Тема: Понятие об отчете .Обработка собранных материалов
Цель: научить обучающихся правильно делать отчет и обработку собранных материалов
Задача:
– способствовать усвоению и закреплению знаний и умений в области туризма.
– способствовать развитию умения анализировать и систематизировать полученные знания, способствовать развитию познавательной деятельности.
– способствовать привитию интереса к туризму, как виду спорта, развитию чувства ответственности, коллективизма, привлечению обучающихся к занятиям в спортивных секциях и ведению здорового образа жизни.
Обучение дистанционное
Ход занятия
Рук. кр. – На прошлом занятии мы изучали как правильно составлять маршрут, учитывая те сложности и непредвиденные обстоятельства, которые могут встретиться на маршруте, а сегодня познакомимся как правильно составлять отчет оэкспедиции.
- Как же должна осуществляется работа над отчетом? -Очень важно, чтобы в работе над отчетом участвовала вся группа, а не только ответственный за отчет. После завершения экспедиции каждый член группы представляет свой краткий письменный отчет о выполнении обязанностей по порученной ему должности. На общем собрании происходит заключительное обсуждение итогов работы каждого члена группы и группы в целом. Важно, чтобы все дети знали оценку своего участия.
После этого необходимо произвести обработку собранных материалов, если велись какие-либо наблюдения, исследования; подготовить материалы в письменный отчет.
Мы с вами уже говорили: -для отчета используются все доклады и сообщения, сделанные ребятами в период подготовки -используются рассказы, записанные в пути во время встреч, экскурсий;
-должностные лица: казначей, завхозы и т. д. не только переписывают механически смету, списки снаряжения, продуктов, но и пишут свои замечания, выводы, советы по этой части;
-техническое описание маршрута - это ОПД (описание пути движения, которое ребята вели ежедневно).
-каждый день пути иллюстрируется калькой данного участка, который сделали дежурные проводники. Еще лучше, если они потом по своей кальке вычертят красочную схему. Отчет почти готов. А что делать еще? -Если в пути велся хронометраж, можно дать его отдельной таблицей или добавить в техническое описание дня и в график движения. -Фотографы обеспечивают иллюстрации маршрута. -Старший проводник обеспечивает картографический материал отчета. -Если метеорологи ежедневно вели календарь погоды, он тоже полностью войдет в отчет. -В группе могли быть исполняющие временные обязанности биологи, зоологи, географы, историки, в том числе и военные, и т. п. Каждый из них, готовясь к походу, знакомясь с литературой, встречаясь с людьми, бывая в музеях, сделает заготовки для будущего отчета. Например, военный историк может подготовить справку об упорных боях за деревню, составить карту действий партизанских отрядов в районе похода и т. п. Осталось перепечатать текст или посадить ребят с хорошим почерком, чтобы переписать его, и сброшюровать. Художники могут сделать яркие заголовки, рисунки.
Содержание отчета
Отчет должен быть конкретным и деловым, включать в себя разнообразные сведения о районе и маршруте. Основное его содержание -характеристика маршрута, его описание. Отчет может быть дополнен схемами, фотографиями. Фотоматериал должен передавать краеведческое и техническое содержание маршрута, а не жизнь группы («Вася ест из ведра, из миски, из половника... », «Маша сидит, лежит, смеется... » и т. п. ). Материал отчета надо разделить на несколько разделов. Вводная часть, куда входят титульный лист, аннотация, оглавление отчета, обзорная карта района похода, общие сведения о районе похода и справочные сведения о походе.
Характеристика района. Общие сведения о маршруте и о подготовке группы к экспедиции.
Техническое описание маршрута (описание пути движения), график движения группы и вопросы безопасности, здесь размещают картографический материал и фотографии.
-Материально-финансовое обеспечение
-Краеведческая и общественно полезная работа.
-Заключение (выводы, рекомендации).
-Приложения. Вводная часть. Отчет начинается титульным листом. В верхней части указывают организацию, проводившуюэкспедицию. В центре крупно пишут заголовок (например, «По местам боев за Антрацит», и т. п. ). Ниже подзаголовок: «отчет о... » (указываются географический район и основные пункты маршрута). Еще ниже указывают фамилию руководителя группы, его адрес, телефон. Указывают год проведения и свой город. Если есть утверждение маршрутно-квалификационной комиссией (МКК), надо указать ее наименование и номер маршрутной книжки (маршрутного листа). Аннотация. Здесь очень коротко надо обосновать выбор района путешествия, сформулировать его основную цель, перечислить интересные этапы маршрута, экскурсионные объекты.
