Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рафаэль Санти (1483 – 1520)



 

11 тема (3 класс)

Рафаэль Санти (1483 – 1520)

РАФАЭЛЬ (Рафаэлло Санти), итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров монументальной живописи эпохи Возрождения, великий портретист.

2 периода творчества:
• ранее, до отъезда в Рим, картины, написанные во Флоренции, творчество под влиянием Леонардо да Винчи;
• творчество зрелой поры, Римский период (с 1508 по 1520 год).

Рафаэль первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у местного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он переехал в столицу Умбрии Перуджу, чтобы продолжить образование в мастерской известного живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой мастер быстро превзошѐ л своего учителя.

В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. В первое десятилетие 16 в. во Флоренции одновременно с Рафаэлем работали два великих мастера Высокого Возрождения: Микеланджело и Леонардо да Винчи. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии.

Д. Ваззари: «Рафаэль … рассудил, как человек огромнейшего ума, что живопись не ограничивается писанием нагих тел, что область её шире, что современным живописцем можно назвать и того, кто умеет хорошо и легко изобретать сюжеты картин и фантазировать, что художник, создающий стройную композицию, не слишком её загромождая, но и не обедняя, всё располагающий в соответствующем порядке, может быть наименован мастером мощным и образцовым».

Рафаэля называли Мастером Мадонн. Настроение душевной чистоты, ещѐ несколько наивное в одной из его первых небольших картин — «Мадонна Конестабиле» (1502— 1503 гг. ), — приобрело возвышенный характер в лучшем произведении раннего периода Рафаэля — «Обручение Марии» (1504 г. ). Происходящая на фоне чудесной архитектуры сцена обручения Марии и Иосифа представляет собой образ высокой красоты. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. Выразительны, певучи, метки и пластичны их движения, позы и жесты: например, сближающиеся руки Марии и Иосифа, надевающего ей на палец кольцо. В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Золотистые, красные и тѐ мно-зелѐ ные тона, созвучные с мягкой голубизной неба, создают праздничное настроение.

В 1504 г . Рафаэль переехал во Флоренцию ( Флорентийский период ). Здесь его творчество обрело зрелость и спокойное величие. В цикле Мадонн он варьировал изображение молодой матери с Младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. Особенно хороша «Мадонна в зелени» (1505 г. ). В картине использована пирамидальная композиция Леонардо, а колориту присуща тонкая гармония красок. «Наложение» фигур на перспективный фон становится уже характерной чертой ренессансной картины.

Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508 г. его пригласили к папскому двору в Рим ( Римский период ). Художник получил заказ на роспись парадных апартаментов Папы, так называемых станц (комнат) в Ватиканском дворце. В этих помещениях Рафаэль и его ученики украсили потолки позолоченным стуком и росписями, пол выложили узорчатым мрамором, а каждую стену до декоративной панели покрыли многофигурными фресками. Росписи ватиканских станц (1509—1517 гг. ) принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие мастера не только Рима, но и всей Италии. Сюжет росписи – четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: «Диспут», «Афинская школа», «Мудрость, Мера и Сила» и «Парнас». «Афинская школа» - одна из лучших его работ. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. В её центре фигуры величественного старца Платона с портретными чертами Леонардо да Винчи и чернокудрого вдохновенного Аристотеля. О различии их философских доктрин свидетельствуют указующие жесты: Платона - на небо, Аристотеля - на землю. Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окруженный учениками, читает книгу, справа Евклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске. Погружен в глубокую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображен Микеланджело). Неподалёку от Платона беседует со слушателями Сократ, а на ступенях полулежит основатель философской школы киников Диоген. У края фрески Рафаэль изобразил самого себя.

Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем. Мастер готовился к созданию своего великого шедевра - «Сикстинской Мадонны» (1515—1519 гг. ) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ совершенной красоты. Эта большая алтарная картина изображает не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, а чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего Сына как искупительную жертву. В обрамлении зелѐ ных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. Взгляд еѐ тѐ мных без блеска глаз устремлѐ н мимо и как бы сквозь зрителя. Этому взору доступно то, что скрыто от других. В образе Христа, крупного красивого ребѐ нка, угадывается что-то не по-детски напряжѐ нное и провидческое. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. Благоговейно потупившая взор Святая Варвара легко парит в облаках. Два ангелочка, облокотившиеся на парапет, смотрят вверх и возвращают внимание зрителя к центральному образу. Впервые в творчестве Рафаэля религиозный образ устанавливает полный контакт со зрителем.

В общей точке зрения на искусство Рафаэля он – мастер монументальной живописи и картин религиозного содержания, которые прославили художника и считаются его наивысшим достижением в изобразительном искусстве. Портреты же рассматривались постольку-поскольку. Это связано с тем, что ранее были другие приоритеты. На протяжении всего 15 века портретный жанр развивался от «портретов-внешнее сходство» до «портретов-богатство внутреннего мира» (то, что высоко ценилось в эпоху Высокого Возрождения).

