Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теория Мальтуса.



То́ мас Ро́ берт Ма́ льтус - английский священник и учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле.

Изучая работы философов и экономистов предшествующих эпох, он натолкнулся на мысль, что люди размножаются быстрее, чем растут средства существования, и что если рост населения ничем не сдерживается, то каждые 25-30 лет население будет удваиваться. Развивая эти идеи, он пришел к очевидному, на первый взгляд выводу, что плодовитость бедняков - главная причина их жалкого положения в обществе.

Свои взгляды он анонимно опубликовал в 1798 г. в работе " Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества". Всего при жизни вышло 6 изданий его книги. В 1805 г. он получил кафедру профессора современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании.

Т. Мальтус утверждал, что численность населения возрастает в геометрической прогрессии, в то время как пищевые ресурсы, необходимые для пропитания этого населения - в арифметической. Через два столетия, утверждал он, народонаселение относилось бы к средствам существования как 256 к 9; через три - как 4096 к 13, а через две тысячи лет этот разрыв был бы беспредельным и неисчислимым. Эту концепцию впоследствии назовут законом убывающего плодородия земли. «Удвоение количества жителей Земли, писал он, фактически равносильно тому, что величина земного шара уменьшилась наполовину». Таким образом, рано или поздно, как бы медленно население ни росло, линия его роста пересечется с прямой пищевых ресурсов - арифметической прогрессией. Когда численность населения достигнет этой точки, затормозить его рост могут только войны, нищета, болезни и пороки. Мальтус предлагал и другие способы " торможения" роста численности населения: безбрачие, вдовство, поздние браки.

Перенаселение в концепции Мальтуса - не только беда человечества, но определенное благо, которое заставляет многочисленных и ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно трудиться за невысокую плату.

Теория Мальтуса с момента выхода книги стала предметом острых дискуссий - одни критиковали автора за не гуманность идеи, другие стали его приверженцами, увидев в ней закон, действительный для любой эпохи.

В действительности, замеченная тенденция, что рост средств существования вызывает немедленный рост рождаемости, на некотором этапе переходит в прямо противоположную - повышение уровня жизни ведет к снижению рождаемости и не только к стабилизации численности населения, а даже к абсолютному его снижению.

Самое знаменитое высказывание Мальтуса: " Человек, пришедший в уже занятый мир, если родители не в состоянии прокормить его или если общество не в состоянии воспользоваться его трудом, не имеет ни малейшего права требовать какого бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на Земле. На великом жизненном пиру для него нет места. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор, если он не найдет сочувствия нескольких участников пира. Но если они потеснятся, чтобы дать ему место, вскоре появятся новые, требуя для себя той же милости. Весть о том, что пища есть для каждого приходящего, наполнит зал многочисленными просителями. Порядок и гармония праздника нарушатся, изобилие, которое господствовало прежде, сменится недостатком, и радость приглашенных будет уничтожена зрелищем нищеты и скудости, свирепствующих во всех концах зала, и назойливыми криками тех, кто по справедливости возмущен, не находя пропитания, на которое они рассчитывали".

Для урегулирования роста населения Т. Мальтус предлагал два типа решений: первый - естественный, войны, эпидемии, голод и пр. Но так как было бы антигуманно увеличивать смертность для уменьшения популяции людей, он предложил искусственный способ сдерживания рождаемости через воздержание и даже аскетизм.

Проблемы роста народонаселения привлекли внимание представителей ученой общественности уже во времена перехода к индустриальному обществу. Возникновение науки Демографии было обусловлено объективными процессами исторического развития.

Государства нуждались в точных статистических данных о численности населения и темпах его роста для экономического и геополитического планирования ближайшего будущего. При этом первое время демография являлась в большей степени фундаментальной, чем практически используемой наукой.

Первые демографические модели были простыми, и легко создавались в условиях отсутствия вычислительной техники. Однако даже самые простые соображения привели Томаса Мальтуса (1766-1834) к выводу о неконтролируемом росте населения в геометрической прогрессии, при том, как рост количества средств потребления является линейным.

Эта гипотеза была им развита и широко, насколько это было возможно в то время, распространена. Не имея возможности, точного моделирования демографических процессов Т. Мальтус приводил, однако, множество примеров в пользу своей гипотезы. Подхваченная научным сообществом теория хотя и подвергалась нападкам критиков, тем не менее, не подверглась забвению, а вошла в основы демографической науки как одна из фундаментальных концепций.