Аннотация – это как бы «заманивание» на пройденный маршрут новых туристов. В конце раздела дается список сновных участников работы над отчетом, авторов разделов, рисунков и т. п. Оглавление содержит названия разделов глав.
Нумерация страниц должна быть сплошная (текст ли это, фотография или схема). Затем на целом листе помещают обзорную карту района, чтобы дать представление о том, где проходил маршрут, ути подъезда к начальной точке маршрута и отъезда из конечного пунктаНа обзорной карте необходимо ярко штриховой линией показать пешеходную часть маршрута. Масштаб карты должен быть мелким (в 1 см 5, 10 км), чтобы карта охватывала значительную территорию и давала представление о маршруте, < о его начальной и конечной точке. Это может быть и без масштабная схема. Справочные сведения. Здесь нужно указать вид туризма, его сложность, сроки проведения, район и нитку маршрута, способы передвижения и продолжительность пешеходной части маршрута, количество дневок. В виде таблицы надо дать список участников с распределением обязанностей. Прежде чем рассказать о второй части отчета, хочется сказать: пусть не пугает перечень разделов, не покажется работа над отчетом невероятно трудной, долгой. Все дело в организации работы б до похода, в походе и, конечно, после него. Готовясь к экспедиции, ребята делали доклады и сообщения о районе похода. Эти работы - готовые части отчета («Географическая характеристика», «Экскурсионные объекты» и т. д. ). А встречи и экскурсии в пути? Рассказ егеря на хуторе Березовка, рассказы экскурсоводов в музеях готовые части вашего отчета. Кальки дежурных проводников. а это уже значительная часть картографического материала вашего отчета. Характеристика района похода.
Краткая географическая характеристика: рельеф, гидрография, растительность и животный мир. Запланированные запасные варианты маршрута (были ли они использованы? ). Препятствия на маршруте. Календарь погоды. Источники питьевой воды, места купания, ночлегов, дневок, их ориентиры. Места повышенной опасности (ночлеги и дневки вблизи крупных поселков, где могут быть нежелательные встречи с местным населением; места с плохими питьевыми источниками т. д. ). Посещение каких экскурсионных объектов требует предварительной договоренности. Техническое описание маршрута. Это главная часть отчета. Она начинается графиком движения группы по маршруту в виде таблицы: Если в пути вели хронометраж, то можно вставить в таблицу еще 2 графы: «Характер пути» и «Ходовое время». Затем идет техническое описание маршрута. Изложение ведется по дням. Можно выделять участки маршрута. Например, 10 июня. Второй день пути. Хутор Березовка - д. Гусенево и т. д. Указывается направление движения, ориентиры, характеристика пути, меры безопасности, наличие питьевой воды, топлива и т. п.
Материально финансовое обеспечение похода.
Сюда включают смету расходов, списки личного и группового снаряжения, аптечки, ремнабора, указывают их вес. Надо, чтобы каждое должностное лицо составило краткий отчет, и поместить его здесь. Например, санитар к приведенному списку аптечки добавит, что взятых медикаментов было достаточно, но, учитывая множество загрязненных водных источников, следует увеличить количество средств для обеззараживания воды и т. п. Краеведческая и общественно полезная работа. Она может быть отражена в техническом описании, а может быть выделена отдельно. Это могут быть как сведения о работе, проделанной группой, так и рекомендации, например: «В лесу, 2 км севернее хутора Березовка, на опушке леса безымянная могила. Идущим по нашему маршруту группам надо заложить в график 1/2 дня для опроса местных жителей» или: «В поселке таком-то ведутся реставрационные работы по восстановлению старинной усадьбы. Хорошо в графике заложить 1—2 дня для участия в работах». Заключение (выводы и рекомендации). Записывается, что следует учесть группам, идущим по данному маршруту или в данный район. Как интереснее провести путешествие по этому району. Приложение. Здесь могут быть даны списки литературы по району, бытовые и пейзажные фотографии, расписания движения транспорта и т. п. Картографический материал включает общую мелкомасштабную карту района похода с нанесенной на нее ниткой пройденного маршрута, кальки, маршрутные ленты, схемы - все, что могут сделать по уровню своей туристской подготовки участники группы.
Помните: отчет должен быть чистым, аккуратным, легко читаемым. Он может быть иллюстрирован стихами, песнями, очерками, написанными ребятами. Если есть возможность, то, используя технические средства (компьютер, ксерокс), можно и нужно сделать экземпляры отчета для каждого участника похода, которые сохранятся у них на многие годы.
|