Большое влияние на творчество Рафаэля оказал Леонардо да Винчи. Леонардо портретное изображение ставил очень высоко, считая, что в этой области с живописцами вообще никто не может сравниться: «Выбери поэта, который описал бы красоты женщины её возлюбленному, и выбери живописца, который изобразил бы её, и ты увидишь, куда природа склонит влюблённого судью».

«Мона Лиза» стала для молодого Рафаэля источником подражания в период создания первых ранних портретов. Они в большинстве своём не имеют глубоких психологических характеристик, которые станут отличительным признаком портретного искусства зрелого Рафаэля.

Рафаэль постоянно изучал натуру, причем вначале он делал наброски поз, используя манекены, затем рисовал обнажённое тело с модели, и с неё же – одеяния. В его рисунках, набросках всегда чувствуется контур, охватывающий всю форму. Это свойство является и свойством его живописных портретов, где контур основных объёмов не поглощается «сфумато», как у Леонардо, а наоборотясен и чёток. Например, рисунки: «Голова мужчины» и «Полуфигура девушки в профиль».

Одними из лучших работ в портретном жанре, относящихся к раннему периоду творчества, являются парные портреты супругов Анджело и Маддалены Дони. При соединении портретов пейзаж составляет одну линию и образует цельную композицию. Портрет Маддалены почти без всяких изменений следует «Моне Лизе» да Винчи. Разница состоит в том, что Рафаэль выписывает множество мелких деталей, украшений, возможно по просьбе заказчиков. Рафаэль следует за внешним обликос, сухо передаёт формы. Пейзаж у Леонардо – таинственный, загадочный, одухотворённый, а у Рафаэля – воспринимается спокойным фоном, который никак не дополняет и не оживляет облика Маддалены, а даже ещё больше подчёркивает её грузность и полноту фигуры. Черты лица некрасивы, не идеализируются художником. Так же не идеализирует, не придаёт значительности и величавости изображению Анджело Дони. Фигура его более обобщена и цельна. Композиции двух портретов практически зеркальны. В основе цвета – контраст. Уже в этих портретах проявились основные черты письма автора, которые полностью разовьются и станут определяющими позже, в Риме.

И «Дама с единорогом», где единорог – символ целомудрия. История этого портрета сложна. На нём видны различные повреждения, подправления и записи. Само содержание образа менялось, одно время портрет преобразовали в св. Екатерину Александрийскую, единорог был скрыт, а на его месте был написан диск. Исследователи относят его к раннему творчеству. Можно сказать, что только в этом портрете среда воздушная, светлая и ясная.

Особенности портретной живописи Рафаэля:
• Предварительные зарисовки
• Ясный контур фигуры
• Портретное сходство
• Нет идеализирования
• Ясная композиция
• Приём цветовых и композиционных контрастов
• Внимание к деталям.

По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве. Мы уже знаем, что начинает Рафаэль свою работу в Риме с ватиканских станц. Портреты в этих монументальных композициях существенно повлияли на его станковую живопись. В ватиканских фресках Рафаэль использует различные подходы к написанию портретов:
• с натуры;
• на основе уже имеющихся подлинных изображений;
• на основе документов и литературных источников;
• по воображению.
Объединив эти подходы, Рафаэль теперь не просто следует за натурой, а создаёт более содержательные образы.

При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – не парадный образ перед нами, а образ старика, чуть ссутулившегося под гнётом прожитых лет, умудрённого жизнью, но не сломленного, а внутренне властного, гордого, желающего активно жить и бороться. Этому портрету преджествовал рисунок сангиной. Вазари писал: «…исполнил ещё маслом портрет папы Юлия так живо и правдоподобно, что было жутко на него глядеть, словно бы и в самом деле он сидел перед нами живой».

Томмазо Ингирами – папский библиотекарь -   представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом. Все линии рисунка округлы, мягки и ниспадают вниз. Пухлые руки завершают не только внешнюю, но и внутреннюю характеристику портретного образа. Ингирами был косоглаз. Рафаэль не приукрашивает его внешности, а только несколько смягчает природный недостаток, разворачивая лицо моделикверху и в три четверти. Но сосредоточенное лицо и антураж в портрете подчеркивают богатство внутреннего мира Ингирами. В каждом своём портрете Рафаэль старался подчеркнуть то гумманистическое, человечное, что так ценилось в эпоху Возрождения.

В последние годы жизни Рафаэль создал росписи римской виллы Фарнезина. В еѐ главном зале находится фреска «Триумф Галатеи» (1519 г. ). Морская нимфа Галатея плывѐ т по морю на раковине, которую влекут дельфины. Окружающие еѐ фантастические существа и летящие маленькие амуры образуют проникнутую ликующей радостью композицию. В ней сочетаются золотистые тона обнажѐ нных тел, синева моря и неба.

Рафаэль в своем творчестве воплотил самые светлые и возвышенные идеалы гуманизма: он синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа. Само имя Рафаэля в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделѐ нного божественным даром художника. С великими почестями он был погребѐ н в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.