Необходимо заметить, что в чистом виде концепция Томаса Мальтуса не существует и является абстракцией, так как рост населения в условиях человеческой цивилизации не является в полной мере геометрическим. Человек разумный, это очень сложное общественное “животное” (в данном случае это всего лишь биологический термин), и процесс его размножения не может описываться математической моделью

Центральным понятием мальтузианской теории общества является понятие народонаселения. Народонаселение - совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей: человечество в целом; групп стран; отдельных стран; различных региональных подразделений внутри этих стран вплоть до конкретных поселений. В социологическом плане народонаселение, его рост, плотность, расселение рассматриваются как одно из необходимых материальных условий жизни общества. В экономической теории народонаселение понимается как источник трудовых ресурсов и субъект потребления. Для демографии народонаселение - это совокупность поколений людей, различающихся по численности, возрасту и полу. В демографии под народонаселением понимают совокупность тех же людей, расселенных и мигрирующих в пределах определенной территории.

Мальтус считал, что изначально сама человеческая природа заставляет людей безоглядно плодить себе подобных. Другим важнейшим принципом своей теории стала его знаменитая фраза: «Не производить на свет детей, которых они не будут в состоянии прокормить». Он считал, не надо помогать бедным слоям населения, так как при улучшении жизни бедноты увеличивается её рождаемость, которая опять ведёт к бедности из-за слишком большого количества потребителей материальных средств к существованию и ресурсов. Для урегулирования роста населения Мальтус предлагал два типа решений: первый – естественный - войны, эпидемии, голод и пр.

Т. Мальтус определяет закон народонаселения как проявление во всех живых существах постоянного стремления «размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». И именно исследованию последствий этого «великого и тесно связанного с человеческой природой закона, действовавшего неизменно со времени происхождения обществ», Мальтус посвящает свой труд «Опыт о законе народонаселения».

Мальтус считает, что в данном месте фактически не может быть больше живых существ, чем сколько их может пропитаться там, - это трюизм. Ибо, если там найдутся лишние, они согласно принятому принципу осуждены на голодную смерть. Таким образом, дело происходит и во всем животном и растительном царстве: безумная плодовитость зародышей безжалостно приводится смертью к желанной пропорции, и определенный необходимостью уровень не поднимается выше и не опускается ниже, как в хорошо урегулированном резерве, ибо ужасные производимые среди них смертью опустошения постоянно восполняются напором жизни. Но у диких народов, так же как и у животных, к которым они приближаются, большая часть населения в буквальном смысле умирает от голода. Мальтус долго останавливается на описании состояния этих примитивных обществ, и в этом отношении он был одним из предшественников доисторической социологии, которая после него подвинулась далеко вперед.

Он очень хорошо показывает, как недостаток в пище влечет за собой тысячу зол: не только смертность, эпидемии, но и антропофагию, детоубийство, убийство стариков и особенно войну, которая даже тогда, когда целью ее не является съедение побежденного, ведет, во всяком случае, к отнятию у побежденного его земли и производимого ею хлеба. Эти препятствия он называет позитивными, или репрессивными.

Но все-таки равновесие между народонаселением и средствами существования у цивилизованных народов может быть восстановлено более гуманными средствами, т. е. препятствие репрессивное, состоящее в росте смертности, может быть заменено превентивным (предупредительным) препятствием, состоящим в сокращении рождаемости. Из всех животных только человеку, одаренному разумом и способностью предвидения, дано такое средство. Если он знает, что его дети обречены на смерть, он может воздержаться производить их. Можно даже сказать, что это единственное истин, но действенное средство, ибо репрессивное препятствие лишь еще больше вызывает рост народонаселения, подобно дерну, который тем больше растет, чем больше его косят.

Мальтус утверждал, что, несмотря на “естественное” регулирование численности населения посредством таких факторов, как голод, войны, эпидемии, человечество неизбежно столкнется с наступающим “абсолютным перенаселением”. Обосновывая необходимость борьбы с этим негативным явлением, Мальтус настаивал на регламентации браков и регулировании рождаемости. При этом в его теории игнорируется естественная потребность в детях и содержится призыв к ограничению рождаемости независимо от объективных обстоятельств, которыми определяется интенсивность данного процесса.

Концепция Мальтуса со временем претерпела определенную эволюцию. Поэтому принято различать классическое мальтузианство и его позднейшие модификации, которые, в свою очередь, существуют в виде мальтузианства, продолжающего классическую линию, и неомальтузианства. Центральным политическим тезисом классического мальтузианства является утверждение о “тщетности” усилий по преумножению средств существования людей, поскольку это, по мнению Мальтуса, в конечном итоге только увеличивает число потребителей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.