именно Россия находится ближе к социалистической революции; рассказывает о русской общине. Эта статья - первый набросок идей « русского социализма»4. Проблеме крепостного права посвящены три статьи Герцена под названием «Русское крепостничество» (декабрь 1852 г. ). Здесь он впервые сформулировал идею об исключительности сельской общины в России. Крестьянской общине посвящена и статья « Крещеная собственность». Особый интерес представляют «Исторические письма» П. Лаврова (1870), статьи «Вперед! – Наша программа» (1873), «Рабочий социализм» (1875), «Государственный элемент в будущем обществе» (1876) и др. Лавров выдвигает теорию «рабочего социализма». Представляют большой интерес и статьи П. Ткачева: «Набат» (1875), «Революция и принцип национальности» (1878). Одно из центральных мест в идеологии народничества занимают работы М. Бакунина. Широко известными уже в тот период были его работы «Наша программа»(1868), «Государственность и анархия (Прибавление «А»)» (1873). Кроме взглядов Бакунина на русскую общину и социализм в работах прослеживаются идеи анархизма, сделавшие его знаменитым при жизни.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.