Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Домашнее задание: лекционный материал



 

Тема. Природа и цель коммуникаций.

Цель: формирование представлений о коммуникативной функции общения.

Основные понятия: коммуникация, кодирование, декодирование, сообщение, реципиент, отправитель, обратная связь

 

Одной из ведущих функций общения является коммуникатив­ная функция. Она проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами, в передаче и приеме знаний, мнений, чувств, предложений по тому или иному вопросу.

Коммуникация — это про­цесс передачи осмысленной информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации.

Переменные коммуникативного процесса. Процесс коммуника­ции состоит из ряда этапов, которые взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Полный единичный цикл коммуникации, или простая схема ее структуры, состоит из трех элементов:

[Отправитель] -> [Процесс передачи информации] —> [Получатель]

Отправитель — субъект коммуникации. Его цель — оказать на получателя то или иное воздействие. Отправитель передает опре­деленное сообщение.

Получатель — реципиент — тот (или те), кому адресовано сообщение.

Процесс коммуникации предполагает не только наличие отпра­вителя и получателя информации, но и сам процесс обмена инфор­мацией, чтобы мысли и идеи стали понятны другому, партнеру.

Цель коммуникации это рационально обоснованное намере­ние, которое, как показывает реальная практика взаимодействия, желательно не смешивать с побудительным мотивом (этот мотив является скрытым намерением, зачастую проявляющимся лишь на невербальном уровне).

Сообщение это высказывания или тексты, т. е. уже осмыслен­ная и закодированная соответствующим образом информация.

Кодирование — это зашифровка послания (сообщения).

Коды это символы или знаки, переводящие сообщение, идею на язык, понятный получателю. В случае речевого общения код — это сама речь. Сообщение может быть закодировано с помощью вербальных и (или) невербальных знаков, символов. Получателю для понимания информации необходимо декодировать (расшиф­ровать) сообщение.

Декодирование процесс расшифровки, превращения сооб­щения в форму, имеющую смысл. Коммуникация успешна, когда получатель получил и понял отправленное сообщение. Не следует отождествлять отправку сообщения и его передачу. Передача осу­ществляется только в случае, когда получатель реально получил сообщение. Результаты декодирования также зависят от интеллек­та, знаний, установок, навыков получателя.

Канал. После того как информация закодирована, она может быть отправлена получателю по одному или нескольким переда­точным каналам: почта, телефон, телеграф, письмо. Термином «канал» обозначают маршрут, используемый для передачи сооб­щения от отправителя к получателю, позволяющий информации «путешествовать» от одного разума к другому.

Каналы, интерпретируемые таким образом, можно разделить на:

естественные каналы, возникающие в сфере непосредствен­ного взаимодействия людей при участии разных органов чувств;

искусственные технические каналы (линии телефонной, те­леграфной радиосвязи, транспортные артерии, Интернет и пр. ).

В теории коммуникации понятие «обратная связь» относится к ответу получателя на сообщение — кивок, подразумевающий по­нимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т. д.                                                          Для обратной связи важен также процесс отражения и его функции. Процесс отражения может быть пассивным и активным.

Пассивное отражение имеет место, когда получатель воспринял информацию, но не дал об этом знать коммуникатору.

Общение считается полноценным лишь в случае активного отражения со­общения, когда получатель информирует каким-либо образом, что он получил сообщение и понял его таким-то образом, а так­же сообщил о чувствах, которые оно вызвало.

В литературе рассматриваются три типа коммуникатив­ных позиций, которые важны для общения:

открытая — для этой позиции характерно, что участник кон­такта демонстрирует свою готовность к общению

закрытая в этой позиции демонстрируется отсутствие за­интересованности в обратной связи

отстраненная — такая позиция характерна для констатирую­щего типа информации.

        

Домашнее задание: лекционный материал



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.