Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Василий Иванович Суриков (1848 - 1916 гг.)



Он родился в Красноярске в старинной казачьей семье.

У Сурикова чувство истории было не музейным и книжным, а живым, почерпнутым в самой реальности. Страстью его была и природа: мальчик рисовал всё, что видел вокруг себя.

В 1858 году Василий Суриков поступил в уездное училище, где познакомился со своим первым учителем рисования Николаем Гребневым. Золотопромышленник Петр Кузнецов предоставил ему стипендию для обучения в Академии художеств.

Оканчивая Академию художеств, он уже задумал первую большую историческую картину - " Утро стрелецкой казни".

В ней два главных героя: Петр, пронзающий стрельцов бешеным, испепеляющим взглядом, - и рыжебородый стрелец со свечой в руке, не смирившийся, готовый вступить в поединок с царем. Между этими двумя скрестившимися взглядами разворачивается вся трагическая сцена казни.

Следующая картина - " Меньшиков в Берёзове" - проникнута тем же чувством драматизма истории.

Меньшиков лишился своих сказочных богатств и владений и был сослан с семьей в сибирский город Берёзов. Суриков стремился показать трагедию человека, привыкшего повелевать, не знавшего себе равных в могуществе, - и вдруг и потерявшего всё.

Картина " Боярыня Морозова" стала вершиной его творчества. Изображённые на ней события произошли во второй половине XVII века. Тогда по инициативе патриарха Никона была проведена церковная реформа. Однако далеко не все были согласны с ней. Одной из них была боярыня Морозова, очень богатая и именитая. Суриков избрал момент, когда истерзанную пытками, измученную Морозову везут в санях-розвальнях через всю Москву. Она закована в кандалы. Её перевозят для вечного заточения в подземелье Боровского монастыря. Но во время этой последней встречи с людьми Морозова продолжает громко обличать царя и патриарха.

Суриков расставляет героев на холсте так, что они предстают естественными в своих движениях. Справа располагаются персонажи, сочувствующие боярыне. Они расположены по диагонали и сопровождают ход саней. Слева - персонажи равнодушные или враждебные.

 

" Боярыня Морозова" завершила " трагический период" в творчестве Сурикова. За ним последовал период " героический". Главной стала тема народной удали, силы, единства. Ею вдохновлены картины

" Взятие снежного городка"

" Покорение Сибири Ермаком"

Переход Суворова через Альпы"

" Степан Разин"



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.